Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Конспект занятия в подготовительной группе, посвящённое творчеству Чайковского

Тематическое занятие, посвященное П. И. Чайковскому для детей подготовительной группы

Цель занятия: закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковском; вспомнить ранее слушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора; учить различать характер музыки, понимать содержание пьес; побуждать детей к активному восприятию музыки: исполнению песни Чайковского «Детская песенка», пьес «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Январь - У каменька», «Вальс»; вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Чайковского.

Ход занятия

Звучит музыка П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

Музыкальный руководитель. Дети, вы, конечно, вспомнили, что это за музыка? Как она называется? Мы ее слушали на прошлых занятиях.

Дети. «Болезнь куклы».

Музыкальный руководитель. Правильно. Была у девочки красивая кукла. Целыми днями девочка не расставалась с куклой и играла с ней. И вдруг кукла сломалась.

Звучит пьеса «Болезнь куклы».

Музыкальный руководитель. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети. Печальная, нежная, грустная и т. д.

Музыкальный руководитель. Вам жалко куклу?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. А почему вам ее жалко?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Куклу, конечно, жалко. И мама покупает девочке новую куклу. Пусть уходит болезнь и скука - выручай нас новая кукла.

Звучит еще одна знакомая пьеса - «Новая кукла».

Музыкальный руководитель. Ребята, вам уже знакомы эти пьесы, кто же их автор, какой композитор написал эту замечательную музыку?

Дети. П. И. Чайковский.

Музыкальный руководитель. И сегодня все наше занятие будет посвящено великому русскому композитору - П. И. Чайковскому. Вы уже знаете пьесы из «Детского альбома» Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Вам, дети, известно, что композитор писал не только пьесы, но песни, т. е. музыкальные произведения, где есть не только мелодия, но и слова.

Играет мелодию песни Чайковского «Детская песенка».

Музыкальный руководитель. Дети, вы узнали по мелодии, что это за музыка?

Дети отвечают.

Воспитатель. А про кого эта песня?

Музыкальный руководитель. Пропоем это имя - Лизочек.

Ли-зо-чек, Ли-зо-чек.

Воспитатель. Какой был Лизочек, что он делал для себя?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Давайте исполним песню мягко, легко, не выкрикивая, слушая друг друга.

Исполнение песни.

Музыкальный руководитель. А теперь споем песню иначе: 1-й куплет - девочки, 2-й - мальчики. И так будем до конца песни чередоваться.

Дети вновь исполняют песню.

Воспитатель. Нравится, дети, вам эта песня? Вы хотите ее исполнить перед своими родителями на родительском собрании?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. А теперь мы отдохнем, снова музыку слушать начнем.

Есть еще у П. И. Чайковского известный сборник пьес «Времена года». Дети, ответьте, сколько месяцев в году?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Правильно. Вот и в этом сборнике 12 пьес, и каждую определяет название месяца:

Январь - У каменька. (У камина).

Февраль - Масленица.

Март - Песнь жаворонка и т. д.

Сейчас какой месяц года? Январь. Вот и выбираем на пластинке пьесу «Январь».

Слушание пьесы.

Музыкальный руководитель. Какая пьеса по характеру? Что вы представляете, слушая эту пьесу?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. П. И. Чайковский жил в далекие времена, когда часто устраивались балы, куда приглашали знатных, богатых людей. На балах во дворце творились всякие чудеса: приезжали золоченые кареты, из них выходили дамы с кавалерами, все нарядные и красивые.

На балу звучали полонезы, мазурки, вальсы.

Представьте, что мы тоже попали на бал. Главный музыкант у нас (имя ребенка), он играет на флейте «Вальс Чайковского». Итак, кавалеры приглашают дам на «Вальс».

Дети исполняют «Вальс», придумывая свои движения.

Музыкальный руководитель. А теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии зазвучать еще краше, звонче и милее.

Перед вами, дети, на столе колокольчики, барабаны, бубны. Выберите те инструменты, которые подойдут к нежному звучанию «Вальса».

Дети выбирают колокольчики.

Музыкальный руководитель.

Музыка Чайковского звучит,

Всех нас звучаньем удивит.

Мягкая, душевная,

Легкая, напевная.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожно, осторожно –

Не вспугнуть бы нам его!

Пусть льется музыка рекой...

Будем, музыка, дружить с тобой!

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Оксана Владимировна Комисаренко # 20 августа 2015 в 18:49 0
На протяжение всего занятия наблюдается плавный переход от одного вида деятельности к другому. Дети получили эмоциональный настрой, научились различать характер музыки, понимать содержание пьес.
Татьяна Ивановна Козлова # 6 октября 2015 в 09:08 0
Занятие интересное, гармоничные переходы, интеграция разных образовательных областей. Это - да. Однако, на мой взгляд несколько упрощенное - раз уж претендуете на "посвященное П.И.Чайковскому", то может и о самом композиторе несколько слов сказать?
Юлия Геннадьевна Бойцова # 4 ноября 2015 в 17:47 0
здравствуйте, очень хорошее занятие
Юлия Николаевна Андреева # 23 февраля 2016 в 10:31 0
Ученые обнаружили: занятия музыкой влияют на моторные области мозга, повышая их активность для лучшего контроля и координации движений. Изменения происходят и в областях мозга, отвечающих за регуляцию поведения. Например, занятия музыкой приводили к утолщению коры в части мозга, связанной с исполнительными функциями, в том числе, рабочей памятью, произвольным вниманием и планированием будущего.