Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)

Автор: Арсеньева  Ольга Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №1 г. Санкт - Петербурга

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках осени.

Задачи:

1. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в живой и неживой природе.

2. Закреплять знания детей о деревьях, листьях и плодах; о лесных грибах и ягодах.

3. Развивать внимание, речь и словарный запас детей. Активизировать в деятельности диалогическую и пояснительную речь.

4. Воспитывать любознательность, аккуратность, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Предварительная работа:

1. Заучивание с детьми загадок, стихов, потешек про осень.

2. Речь с движением, танец «Грибочки»

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела мудрая сова.

Воспитатель подходит к дереву, на котором сидит сова (игрушка)

Сова: Здравствуйте, ребята. Долго я живу на свете. Много всего знаю.

Отгадайте мою загадку.

Плащ золотистый она надевает,

Тёплое лето она провожает,

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы.   

О чем моя загадка?

Вы правильно отгадали загадку. А как вы догадались, что загадка про осень?

Ответы детей.

Я несла вам показать картину, но она упала и рассыпалась на части. Помогите поставить части картины на своё место.

Дети при помощи стилоса «собирают» картину.

Какое время года на ней изображено?

Как догадались?

Ребенок читает стихотворение:   

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется!

Аня нам тоже хочет загадать загадку:

По небу ходила,

Солнышко закрыла,

Только солнце спряталось,

И она расплакалась         (Туча).

Воспитатель:  Туча набежала, капельки закапали, листики упали с деревьев. Верните листья на деревья, с которых они упали.

Образуй новое слово.

Дети, при помощи стилоса возвращают листики на свои деревья, называя их.

Лист дуба (какой?) дубовый,

Лист клёна (какой?) кленовый,

Лист берёзы (какой?) ….

Лист рябины (какой?) ….

Воспитатель: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про листики.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети загибают пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать

Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы,

Загибают пальцы по одному, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Пальчики одной руки «шагают» по

другой руке

Сова:  Ребята, я хочу проверить, какие вы внимательные. Посмотрите на изображение, определите какие листья спрятались на картинке и раскрасьте их.

(дети находят листочки, при помощи стилоса обводят маркером разного цвета)

Воспитатель:  Ёжик нашёл необычные листики. Художница – осень забыла их раскрасить.

Нужно раскрасить большие листочки так, чтобы маленький был между красным и коричневым, а желтый рядом с красным.

Дети, друг за другом подходят к доске, и стилосом выбирают подходящий цвет, раскрашивая листочки.

Воспитатель:  Ребята, осенью на деревьях не только листики меняют окраску.

Отгадайте загадки и скажите, что ещё можно увидеть на деревьях осенью?

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы?   (Рябина)

У одного отца

Тысяча сыновей.

Он каждому шапочку дал.

А себе не взял.       (Дуб и желуди)

Молодцы! Да, осенью на деревьях появляются плоды.        (фото 6)

Подберите к каждому дереву свои плоды.

При помощи стилоса дети распределяют (перетаскивая) плоды, объясняя свои действия (дуб - жёлудь, рябина – гроздья рябины, ель - еловая шишка, сосна - сосновая шишка, каштан - плод каштана).

- Ребята, отгадайте ещё загадку:

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашёл.   (гриб)

В осеннем лесу можно собрать урожай грибов.

Давайте пойдем на полянку, соберём грибочки.

Дети встают в круг, танцуют и поют песенку:

Песня «ГРИБОЧКИ»

Слова и музыка М.Д. Быстровой

Как в осеннем лесу выросли грибочки.

Дети идут по кругу хороводом

Папа – гриб, мама – гриб и грибок – сыночек.

В центре круга – дети в шапочках грибов, сидят на корточках

Очень дружная семья выросла на кочке.
Папа – гриб, и мама – гриб, и грибок – сыночек!

Дети останавливаются, поворачиваясь лицом в круг, хлопают в ладоши;

Грибочки поднимаются

Мы возьмем кузовок и пойдем в лесочек.
Собирать на обед вкусные грибочки.

Дети идут по кругу хороводом,

Собирают грибы

(грибы в центре танцуют на месте)

Раз, два, три, четыре, пять!

Останавливаются, загибают пальчики, считая

Всех грибов нам не собрать.
Посчитаем до пяти и попробуем найти.

Закрывают глаза руками, (в это время грибы разбегаются), считают до пяти, догоняют грибы

Воспитатель: Ребята, Маша отправилась собирать грибы, но запуталась. Какие грибы положить в корзину? Давайте ей поможем. В корзину можно класть только съедобные грибы.

(Дети перетаскивают стилосом съедобные грибы в корзину, ядовитые остаются на полянке)

- Ребята, осень богата своим урожаем. Что ещё в лесу можно собрать?

Дети: - Ягоды.

- Давайте отправимся в лес за ягодами.

Дети встают в круг и под музыку выполняют речь с движением «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

Дети маршируют по кругу.

Землянику нашли.

Останавливаются, наклонившись, срывают ягоду.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальцы

Мы идём искать опять.

Маршируют

Повторяется несколько раз, заменяя название ягод (черничку нашли, малинку нашли…)

Воспитатель: Из фруктов и ягод можно приготовить вкусную еду.

Подставь в облачко фрукт или ягоду. Расскажи, что ты приготовил.

"Скажи какой?"

Ребёнок:   - Я приготовил черничный йогурт. Пирог из клубники – клубничный и т. д.

Пришла осень, похолодало, Маша решила пойти в парк погулять, но не знает, что же ей надеть. Подберите для нее осеннюю одежду, обувь и головной убор.    (Дети стилосом «одевают» девочку в осеннюю одежду.

Что не подходит для осени. Почему?

Ребята, художник писал картину и часто отвлекался. Поэтому что- то перепутал. Найдите, что перепутал художник. 

Итог:

Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? Давайте расскажем Совушке – сове, чем мы сегодня занимались?

Дети рассказывают.

Все молодцы. Совушка – сова довольна.

Методические рекомендации для воспитателей

Уважаемые коллеги! Непосредственно-образовательная деятельность, которую я вам представила, рассчитана на использование интерактивной доски и программного обеспечения Mimio Studio. Интерактивная электронная доска - компьютерный терминал, с помощью которого можно выполнять те же действия, что и с клавиатурой и мышью, но при этом не находиться рядом с компьютером. Она позволяет не только продемонстрировать информацию с компьютера с помощью проектора, но и выполнить весь набор привычных действий: управлять изображением, писать, рисовать, чертить, подчеркивать, обводить, и т.п.

Я размещаю только фото каждого листа. Если у вас нет доски, эти же задания можно выполнить в бумажном виде.

Кого заинтересует, могу выслать на почту файл для интерактивной доски.

Желаю всем творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:20 0
хорошее, насыщенное занятие, можно брать как итоговое.
Татьяна Сергеевна Гудкова # 12 марта 2014 в 06:12 0
Занятие очень интересное. Дети любят, когда в занятиях много игровых заданий. А использование презентации служит отличным приёмом активизации внимания детей. Молодец!
Юлия Владимировна Алексеева # 27 августа 2015 в 08:01 0
Занятие очень хорошо спланировано .Созданы все условия для гармоничного учебного процесса: много наглядного материала, задания яркие и интересные, наличие подвижных игр. Различные виды деятельности сменяют друг друга, что делает занятие увлекательным и интересным для детей.
Надежда Ивановна Котвицкая # 16 февраля 2016 в 13:26 0
Мне понравилась разработка. Занятие интересное,много игр, наглядного материала. Помимо развития эмоциональной сферы, в ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей,
Наталья Викторовна Бощенко # 17 марта 2016 в 15:59 0
Конспект занятия очень насыщенный, яркие иллюстрации. Плодотворный труд педагога.Спасибо за разработку.
Елена Петровна Краснова # 8 октября 2016 в 19:50 0
Развитие речи в дошкольном возрасте происходит в тесной связи с развитием мышления. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас дошкольников, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь.
Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и употребления их в новых ситуациях, в новых значениях.