Конспект занятия с дошкольниками. Путешествие на машине времени

Автор: Федосенко Наталья Петровна, педагог-психолог, КУ «СРЦН Большереченского района», р.п. Большеречье, Омская область

Описание работы: Предлагаю вашему внимаю занятие по развитию  восприятия и чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста. Эта разработка будет полезна для педагогов-психологов работающих в детских садах, детских домах, специалистам работающих с детьми дошкольного возраста.

Путешествие на машине времени

Цель:  Дать возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего. Показать, что можно приобрести, делая тот или иной выбор.

Оборудование: письма № 1, 2, 3 в конвертах, магнитофон и записи для ходьбы и для выполнения «рисования», бумага формата А4, карандаши на каждого.

1. Минута встречи.

Приветствие в кругу, придумать рифмовки с детьми.

2.Ведущий: Есть люди, которым нравится вспоминать, что было, т.е. жить в прошлом. Есть люди, которые всё время мечтают, живут в будущем. Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах, но сначала - познакомим всех с письмами, которые доставил почтальон на наш адрес.

Письмо 1:

«Здравствуйте, ребята! Мы ваши ровесники и ходим в подготовительную группу д/сада г. Москвы. Мы попали в неприятную ситуацию и просим нам помочь.

Однажды мы увидели в магазине красивую краску и решили, что можно ею покрасить веранду нашей группы. Заведующая нас похвалила. Она сказала: «Красьте только веранду» - это наше правило.

Мы покрасили веранду. Получилось очень красиво! Но краска ещё осталась: зелёная и красная. И мы покрасили ею гараж старого человека, думая, что помогаем ему. Но он увидел и стал нас ругать. Все недовольны, что мы так сделали. И мы сами тоже теперь огорчены.

Странно… Может, вы поняли, почему? Ответьте нам!

Дети подготовит. группы д/с. «Солнышко» г. Москвы».

Письмо 2:

«Здравствуйте, ровесники! Мы слышали о вас и решили обратиться за помощью.

Дело в том, что мы всей группой собрались поехать отдохнуть вместе с родителями в Чернолучье. Договорились все встретиться на Автовокзале в 11часов 00 минут перед отправлением автобуса. Но двое ребят не пришли вовремя. Мы ждали их до вечера. Автобус ушёл без нас, и мы остались без отдыха.

Обидно! Мы поспорили. Одни говорили, что  мы зря ждали их, надо было уезжать. Другие - что нельзя было уезжать не дождавшись – это не по товарищески. Мы понимаем, что того, что произошло, не исправишь, но скажите, какое бы вы приняли решение?  Ждём ответа».

Письмо 3:

«Пишут вам ребята – 7 козлят. Здравствуйте. Раньше, когда мы были маленькими, и за нас всё делала мама-коза, всё было просто. А сейчас много надо делать   самим. Мы установили дежурство. Но в 1-ый день такое началось, особенно, когда обсуждали, что готовить на обед. Все так кричали про названия блюд, что дежурные ничего не поняли, и мы остались голодными. У дежурных заболела голова. Мама скоро вернётся из командировки, а её кормить нечем. Может быть вы знаете, что делать в такой ситуации? Ждём ответа, заранее спасибо, семеро козлят». Итак, чтобы быстрее ответить на письма, предлагаю разделиться на 3 микрогруппы и придумать ответы всем  3-ём адресатам. Затем обсудим ответы и, если будет необходимость, внесём изменения.

В микрогруппах активно действуют все дети, невозможно «отсидеться» при обсуждении. Рефлексия командной работы: Кому удалось сделать обсуждение интересным? Кто был разговорчивее, но иногда мешал своими разговорами? Кто создал дружелюбную обстановку?

3. Игра «Далеко – близко». Ведущий

Ситуация.

а) Сначала под музыку надо ходить, не глядя друг на друга и соблюдая большое расстояние. Смотреть только под ноги. Обязательно соблюдать инструкцию.

б) так же двигаться по комнате, но с закрытыми глазами и стараясь оказаться как можно ближе, друг к другу. Делайте это спокойно и запоминайте своё состояние.

Пояснение: помочь почувствовать сложность переживаний и их отслеживание, когда следишь за выполнением инструкции (используется музыка).

Надо следить за состоянием участников. И, если нужно, давать дополнительные инструкции.

Обсуждение: Необходимо помочь сделать вывод, что иногда очень сложно что-то чувствовать или переживать, если ты следишь за выполнением инструкции.

4. Упражнение «Пройти как…» Ведущий: я буду давать вам разные задания:

Задания:

- пройти расслабившись

- пройти собравшись;

- пройти так, как будто по горячему песку;

- пройти, как будто пробираешься через высокую траву;

- пройти, как будто по колючей гальке;

- сейчас ты будешь двигаться так, как подсказывает твоё тело.

Пояснение: Развивать воображение, исключить возможность подражания другим, дать возможность получить удовольствие от процесса упражнения (выполняется с закрытыми глазами, под ритмичную музыку).

Обсуждение: ваши ощущения? Что помогало? Какие были трудности?

5. Упражнение «Живописец» Ведущий: (расслабление, спокойная музыка). Закройте глаза и представьте большой лист бумаги. Сами определите его размеры. Покажите руками их в воздухе. А ещё у вас волшебная кисть. Почувствуйте её. Она волшебная. Потому что двигается самостоятельно. Представьте, она уже начала рисовать. Попробуйте помочь ей: Пусть твои руки двигаются вместе с ней…. Как они будут рисовать: размашисто, уверенно или маленькими мазками? Что будет рисовать твоя кисть? Что-то знакомое или загадочные линии, пятна? Интересно, куда поведёт кисть твою руку? Попробуй расслабиться и следить за ней.

После упражнения садятся в круг и нужно немного (1,5 -2-мин.) помолчать, вспоминая яркие ощущения.

6. «Сказка о машине времени».

Рассказывает ведущий: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали только в прошлое, им нравилось только вспоминать и не думать о том, что их ждёт. Другие только в будущее путешествовали, им не хотелось вспоминать то, что было, и они совсем не хотели думать о настоящем. Но были в этой стране люди, которые жили только настоящим, они не понимали тех, кто вспоминал всё время; и тех, кто мечтал и мечтал. Над ними стали смеяться. Их машины времени затянуло паутиной.

Жил в этой стране один  мальчик, звали его Тим - любопытный. В его семье путешествовали только в прошлое. Он с этим не мог мириться. Однажды Тим пробрался в гараж, смазал все рычаги и слетал в будущее, через несколько дней вернулся и его рассказам о прекрасном загадочном будущем не было конца. Его рассказы возбудили любопытство у других людей, и они рискнули путешествовать в другое время. Но рычаги машины двигались только в одну сторону, как они привыкли. Все махнули рукой. И лишь упорство некоторых достигло цели. Они сами выбрали время и место, где им хотелось бы побывать…

7. Игра «Карусель». Ведущий: управляет переходами и помогает детям настроиться друг на друга при каждой новой встрече.

2 круга – внутренний и внешний. «Сейчас будет работать  внешний круг. Расскажите своему партнёру, что вы хотите найти для себя в будущем. Спасибо! Попрощайтесь, и внешний круг делает шаг вправо: новые руки – новая встреча.

Сейчас работает внутренний круг – куда бы вы отправились на машине времени и почему?»

Возможно 6-7 переходов, где участники выполняют: одни - роль слушателей, а вторые – рассказывают о значимости прошлого, настоящего и будущего.

8. Рисование «Три зеркала». Ведущий: попробуй нарисовать себя в прошлом, настоящем, будущем, используя цвет зеркал. Посмотри внимательно, всё ли ты отметил, не торопись. Заметь себя в этих временах. Обсуждение: Ваши чувства при рисовании разного времени? Что легче рисовать? Почему?

Используются:  лист бумаги размером А4 и карандаши.

В голубом зеркале – какой есть; в зелёном – каким был; в красном – каким хочешь стать.

Минута прощания. 

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры для дошкольников

Игры на знакомство в детском саду. Старшая группа

Игры, снимающие напряжение для детей 3-5 лет

Психологические игры для детей 3-6 лет

Татьяна Гришанова # 23 декабря 2013 в 00:53 +1
Ваше занятие понравилось своей новизной. Тема "прошлое, настоящее и будущее" на мой взгляд -сложная. Но ваше занятие раскрывает эту тему и помогает детям пережить, осмыслить эту важность. Благодарю Вас за такую работу! Мне очень захотелось  провести такое же занятие, надеюсь, у меня получится.
Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:16 +1
очень интересное и познавательное занятие
Юлия Устюгова # 18 февраля 2014 в 12:51 +1
Занятие интересное, но на мой взгляд сложновато для дошкольников, даже старших. однако, упражнения,предложенные в занятии можно использовать как элементы в НОД  или режимных моментах.
Юлия Сергеевна Савченко # 2 апреля 2017 в 14:51 0
вынуждена с Вами согласиться, очень интересно, но подойдёт для второго - третьего класса, а младше врядли. Хотя, может воспитанники Натальи Петровны посообразительней наших будут. Само же занятие просто супер.
Ирина Николаевна Лещенко # 4 сентября 2014 в 22:48 +1
Занятие интересное. А мне нравится, что дети должны думать, рассуждать.Чем больше мы будем наталкивать детей на рассуждение, тем речь у детей будет больше развиваться. В наше время многие дети не могут высказать свои мысли, а такие занятия их этому научат. Спасибо за интересное занятие!
Елена Владимировна Брик # 9 октября 2014 в 08:35 +1
Мне кажится заняти немного затянуто. Возможно разбить его на 2-3 занятия. А так интересно.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:21 +1
Мне кажется немного сложная тема для дошкольников. Но отдельные элементы занятия очень интересны.
Наталья Николаевна Изосимова # 9 ноября 2014 в 18:09 +1
Не простое, но интересное занятие. Спасибо. Думаю, что детям это будет очень интересно.
Галина Руслановна Тимофеева # 30 ноября 2014 в 08:14 +1
занятие скорей всего для школьников, очень сложное и во время (30 минут) не уложитесь)))). рефлексия слишком сжатая.
Лилия Рафисовна Мингазетдинова # 2 марта 2015 в 20:59 +1
Содержание занятие решает поставленные задачи. Широко используются игровые приемы: игровой персонаж, загадки, имитационные движения, которые так нравятся детям. А задумка вообще очень интересна с содержанием.
Ольга Михайловна Маркова # 8 октября 2015 в 20:35 +1
Занятие очень интересное, но на мой взгляд сложновато для дошкольников, однако многие упражнения, используемые на занятии можно использовать как элементы в НОД или режимных моментах.
Ольга Павловна Левина # 24 декабря 2015 в 18:07 +1
Очень все не просто, но интересно. Молодец.
Елена Вячеславовна Карпенко # 3 февраля 2016 в 21:48 +1
занятие необычное, но мне кажется что оно сложновато для дошкольного возраста, хотя могу и ошибаться т.к работаю с детьми с ТНР и ЗПР. Если ваши ребята справляются то это просто замечательно
Надежда Ивановна Котвицкая # 16 февраля 2016 в 13:15 +1
Содержание занятие,которое заставляет детей думать,рассуждать.Используются игровые приемы, которые нравятся детям.
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:44 +1
данное занятие по развитию восприятия и чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста для педагогов-психологов работающих дать реальную возможность возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего. спасибо конспект супер.
Марина Григорьевна Солодова # 1 июля 2016 в 19:47 0
Спасибо за разработку! Дать детям представление о времени всегда не просто. Я считаю вашу разработку полезной, так тема путешествия увлекательна для детей и, увлекаемые историей, воспитанники будут максимально внимательны, да и впечатления от такого развлечения останутся на долго!
Светлана Викторовна Дорн # 21 января 2018 в 15:03 0
Тема сложная, но очень интересная! Не побоялись взять не простой материал и раскрыть в доступной для дошкольников форме. Особенно меня заинтересовало рисование "Три зеркала", результаты видимо впечатляют...! Обязательно попробую со своими детьми в группе. Благодарю!
Виктория Михайловна Домчук # 10 июля 2018 в 09:38 0
Очень интересная задумка! Мне понравилось, попытаюсь использовать на детях с ОВЗ. Спасибо за идею, очень уж нестандартная!
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 11:57 0
Занятие интересное, полезное. Не хватило лишь целей каждого упражнения и связок между ними. так же, простраивая занятие, важно просчитывать время, затраченное на выполнение каждого упражнения, чтобы не перенапрячь детей.