Сценарий итогового логопедического занятия в подготовительной группе

Праздник правильной речи. Конспект занятия

Автор: Пакиева Снежана Михайловна, учитель – логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №30 комбинированного вида

Описание работы: Данный материал рекомендован логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Значимость его не только в том, что дети демонстрируют все знания, умения и навыки, приобретённые за год, но и в том, что в процессе его подготовки и проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между родителями, ребёнком и педагогом.

Сценарий итогового логопедического Праздника правильной речи

Цели: Развитие навыка самоконтроля за речью, творческой инициативы, интонационной выразительности. Активизация творческих способностей. Автоматизация поставленных звуков в связной речи, обогащение словаря, закрепление навыков фонематического анализа и синтеза. Воспитание любви к русскому языку, русской культуре, поэзии. Развитие эмпатии, умения действовать сообща.

Действующие лица:

Дети подготовительной группы,

Ведущий,

Литературные герои: Рассеянный с улицы Бассейной, Сыщик, Словознайкин.

Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале. Оформление Пригласительных билетов для родителей.

Дидактический материал и оборудование:

Аудиозапись гудка поезда,

Аудиозапись «Песни сыщика» из м/ф «Бременские музыканты»,

Кубики с буквами к игре «Составь слово»,

Мягкая игрушка к игре «Азбука вежливости»

Мяч к игре «Рифмы»,

Призы – книги всем участникам праздника.

Список рекомендованной литературы:

1. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей» Ярославль «Академия Развития», 1996.

2. Епифанова О.В. «Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск1» Волгоград: Учитель АСТ, 2004.

3. «Занимательная фонетика» Методическое пособие Окулова Г.Е. Оса: Росстани на Каме, 1994.

4. Пословицы и поговорки –Мн.: Харвест, 2006.-320с.-(Золотая коллекция).

5. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.( Программа «Я- человек») Кн.2.Стар. гр.- М: Школьная пресса, 2004

Сценарий итогового логопедического занятия «Праздника правильной речи»

Под музыкальное сопровождение в подготовительной группе д/с дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий:

- Задумались ли Вы над вопросом: почему именно человеку выпало такое счастье: разговаривать? Почему коровы, лягушки, муравьи не говорят нигде, кроме как в сказках? На протяжении всей своей жизни с рождения мы пытаемся овладеть искусством речи, и этому посвящён наш сегодняшний праздник.

О богатстве русского языка говорят крылатые выражения, пословицы, поговорки. Ребята, давайте их вспомним.

Дети рассказывают пословицы, поговорки.

Привлечение зрителей - родителей (см. приложение).

Слышны звуки гудков поезда (аудиозапись). Приход Рассеянного:

Рассеянный:

- Это что за детский сад? В нём полным-полно ребят!

 И куда же я попал, может, снова я проспал?

Ведущий:

-Кто это к нам пожаловал? Ребята, вы его узнали?

Рассеянный:

- Я Рассеянный, с улицы Бассейной. Слыхали о таком?

Ведущий:

- Конечно! Если хочешь, оставайся на нашем празднике, может быть чему – то нас научишь или у наших ребят научишься.

Рассеянный:

-Чему меня учить- то! Я и так всё знаю! И говорю я лучше всех!

Вот слушайте!

Игра «Исправь предложение»

Ведущий:

-Да! Хорошая речь слаще мёду! Зря ты хвалился! Удивили тебя дети?

А сейчас ещё больше удивят, спев песню.

 Песня

Рассеянный:

- На улице прохожего увидел я вчера,

Он ящик нёс, на ящике написано: «игра».

Теперь пора и нам сыграть:

Я буду доставать слова,

А вы - их рифмовать!

Игра с мячом «Рифмы»

Дети рассаживаются. Звучит аудиозапись песни Сыщика из м/ф «Бременские музыканты». Приход Сыщика, (обращение к Рассеянному):

Сыщик: - Так, так, вот куда ты заехал! А я тебя обыскался! На твои поиски были отправлены лучшие люди.

Рассеянный:

- Да я и сам не понял, как здесь очутился!

Сыщик, обращаясь ко всем:

- И чем вы тут занимаетесь?

Рассеянный:

- Да вот попал на праздник правильной речи. Думал, всё знаю, а оказалось - ребята знают больше меня.

Сыщик:

- Неужели? А вот я сейчас проверю.

Игра «Назови героя и автора сказки»

Сыщик:

 - Да. Молодцы! Думаю, когда подрастёте, запишу вас в команду сыщиков! Но есть ещё условие: вы должны быть вежливыми! Испытаем вас в азбуке вежливости!

Игра «Азбука вежливости»

(Дети стоят в кругу, передавая под музыку предмет из рук в руки. Тот, на ком остановится музыка, должен назвать вежливое слово).

Сыщик:

- Молодцы! Так держать! А сейчас пора мне в дорогу, на поиски других потерянных героев.

Ведущий:

- А ты по дороге никого не встречал?

Сыщик:

- Конечно, встречал! Красную шапочку, разбойников, Незнайку…

Ведущий:

- А Словознайкина не видел?

Сыщик:

- Видел, видел!

Ведущий:

- А не мог бы ты передать Словознайкину, что мы его ждём на нашем празднике?

 Сыщик:

- Обязательно передам! (Уходит)

Ведущий:

- Лавировал, лавировал, да не вылавировал!

Рассеянный:

- Чего, чего, не понял?

Ведущий:

- А вы, дети, поняли?

Дети:

- Да. Это скороговорка.

Рассеянный:

- Меня научите?

Дети проговаривают скороговорки.

Ведущий:

- Ребята! Давайте потанцуем!

Танец

Дети рассаживаются. Приход Словознайкина.

Словознайкин:

- Кажется, я не опоздал… Я прочёл много книг, и знаю правило красивой речи: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

А сейчас я дам вам задание и посмотрю, справитесь ли вы с ним. Нужно выложить слова из букв.

Игра «Составь слово»

(слова «школа, буквы, мама, слово»)

Словознайкин:

-Молодцы!

Рассеянный:

- Я ещё так много должен узнать! Пойду-ка я в школу учиться! До свидания, дети! (Уходит)

Ведущий:

- Знаешь, Словознайкин, наши дети любят читать стихи. Оцени наших мастеров слова!

Чтение стихов

Ведущий (обращаясь к родителям):

- Вопрос сохранения русского языка и языков народов России актуален на сегодняшний день. Необходимо приложить все усилия

для сохранения культурного наследия и развития настоящего и будущего поколений. Владеющий словом – владеет миром! Поможем нашим детям овладеть искусством слова!

Приложение

Пословицы и поговорки

Льёт как из ведра

Чувствовать себя как рыба в воде

Комар носа не подточит

В рубашке родился

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

При солнышке тепло, при матери добро

Чёрного кота не вымоешь добела

Один за всех, все за одного

Встречают гостя по одёжке, а провожают по уму

Что летом родится, то зимой пригодится

Землю красит солнце, а человека - труд

Возьми книгу в руки и не будет скуки

В детстве не научишься, всю жизнь намучишься

Повторение- мать учения

Не будь тороплив, а будь терпелив

Не спеши языком, а торопись делом

Язык острее дела

Нет скуки, коли заняты руки

Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка на всё только рот разевает

Сделал дело- гуляй смело

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда

Грамоте учится всегда пригодится

Не стыдно молчать, коли нечего сказать

Речь- серебро, а молчание – золото

Прикуси язык, воды в рот набери

К игре «Исправь предложение»

Мы хочим сходить в кино.

Местов в автобусе нет.

Кто крайний в очереди?

Вылазь из автобуса!

Я ложу книгу на стол.

Крапива очень жгётся.

У меня осталась ихняя книжка.

Я в этом пальте очень красивый!

Я говорю шоферу: «Едь вперёд!»

К игре «Рифмы»

Гармошка-картошка, корзина-картина, рот-крот, ворона-корона, трава-дрова, крыша-крыса, жар-шар, зуб-суп, коза-коса, ужи-ежи, рак-лак, дом-том,ком, моржи-ножи, рожок-флажок, ребёнок-жеребёнок, майка-зайка.

К игре «Назови героя и автора сказки»

Возле леса на опушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки-

Кто герои этой сказки?

(Три медведя, народная сказка)

Лечит бабочек, шмелей,

Лечит птиц он и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит, К.И. Чуковский)

Толстяк живёт на крыше,

Летает всех он выше.

Кто это?

(Карлсон, А. Линдгрен)

Она умна, добра, красива и мила,

А имя её от слова «зола».

(Золушка, Ш.Перро)

Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их… И до чего же

Братья дружные похожи…

(Три поросёнка,  англ. нар. сказка)

К игре «Азбука вежливости»

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, спасибо, добрый вечер, доброй ночи, благодарю вас. Спокойной ночи, добрых снов, будьте добры, пожалуйста. Я рад за вас, до свидания, пожалуйста, извините, счастливого пути, пусть хранит вас судьба, счастливого пути.

Скороговорки и чистоговорки

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Маша под душем моет шею и уши.

Шуршат камыши, в камышах малыши.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

Целый день цыплёнок Цып возле курицы сидит.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Трое трубачей трубили в трубы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

От топота копыт пыль по полю летит.

Купила Маруся бусы бабусе.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

У Аграфены и Арины растут георгины.

На иве галки, на берегу - галька.

Проворонила ворона воронёнка.

На лужайке дятел жил, дуб как долотом долбил.

Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осёл.

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Айна # 8 ноября 2013 в 02:18 0
Полезное занятие. Творческий подход педагога. Желаю успехов!
Светлана # 10 ноября 2013 в 22:15 0
Очень содержательный материал! Действительно, сценариев, демонстрирующих результативность логопедической коррекции в рамках детского коллектива, группы, практически нет! А в этом: и результативность каждого воспитанника видна, и общая тематика прослеживается! Беру на заметку!
Светлана Аркадьевна Ромашина # 30 сентября 2015 в 16:01 0
Здравствуйте!Занятие понравилось своим содержание,много полезной информации для детей и очень интересное название.возьму себе на заметку!Спасибо!Удачи Вам!творческих успехов!
Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 22:59 0
Очень интересный сценарий. Необычные герои. Такие мероприятия дают возможность родителям увидеть и оценить огромное значение работы учителя-логопеда с их детьми. Возьму на заметку некоторые задания. Спасибо!