Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наш язык»

Конспект НОД для второй младшей и средней группы детского сада

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наш язык»

Цели:

- формировать элементарные представление детей о значении языка в ощущении вкуса пищи;

- показать детям, какую роль играет язык при общении человека с другими людьми;

- развивать умение работать в коллективе;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

Оборудование: кукла – перчатка «Незнайка»; набор продуктов с хорошо выраженным характерным вкусом

Содержание:

В группу забегает Незнайка, здоровается с ребятами:  Здравствуйте ребята, вчера мне так понравилось с вами играть, что я решил не ждать, пока вы меня позовете, а прийти сам. Чем сегодня будем заниматься?

Воспитатель: Незнайка, а сегодня мы с ребятами будем говорить еще об одном нашем важном помощнике, а какой это помощник вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.  (язык)

 

Всегда он в работе

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.   (язык)

Воспитатель: Правильно, ребята, эти загадки про язык. И сегодня мы с вами будем говорить о наших язычках, наших помощниках. Как вы думаете, почему язычок – это наш помощник?

Незнайка: Я, я знаю. Язык помогает нам дразниться, надо только высунуть его, вот так!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно говорит Незнайка?  Разве красиво  показывать язык и дразниться (ответы детей). Правильно, это очень невежливо. А вы как думаете, для чего же нужен язык? (ответы детей)

Вот видишь, Незнайка, наши ребята знают, что язычок помогает нам разговаривать и чувствовать вкус пищи.

Незнайка: Давайте проверим, как язычок помогает нам общаться друг с другом.

Проводится игра «Пойми меня» - Вызывается два ребенка, им показываются карточки с изображением разных предметов. Задача – объяснить другим детям, что на картинке, причем, один ребенок может говорить, т.е. может пользоваться языком, а другой по правилам игры держит язычок «под замком» и может объясняться только жестами. По окончании подводятся итоги: ребенку, который мог говорить, легко было объяснить, что на картинке.

Незнайка: а теперь, давайте проверим, как язык чувствует вкус.

Давайте поиграем в игру «Определи на вкус»:

Взрослый вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), взрослый просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:

- Что это такое?

- Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)

- Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?

Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды? (ответы детей). Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус? (ответы детей – нельзя пробовать лекарства и незнакомые продукты)  

Незнайка: Ребята. А я знаю интересную сказку про язычок, хотите послушать?

Проводится артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»:     

«Наш язычок проснулся рано  утром и выглянул в окошко (широко открываем рот).

Посмотрел, нет ли на небе тучек (язык тянется к носу).

Посмотрел, нет ли под окном больших луж (язык тянется к подбородку).

Закрыл окошко (ребенок закрывает рот).

Побежал умываться и чистить зубы (ребенок делает интенсивные движения языком по верхним, а потом по нижним зубам, рот приоткрыт).

И конечно, наш язычок не забыл полоскать рот (сильно надуваем одну щеку, потом другую, имитируя движения с водой).

Потом наш язычок побежал завтракать. Мама налила ему в чашку теплого молока (из широко раскрытого рта надо высунуть широкий язык, его кончик и края поднимаются вверх, тянутся к зубам, но не достают) и угостила вкусным вареньем ( не спеша облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю).

После этого язычок решил пойти погулять. И встретил на улице лошадку, которая с удовольствием покатала его (имитируем языком цоканье копыт), потом он увидел большого доброго слона (вытягиваем губы в трубочку) и кошку, которая пила молочко из блюдца (ребенок показывает языком, как кошка пьет молоко).

Еще наш веселый язычок покатался на качелях (узкий плотный язык поочередно тянется то к носу, то к подбородку – повторить несколько раз). А потом пошел домой».

Воспитатель: Спасибо, Незнайка, очень интересная сказка. А вам, ребята, понравилась сказка? (ответы детей).

В конце занятия Незнайка говорит детям, что ему было интересно с ними, и он еще обязательно придет к ним в гости.

Дополнительный материал по теме:

❀ Беседа о правилах гигиены полости рта:

- можно ли есть немытые овощи и фрукты? Почему?

- зачем мыть руки перед едой?

- можно ли есть с ножа? Почему?

- можно ли брать в рот конфеты, другие продукты изо рта другого человека? Почему?

- можно ли облизывать игрушки, пальцы? Почему?

❀ Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»

❀ Разучивание и выполнение артикуляционной гимнастики:

- "Улыбка". Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

- "Бублик". Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

- "Покусывание кончика языка"

- "Часы". Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

- "Лошадка". Поцокать языком.

❀ Чтение: загадки на тему «Рот, язык», Е.Пермяк «Язык и нос»

❀ Рассматривание языка в зеркало: «Какой у тебя язычок?» - розовый, шершавый, мокрый, может двигаться.

❀ Изготовление коллажа «Что почувствует язык»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы

Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Нет комментариев. Ваш будет первым!