Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе по теме: Звуки «П/П’»  «Почтальон Печкин из Простоквашино»

Автор: Адиятуллина Лилия Закировна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №38 компенсирующего вида», г. Казань

Описание материала: предлагаю вам конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) с общим недоразвитием речи по теме «Звуки П и Пь». Данный материал будет полезен учителям – логопедам, музыкальным руководителям, воспитателям подготовительной группы. Этот конспект направлен на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе по теме: Звуки «П/П’»  «Почтальон Печкин из Простоквашино»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

Цели: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление произношения звуков «П, П’» в слогах, словах, предложениях.

Закреплять знания детей о согласных звуках.

Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера или амплитуды движений.

Развивающие:

Развитие речи, внимания, мышления.

Развитие зрительного восприятия.

развитие физиологического и фонационного дыхания;

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;

Воспитательные:

Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе  элементарного подражания.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:  

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы).

Наглядный (картинки,).

Игровой 

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей.

Оборудование: домик из модулей, мягкие игрушки: корова, лошадь, собака, кот, петух, курица, цыплята, утка, гусь; тематическая картина «Почтальон Печкин из Простоквашино», иллюстрации скоростного поезда, петуха, пеликана, пингвина, попугая, павлина; дидактическое пособие «Складовые таблицы» (Е. Кузнецовой), плакат к попевке Е.Н. Денежкиной, мяч, конверт, посылка, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, резинки на руки зеленого и синего цвета, браслетики из бусинок на руки. СD-диск “Весёлая логоритмика”; CD-диск “Круглый год ” 2 часть; фонограммы: песня Эдуарда Хиля «Последняя электричка; песня Э.Пьехи «Веселый сосед», песни из м/ф «Трое из Простоквашино», «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь», звуки деревни.

Ход занятия.

I. Вводная часть

Дети вбегают врассыпную, встают в шахматном порядке (на правой руке у каждого ребенка надета резинка зеленого (синего) цвета). (фонограмма «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь»)

- Ребята, давайте поздороваемся. «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

II. Основная часть

1)  Логопедическая гимнастика «Потягушки»

Потягушки – потягушки!

Дети потягивают руками в стороны - вверх

Просыпайтесь, мои ушки!

Потягивают пальчиками за мочки ушей

Просыпайтесь, мои губки!

Вытягивают губки трубочкой

Просыпайтесь, мои зубки!

Показывают зубки («заборчик»)

Надувайтесь, мои щечки,

Надувают щеки

Словно два больших мешочка

Хлопают ладошками по щекам

Глазки, глазки, открывайтесь,

Проводят указательными пальцами по векам

Просыпайтесь, просыпайтесь!

Моргают

Зубки острые, кусайтесь!

Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю

Губки, губки, улыбайтесь!

Улыбаются, растягивая губы

Дети садятся на стульчики

Логопед: Сегодня, ребята, мы повторим звуки П и ПЬ.

Логопед открывает тематическую картину «Почтальон Печкин из Простоквашино».

Логопед: Вчера к нам в гости прилетал Галчонок, из известного вам мультфильма. Он принёс письмо. Догадаетесь от кого оно? (дети рассматривают конверт, ответы детей)

Логопед: (чтение письма) Здравствуйте ребята! Дядя Федор снова уехал в город к маме и папе, и в Простоквашино стало грустно и тоскливо. Чтобы не скучать, я решил пригласить ребят детского сада «Пчелка» к нам в гости. Пожалуйста, приезжайте, буду очень рад. Почтальон Печкин.

Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в деревню Простоквашино?

Дети: Да.

2) Определить место звука в словах и характеристика звуков (твердый – мягкий, звонкий - глухой).

Логопед: Но сначала, я хотела бы вас спросить, какой звук слышится в начале слова «Почтальон», «Печкин», «Простоквашино».

Дети: В слове почтальон слышится звук П, в слове Печкин – звук Пь.

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Звук П – глухой, твердый, звук Пь – глухой, мягкий.

Логопед: Вижу, вы ребята дружные.

Дети: Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята,

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Логопед: С этими добрыми словами можно отправляться в путешествие. На чём можно путешествовать? (ответы детей)

Логопед: А я вам предлагаю отправиться на транспорте, который начинается со звука «п», этот транспорт может двигаться только по железной дороге.

Дети: Поезд

Логопед: Да, это поезд, но не обычный, а современный скоростной, он быстро довезёт нас до места. (Логопед показывает иллюстрацию).

3)  Фонетическая гимнастика

Ветер сильно задувает, тучи в небе разгоняет. П-п-п-п.

Вот стоит паровоз.

Он стоит и гудит:

«У – У- У- У».

И тебе он говорит:

«У- У- У-У, я тебя прокачу.

Ты садись, милый мой,

Мы поедем с тобой».

«П-П-П, П-П-П» - 

Так колёса стучат, 

Прокатить тебя хотят.

4)  Игроритмика «Веселый поезд»

(фонограмма песни Эдуарда Хиля «Последняя электричка»)

перестроение в одну шеренгу          

Логопед: Вот и приехали мы в деревню Простоквашино. (фонограмма звуки деревни: слышатся мычание коров, кукарекание петуха и т.д.)

5) Упражнения на общую моторику «Птицы». (Дети стоят врассыпную)

- Ребята, давайте изобразим птиц, которые начинаются на звуки П И Пь. (чтение стихов детьми, сопровождаемые движениями)

1. Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней. (В. Берестов).

 

2. Петя, Петя, петушок - 

Золотой гребешок,

Ну-ка, Петя, нам ответь,

Говорят, ты мастер петь?

«Да, я раньше всех встаю,

Громче всех в селе пою!»

 

3. Павлин

Как на бал – зимой и летом – 

Эта птица разодета.

Чуть прищуривает глаз:

- Нет ли зеркальца у вас? (В. Степанов)

 

4. Пеликан

У реки, в тени лиан,

Поселился пеликан.

Пеликан не ловит мошек,

Ловит он в реке рыбешек.

 

5. Попугай

Попугаю Кешке

Принесли орешки

А он – вредный и скупой

И плюется скорлупой

 

6.  Пингвин

Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс Южный - вьюжный.

Землю там покрыли льдины,

А на них живут пингвины.

Не летают птицы эти,

Но летать они хотят

И подолгу на рассвете

В небо низкое глядят.

6)  Заходит почтальон Печкин (воспитатель) в руках посылка.(музыка из м/ф «Трое из Простоквашино»)

Печкин:

Я почтальон весёлый,

Я всегда спешу,

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Логопед: Здравствуйте, Печкин.

Печкин: Здравствуйте.  Я рад приветствовать вас в Простоквашино. Ребята, а вы умеете петь?(ответы детей) Я хочу вас послушать.

7)  Пропевание слогов на П, П’. (медленно и быстро) 

Печкин стоит в центре, справа от него стоят дети с зелеными резинками на руках, слева – дети с синими резинками на руках.

Ребенок: Вижу Петю на пороге.

Побежит он по дороге. (Затем пропевание слогов: с мягким звуком поют дети с зелеными резинками; с твердым звуком – с синими резинками)

(дидактическое пособие С. Кузнецовой «Складовые таблицы»)

Логопед: А сейчас мы споем тебе песенку на звуки П И Пь.

Попевка Е.Н. Денежкиной на звуки П / П’. (медленно и быстро)

Вот со звуком П игра

Нам играть в нее пора

Пепи с Полей тут поют

А вот пони топают

На поляне павлин, лилипуты, пень один

Водопад, в поле выпь.

Выходи на звуки П. 

Печкин: Ребята, я приготовил вам сюрприз (достает из посылки браслеты, раздает детям)

8) Чистоговорка «П/ П’» с движениями мелкой моторики (с браслетами).

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Печкина и  прочтем чистоговорку со звуком П и Пь. (На каждое слово отодвигают бусинку).

Пу – пу – пу, попугай клюет крупу

 Па – па – па, на пол сыплется крупа.

Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.

Пе – пе –пе - соринки в крупе.         

Пи-пи-пи - не сопи.

Пи-пи-пи - знания копи. (дети одевают на руку браслеты)

9) Игроритмика «Веселый сосед» (песня Э.Пьехи «Веселый сосед»)

Логопед: Печкин, а мы не только петь умеем, но и танцевать. Посмотри наш танец «Веселый сосед».

Почтальон Печкин прощается и уходит, оставляя посылку.

9)Пальчиковая гимнастика «Паучина» 

Логопед: Ой, Почтальон Печкин оставил посылку. (достает игрушку паука)

Пау – паучина

паутину сшил

(1-ый палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик,

паутину смыл.

(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло,

стало подсыхать.

(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

Пау – паучина

трудится опять!

(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

10)   Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко». (Логопед достает мячик из посылки).

1.    Это – маленькие КОНИ.

Как зовут их, дети? - … ПОНИ!

2.    Если все ты будешь знать,           

То получишь в школе...  ПЯТЬ.

3.  Вдруг видят: стоит у колес,

Огромный взъерошенный… ПЕС.

Достает учитель КАРТЫ

4. И кладет на наши … ПАРТЫ

Маленькие, словно ТОЧКИ,

Зеленеют в парке… ПОЧКИ.

5. До чего тяжелый ТРУД-

Очищать от ила … ПРУД!

6. Мой щеночек рыжей МАСТИ

Палку мне приносит в … ПАСТИ!

7.У малышки в ванне ФЛОТ:

Пять корабликов и … ПЛОТ.

8. Для гнезда приносят ГАЛКИ

В клювах тоненькие … ПАЛКИ.

9. От учений будет ТОЛК:

В ногу марширует … ПОЛК!

10. Вода бежит в прохладной РЕЧКЕ

Поленья полыхают в … ПЕЧКЕ.

11. Лечит от болезней ЛЕКАРЬ.

Хлеб печет умелый ... ПЕКАРЬ.

12.Собирают сено  ВИЛАМИ.

А деревья пилят ...  ПИЛАМИ.

13. Не заставить нашу ЛЕНКУ

Вместе с молоком съесть ... ПЕНКУ.

14. Далеко идти мне ЛЕНЬ,

Лучше сяду я на ... ПЕНЬ

15. Все уселись мы на ЛЕСЕНКУ

И поем мы хором ... ПЕСЕНКУ.

11) Песня «100 вопросов почему?» (CD-диск “Круглый год ” 2 часть)

III. Заключительная часть.

12) Психогимнастика

Воспитатель: Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

VII.  Рефлексия.

- Ребята, в посылке у Печкина лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением:  радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Логопед из посылки достает записку, читает: «В домик загляните. Последний сюрприз найдите». Вместе с детьми подходят к домику, достают поднос с пряниками.

Логопед: В погожий осенний денёк, мы ездили в Простоквашино

Мы пели и плясали, друзей повстречали

А теперь пора прощаться нам

Гостям мы говорим: (вместе с детьми) до-свиданья вам!

Дети под музыку уходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 23:19 0
Интересное занятие. Решается большое количество коррекционных задач. Используются разнообразные виды заданий. Виден творческий подход педагога к работе. Спасибо и удачи Вам!