Конспект НОД в подготовительной группе «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе

Автор: Палий Лариса Михайловна, музыкальный руководитель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 Краснодарский край, г. Кореновск.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Это  конспект интегрированного занятия, направленного на воспитание интереса к музыкальной деятельности и развитие логического мышления.

Интеграция образовательных областей: «Музыка» и  «Познание».

Цель: Развитие  музыкальных,  интеллектуальных и  математических способностей детей через сюжетное обыгрывание.

Задачи:

Образовательная область  «Музыка».

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на  классическую музыку.

Развивающие: Развивать  певческие способности, активизировать артикуляционный аппарат детей с помощью ритмодекламации,  способствовать развитию навыкам игры    на музыкальных инструментах, легко и красиво выполнять танцевальные движения.

Образовательные: Формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познание»

Воспитательные: воспитывать у детей  умение  слушать педагога  и правильно отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать логическое мышление,  внимание, совершенствовать навыки счёта, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать навык самооценки и самоконтроля.

Образовательные: формировать навык ориентировки на листе бумаги, уметь анализировать способ расположения частей, составляя силуэт, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Демонстрационный материал:  клавиши «Роланд», ноутбук, мультимедийная установка, слайды  к сказке «Гуси - лебеди».

Музыкальный материал: фонограммы с записью пьес «Баба-Яга», «Утро» из детского альбома П. Чайковского, пьесы «Добрый жук» музыка Антонио Спадавеккиа.

Раздаточный материал: музыкальные инструменты – деревянные  ложки,  бубен, шумовые инструменты; карандаши,  карточки с цифрами,  трафареты «яблок с семенами»,  цифры от 1 до 10, блоки Дьенеша,  палочки Кюизенера,  наборы игры «Танграм», листы бумаги прямоугольной  формы,  схемы изображения гусей.

Ход НОД

Дети под   «Марш»  Ю. Чичкова входят в музыкальный зал и становятся полукругом.

Музыкальный руководитель:  Сегодня у нас путешествие в сказку. Скажите, а как можно попасть в сказку?

Дети отвечают на вопрос: (с помощью волшебной палочки, повернуться вокруг себя, сказать волшебные слова).

Музыкальный руководитель: А чтобы бы мы попали в сказку, давайте исполним  красивую песню.

Исполняется песня  «Сказочный мир»  музыка и слова Т. Барбакуц м.п.6 2012.

Музыкальный руководитель:  Посмотрите на экран, и ответьте, к какой сказке относится это изображение.

Демонстрируется слайд,  изображающий отъезд родителей Маши и Вани из русской народной сказки «Гуси-лебеди»,  музыкальное сопровождение – пьеса П.И. Чайковского «Утро».

Музыкальный руководитель: Знакома вам эта сказка? Как она называется?

Дети:  «Гуси – лебеди».

Музыкальный руководитель: Помните, как зовут героев сказки?

Дети: Маша  и Ваня.

Музыкальный руководитель: И вот они опять попали в беду, и просят вашей помощи. Поможем им преодолеть трудности?  Трудности необычные,  все с заданиями. А для того, чтобы справиться с ними, нужно быть внимательными, сосредоточенными и находчивыми. И поэтому нам необходима разминка.

Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

пять руками помахать

ну и дальше продолжать!

Шесть –  пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

ну а 8 потянись,

скажем 9 - покружись.

Скажем 9 -  покружись,

ну а 10 поклонись!

Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.

Музыкальный руководитель: Наша музыкальная разминка закончилась, а теперь попрошу вас присесть на ваши места.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель:  Итак,  слушайте  первое задание.

Отгадайте математические  загадки.

Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Со стола скачусь я вдруг.

А зовусь я просто… (круг).

Посчитай и посмотри:

У него три стороны.

Три вершины, три угла,

Как зовут его, друзья? (треугольник)

Он давно знакомый мой

Он весь ровный и прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его (квадрат).

Если все углы прямые,

И всего угла четыре,

Ну а по две стороны

Противоположны и равны.

Этот четырехугольник,

Назовем…. (прямоугольник)

Я – похож на яйцо,

И как просто буква О.

Я почти как круг – малец,

Я – такой,  как огурец.  (Овал)

Воспитатель: Какие вы внимательные! Все загадки отгадали правильно.

Музыкальный руководитель: Ребята,  Маша   играла с подружками и  не заметила, как Гуси-лебеди унесли братца-Ваню.  Побежала Маша вызволять братца из беды. Бежит и видит, стоит печь.

Спрашивает Маша  у печки: «Куда Гуси-лебеди полетели?

А печка ей и говорит:

Демонстрируется  слайд  с  изображением «Печки».  На изображение наложен голос со следующим текстом.

«Скажу, если ты мне поможешь. Помоги разложить печенье так, чтобы рядом одинаковое печенье не повторялось».

Воспитатель: Поможем печке? Отсчитайте и положите 8 печений в ряд так, что бы рядом лежащие печенья не повторялись.

Дети выполняют задание.

После  выполнения задания воспитатель задаёт вопросы детям:

Какой формы у тебя первое печенье?

Посчитайте сколько у вас печенья красного цвета?

Назовите четвертое печенье (цвет, форму)

Назовите последнее печенье.

Сколько печений треугольной формы?

Сколько большого размера?

Сколько малого размера?

Воспитатель: Молодцы,  ребята,  с заданием справились правильно и  помогли Маше.

Музыкальный руководитель: Бежит Маша дальше.  Встречается ей на дороге яблонька, обращается Маша к яблоньке с тем же вопросом: «Куда Гуси-лебеди полетели?  А яблонька ей и отвечает:

Демонстрируется  слайд  с  изображением «Яблоньки».  На изображение наложен голос со следующим текстом:

«Скажу, если ты меня развеселишь. Скучно мне здесь одной стоять.

Музыкальный руководитель: Давайте поможем Машеньке, сыграем на музыкальных инструментах  и  развеселим яблоньку.

Дети играют на   детских музыкальных инструментах.  Музыкальное сопровождение  - русская народная песня  «Как у наших у ворот».

Демонстрируется  повторный слайд  с  изображением «Яблоньки».  На изображение наложен голос со следующим текстом:

«А теперь выполни задание:  поиграй с моими яблочками, посчитай, сколько в них семечек».

Дидактическая игра «Яблочки»

Описание игры: Дети берут трафареты с изображением яблок и соответствующей цифрой (сколько семечек, такая и цифра), строятся по порядку.

Воспитатель: Ребята,  поможем Маше, возьмите по одному яблочку, сосчитайте семечки в своем яблоке,  найдите соответствующую цифру и постройтесь  друг за другом с возрастанием.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята развеселили яблоньку, выполнили правильно задание, и  яблонька показала дорогу Машеньке. Бежит Машенька  и видит речку - кисельные берега, глубокую, да широкую.

Демонстрируется  слайд  с  изображением «Речки». 

Воспитатель: А как перебраться через неё на другой берег  Маша не знает. А вы дети, как думаете,  чем можно Маше  помочь?

Ответы детей.

(Варианты фантазии по ТРИЗУ: перебраться через речку  на лодке, на плоту, построить мост, перелететь).

Воспитатель: Правильно!  Нужно сделать мостик. Давайте выполним это задание.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! справились и с этим заданием. Перебралась Маша  на другой берег и видит, стоит избушка.

Демонстрируется слайд «Избушка»

Музыкальный руководитель: А кто же в ней живет, мы узнаем, если вы отгадаете музыкальную загадку.

Звучит пьеса  «Баба-Яга» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:  Скажите, кто живет в избушке? Правильно отгадали,  конечно,  это Баба Яга, а давайте вспомним,  как называется пьеса и кто её написал?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: А какой характер у этой пьесы?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Правильно, загадочный,  угрожающий.  Давайте послушаем  эту пьесу ещё раз.

Звучит пьеса  «Баба-Яга» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:  Увидела Баба – Яга Машу и говорит:

Демонстрируется слайд  с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:

«За братцем пришла? », а я тебе его просто так не отдам, пока ты мне трижды не услужишь. Первое задание будет такое: есть у меня клумба, хочу посадить на ней разные цветы. В середине клумбы  нужно посадить цветок круглой формы. В верхнем правом углу – цветок треугольной формы. В нижнем левом углу цветок квадратной формы. Внизу клумбы – цветок прямоугольной формы».

Дети выполняют задание, используя блоки Дьенеша.

Воспитатель: Как быстро и точно вы выполнили задание Бабы-Яги! Слушаем, какое будет второе задание.

Демонстрируется повторный  слайд  с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:

«Избушка у меня сломалась, все кудахчет и кудахчет,  даже  не поворачивается. Нужно её отремонтировать».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Бабе-Яге, и построим ей новые избушки.

Развивающая игра  «Избушки».

Описание игры: Дети  из  наборов игр «Танграм»,  используя палочки Кюизинера,  выкладывают на столе    избушки.

Воспитатель:  Молодцы ребята, справились с заданием, у всех получились интересные избушки. Слушаем третье задание.

Демонстрируется повторный  слайд  с изображением «Бабы-Яги». На изображение наложен голос со следующим текстом:

«Третье задание такое: Спрятались куда - то Гуси - лебеди. Не могу   их дозваться. Помогите-ка мне  их отыскать».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем  соединить точки  и посмотрим, что из этого получится.

Дети  на листах формата А-4 соединяют точки, получается контур летящего гуся.

Воспитатель: Молодцы дети,  всех гусей отыскали, помогли Бабе – яге.

Музыкальный руководитель:  Что еще нам скажет Баба-Яга? Демонстрируется повторный  слайд  с изображением «Бабы-Яги».  На изображение наложен голос со следующим текстом:

«Так и быть, отдам вам Машу и Ваню, если вы станцуете для меня веселый танец».

Музыкальный руководитель:  это самое легкое задание, правда, ребята?

Давайте  станцуем  для Бабы-Яги польку «Добрый жук».

Дети танцуют польку  «Добрый жук»,  музыка Антонио Спадавеккиа.

Воспитатель: Бабе-Яге очень понравился ваш танец,  и она  отпустила  Машу Ваню домой. А что бы они быстрей вернулись, приказала, чтобы  гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.

Демонстрируется слайд с изображением  Маши  и Вани.

Итог.

Воспитатель:  Как хорошо, что вы,  ребята справились со всеми заданиями, и помогли Маше и Ване вернуться домой. Скажите,  какое задание вам понравились больше всего?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Наша встреча  подошла к концу,  но я с удовольствием буду ждать вас ещё!

Дети под «Марш» Ю. Чичкова выходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 1 декабря 2013 в 19:36 +1
Такое необычное занятие - интеграция музыки и математики!Конспект занятия очень интересный, даже немного похож на развлечение. Дети и танцуют и поют, ещё и математику изучают, просто замечательно! Хотелось бы посмотреть такое занятие))) Спасибо за интересный конспект!
Лариса Михайловна Палий # 28 января 2014 в 14:33 +1
Пожалуйста! Спасибо, что оценили мою работу!
Ника Юрьевна Скурихина # 1 февраля 2014 в 16:57 +1
Лариса Михайловна, спасибо большое за прекрасную идею, да еще в отличном исполнении. Я тоже часто использую интегрированные занятия, математику я тоже брала, но не часто.Обычно это зависит от плотного сотрудничества с воспитателем и широты его кругозора. Чаще на интеграцию берут ИЗО, Чтение итд. Зачастую воспитатели считают музыку  не приемлемой для занятия, а больше для развлечений. Но к счастью сейчас взгляды меняются.
Анжелика Александровна Гинтер # 6 марта 2014 в 15:27 0
Интересное занятие. Спасибо!
Ирина Игоревна Константинова # 6 апреля 2014 в 19:31 0
Очень понравился сценарий, согласна с коллегами, можно провести как развлечение. Представила, как он понравился детям - тут и музыка и интересные задания, и современные технологии! Очень здорово, надо себе добавить. Спасибо!
Елизавета Степановна Тихонова # 17 августа 2014 в 12:45 0
Я приятно удивлена) Математика и музыка... Но мне очень понравилось. Надо взять на заметку!
Гульнара Махмудовна Кунакаева # 14 ноября 2014 в 19:38 0
Здравствуйте. Я очень рада, что коллеги тоже используют в своей работе интегрированные занятия. Очень интересное занятие. В принципе математику можно соединить с любой областью. Удачи!
Елена Александровна Крапивко # 16 февраля 2015 в 14:50 0
Очень актуальный в настоящее время конспект образовательной деятельности, соответствует некоторым требованиям ФГОС ДО: интеграция ОО Художественно-эстетическое и Познавательное развитие, ориентирован на планируемые результаты воспитанников: воспитание интереса к музыкальной деятельности и развитие логического мышления и др.
Александра Викторовна Ахметзянова # 15 ноября 2015 в 16:30 0
хочу выразить благодарность педагогу за такой подход к занятию!и составление конспекта!все понарвилось!
Оксана Сергеевна Васильева # 15 октября 2016 в 07:40 0
Замечательное сочетание музыка и математика . Занятие похоже на развлечение, обязательно возьму на заметку. Огромная благодарность педагогу за идею. Спасибо!
Елена Евгеньевна Басова # 10 марта 2017 в 11:42 0
Согласна, что математику можно интегрировать во многие виды деятельности, впрочем, как и музыку. Видна больная подготовительная работа автора для проведения этого занятия. Сюжет позволяет детям быть включенными в игровую ситуацию и последовательно решать задачи, поставленные педагогом.