Сценарий тематической экскурсии с дошкольниками 6-7 лет «Школа наших бабушек»

Автор: Лосева Ирина Владимировна, ст. методист Детско-юношеского центра г. Волгограда, педагог дополнительного образования

Описание материала: данная экскурсия проводилась в музее истории образования Царицына - Сталинграда — Волгограда с детьми 6-7 лет. Думаю, что предложенный материал будет интересен, как воспитателям подготовительных групп, так и учителям начальных классов, так как знакомит детей с предметами школьного быта прошлого века в увлекательной игровой форме, вместо экспонатов можно использовать фотографии школьных принадлежностей.

Методическая разработка к тематической экскурсии "Школа наших бабушек"

Цель:

расширение общего кругозора;

воспитание культуры музейного зрителя;

развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

- Кто из вас знает, что такое музей?

Музей - это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына - Сталинграда - Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.

Итак, отправляемся....

Вот вам первая загадка:

Стоит чудесная скамья,

на ней уселись ты да я,

скамья ведёт обеих нас

из года в год, из класса в класс.

Что это такое?

Верно, это парта.

Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.

Рассматривание экспоната 1

Фото 1

Экспонаты музея

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка  для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Попробуйте посидеть за партой, удобно?

Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:

По чёрному белым

пишут то и дело.

Потрут тряпицей

чиста страница.

Школьная доска, верно.

Рассматривание экспоната 2 (фото 1)

Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т.е. управляются с помощью компьютера.

А ваши бабушки писали именно на таких досках.

Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.

А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

только слышно: стук да стук

Рассматривание экспоната 3 (фото 1)

Счёты — это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Предлагается детям посчитать на счётах

Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

И вот вам следующая загадка:

Новый дом несу в руке,

дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

все ужасно важные..

Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.

Рассматривание экспоната 4

Экспонаты музея

А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?

И вот вам ещё одна загадка:

В этой узенькой коробке

ты найдёшь карандаши,

ручки, перья, скрепки, кнопки

что угодно для души.

Рассматривание экспоната 5

Экспонаты музея

Пенал ...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

И в пенале обязательно лежали... :

Отгадай, что за вещица,-

острый клювик, а не птица,

этим клювиком она

сеет - сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

на листах твоей тетрадки.

Авторучки...верно.

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками — перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 6

Фото 4

Экспонаты музея

Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 7 (фото 4)

И называется это приспособление — чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за  ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Замарашка, озорница

вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы получил я единицу.

Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.

Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.

У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку,

написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

кто такая я?

Правильно «тетрадь».

Рассматривание экспоната 8

Экспонаты музея

У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.

Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?

Я всё знаю, всех учу,

хотя сам всегда молчу,

чтоб со мною подружиться,

надо грамоте учиться?

Что же это? Верно, букварь.

Букварь — первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 9,10,11

Экспонаты музея

Экспонаты музея

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Ирина Николаевна Лещенко # 14 октября 2014 в 22:02 +1
Какая интересная экскурсия, мне было очень интересно увидеть экспонаты, а представляю как было интересно детям. А тем более, когда можно соприкоснуться с этими предметами, получить о них информацию, вообще прекрасно. Спасибо большое, обязательно проведу со своими детьми экскурсию в прошлое.Большое спасибо за интересный конспект.
Ирина Николаевна Каратаева # 29 октября 2014 в 16:46 0
У Вас интересная методическая разработка учебно-тематической экскурсии «Школа наших бабушек». Отмечу, что учебно-тематическая экскурсия – это результат трех важнейших процессов: подготовки, проведения и подведения итогов. Они тесно взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка учебно-тематической экскурсии проходит три основных ступени: I. Предварительная работа включает: подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение и одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена данная учебно-тематическая экскурсия. II. Непосредственная разработка учебно-тематической экскурсии включает следующие этапы: определение цели и задач; выбор темы; отбор литературы и составление библиографии; отбор и изучение экскурсионных объектов; составление маршрута экскурсии; отбор методических приемов; составление методической разработки. III. Подведение итогов. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Ирина Николаевна Каратаева # 30 ноября 2014 в 12:36 0
У Вас интересная методическая разработка учебно-тематической экскурсии «Школа наших бабушек». Отмечу, что учебно-тематическая экскурсия – это результат трех важнейших процессов: подготовки, проведения и подведения итогов. Они тесно взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка учебно-тематической экскурсии проходит три основных ступени: I. Предварительная работа включает: подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение и одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена данная учебно-тематическая экскурсия. II. Непосредственная разработка учебно-тематической экскурсии включает следующие этапы: определение цели и задач; выбор темы; отбор литературы и составление библиографии; отбор и изучение экскурсионных объектов; составление маршрута экскурсии; отбор методических приемов; составление методической разработки. III. Подведение итогов. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Лилия Рафисовна Мингазетдинова # 2 марта 2015 в 21:00 0
Содержание занятие решает поставленные задачи. Широко используются игровые приемы: игровой персонаж, загадки, имитационные движения, которые так нравятся детям. А задумка вообще очень интересна с содержанием.
Екатерина Владимировна Бунеева # 12 июня 2015 в 17:24 0
очень хорошо. тема достаточно оптимальна для этого возраста. спасибо за работу
Юлия Владимировна Алексеева # 25 августа 2015 в 13:39 0
Ваша экскурсия как интересная форма подготовки дошкольников к обучению в школе. Детальное рассматривание и описание «школы наших бабушек» помогает подвести детей к полному восприятию современного учебного процесса. При составлении занятия учитывалась связь между прошлым и настоящим. Музейные экспонаты являлись наглядными пособиями и материалами , которые заинтересовывали детей на протяжении всего занятия.
Елена Владиславовна Плешкова # 12 ноября 2015 в 22:53 0
Здравствуйте Ирина я просто в восторге от вашего музея. ваша экскурсия просто кладец для детей и взрослых. очень все грамотно подобрано, соблюдены все методики. проведения экскурсии в музей. Спасибо за полезный совет надеюсь в будущем создать музей "История книги"
Ольга Михайловна Белозёрская # 7 февраля 2016 в 07:59 0
Для детей этого возраста тема школы очень актуальна, ведь впереди их ждет насыщенная школьная жизнь, с помощью этой экскурсии расширили их представления не только о школе, но и ознакомили их с историей учебного процесса наших бабушек и дедушек.
Светлана Русакова # 26 февраля 2016 в 09:16 0
Хорошее занятие для подготовки к школе!
Любовь Михайловна Шинкарёва # 10 августа 2016 в 11:20 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Музей у Вас просто замечательный. Я с удовольствием смотрела представленные экспонаты. Думаю, что детям было интересно смотреть и отгадывать школьные предметы их бабушек и дедушек. Экскурсия познавательная, прививаете нормы поведения в музее. Спасибо. Возьму вашу идею за основу для проведения экскурсии в наш музей. Удачи.