Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по методике ТРИЗ

Автор: Сучкова С.Н., воспитатель МКДОУ д/с №40 «Калинка» г. Лесосибирска

Тема занятия: Путешествие в лес

Цель: Развитие связной речи дошкольников, развитие логического мышления. Закрепления знаний детьми геометрических фигур, некоторых знаний о природе. Продолжать учить работать в компаниях.

Оборудование: Игрушка – стрекоза; два комплекта геометрических фигур; магнитная доска, фломастер, предметные картинки для тризовской игры «Рюкзак путешественника», «Зелёная поляна»; карточки «Угадай, чей след», альбомные листы с пятнами Роршеха (2 листа), мелки; круг Эйлера «Обитатели Земли».

Ход занятия

Разминка: Дети заходят в группу, приветствуют гостей, и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним нашу разминку «Дети в саду»

Вышли дети в сад гулять,           Где кудахчет курица,

И решили наблюдать                   За цыплят волнуется.

Где гуляет наш котёнок,              Как цветут в саду  цветы

Где гуляет поросёнок                   Астры, бархатцы, кусты

                                                        Роз пахучих, клумба целая

                                                        И пионов грядка белая.

Наши дети погуляли

Много нового узнали

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по лесу? В лесу нет дорог, не ходит транспорт, а в иных местах даже пройти невозможно. На чём мы сможем отправиться в путешествие?

Воспитатель: Я вам подскажу. Наше средство передвижения по лесу зашифровано в этом насекомом. (Показываю детям стрекозу – игрушку )

Воспитатель: Как выдумаете, на чём мы отправимся в путешествие? Докажите, что это насекомое  похоже на вертолёт! Молодцы! Мы отправимся в путь на маленьком вертолёте, он будет приземляться на небольших полянках, на берегах рек или озёр.

Воспитатель: Для начала нам нужно построить вертолёт. Как вы думаете, из чего мы можем его построить? Я принесла с собой материал для изготовления вертолётов. Каждый из вас подойдёт и возьмёт по две детали одного цвета (20 деталей – 10 - одного цвета, 10 - другого цвета). Дети берут схему вертолёта и выстраивают его (Вертолёты строят по схеме, работают дети за столиками) Получилось два вертолёта, двух цветов. Вот мы и разбились на две команды.

Воспитатель: Ребята, что нам понадобится в путешествии? (ответы детей.)

Воспитатель: В путешествии нам понадобятся некоторые предметы. Отгадайте их. Докажите, почему вы так думаете (можно поставить картинки).

Похож на треугольную призму

Цвет может быть зелёный, коричневый, синий, а  может быть любой.

В ней можно жить в походных условиях.

Похож на половину шара. Есть ручка за которую можно держать эту половину шара.

Обычно он металлический.

В нём можно готовить пищу.

Мешок с лямками.

Может быть любого цвета. Его носят за плечами.

В него можно класть от продуктов до инструментов

Воспитатель: Вот и собрались, тогда в путь. Встаём вокруг своих вертолётов, берёмся за руки и говорим слова:

В путешествие летим мы                   Мы по лесу погуляем

Вертолётом – стрекозой                     Много нового узнаем

Над лугами, над полями,                    А потом наш вертолёт

Над высокими лесами.                        Всех нас в садик привезёт.

Воспитатель: А вот первая наша остановка, она называется «Зелёная поляна». Как вы думаете, почему эта полянка так называется? (Потому что на этой поляне множество разных растений, цветов и трав)

- Какие цветы вы видите на поляне?

- Давайте рассмотрим жизнь одного из растений в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

Раньше был я  жёлтым цветом,

А потом пушистым «дедом»

Ветер дунул, пух слетел

Стал я без цветка совсем. (одуванчик)

В прошлом

В настоящем

В будущем

Где можно встретить.

В лесу, около дорог, в парке и др.

 

То же.

 

То же.

Листья светло-зелёные, маленькие, корешки тоненькие.

Цветёт желтым цветом, корешки крепкие,     листья зелёные.

Даёт семена, листья темно-зелёные.

Воспитатель: Вам понравилось на этой поляне? Что нового для себя вы узнали?

- Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают около вертолётов, взявшись за руки и говорят слова.

Воспитатель: А вот и вторая остановка нашего вертолёта на полянке зверей. Посмотрите какая красота вокруг, синее небо, зелёная трава, душистые цветы, а окружают полянку высокие деревья и ветвистые кустарники.

- Ребята, а каких животных, птиц или насекомых можно увидеть на этой полянке?

- А почему мы никого не видим? Правильно, все звери попрятались от шума вертолёта, но оставили свои следы. Показываю детям карточки. Если мы с вами отгадаем, где чей след, то узнаем какие животные, птицы, насекомые живут здесь.

Каждая команда подойдёт к своему столику. Воспитатель раздаёт карточки с изображением похожим на следы обитателей леса и картинки с изображением насекомых, птиц, животных и т. д. Дети должны разложить картинки обитателей по «следам» на карточках.

- Кто оставил такой след? Дети работают в компаниях. Некоторых можно спросить: Докажи, что это след зайца, или след насекомого. Можно повести с детьми взаимопроверку.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше. Дети встают вокруг вертолётов и говорят слова.

- Наше путешествие продолжилось на берегу озера. Прислушаемся, какие звуки вы слышите?

- Ой, ребята посмотрите, вот и плакат висит. Что здесь написано? (Попросить детей прочитать) «Охраняйте обитателей водоёма»

Воспитатель: Здесь на плакате были нарисованы обитатели водоёма, но рисунок размыло дождём. Как нам узнать какие обитатели были нарисованы? Правильно, надо восстановить рисунок. (Пятна Роршеха). Воспитатель даёт детям плакат, и дети рисуют обитателей озера.

Воспитатель: Давайте  вместе рассмотрим и узнаем, какие обитатели живут в этом водоёме. (Вешаем плакат на место и рассматриваем).

- Как будем охранять этих обитателей?

Воспитатель: Ой, ребята, У нас в детском саду скоро обед, нам пора возвращаться. «Садитесь» в свои вертолёты. Дети встают вокруг вертолётов, говорят слова.

Воспитатель: Вот мы и дома. Сегодня мы совершили большое путешествие, многое увидели и узнали. Давайте   отдохнём, присядем на дорожку и немножко поразмышляем. (Показываю круг Эйлера «Обитатели Земли»)

- Как вы думаете, что это? Это обитатели нашей планеты Земля.

- Представьте себе, что может случится, если одно звено выпадет из этого круга? (Закрываю тёмной полоской любое звено круга) Высказывание детей (Можно закрыть по очереди несколько звеньев ориентируясь по времени).

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня много узнали. Я думаю и с природой вы будите общаться бережно.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Ирина Рудакова # 8 августа 2013 в 20:01 +1
Спасибо автору, Сучковой С.Н. Занятие очень интересное, конспект прочитала на одном дыхании. Видно, что автор в совершенстве владеет технологией ТРИЗ. Я думаю, что и детишки с таким же интересом и желанием работали на этом занятии. Успехов Вам в работе.
Ирина Рудакова