Конспект НОД в средней группе по математике на основе развивающей игры по теме: «Блоки Дьенеша»

Конспект НОД в средней группе по математике

Автор: Мончик Елена Николаевна, воспитатель МДАОУ Детский сад общеразвивающего вида №11 МОК

Описание материала:

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме: «Блоки Дьенеша.»

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП на основе развивающей игры по теме: «Блоки Дьенеша».

Интеграция образовательных областей: Познание/Коммуникация/Социализация/ Художественное слово.

Цель:

1. Учить детей считать до 5, называть числительные по порядку, соотносить последнее  числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество.

2. Закреплять умение показывать направления: вверх, вперёд,  назад, налево,  направо.

3. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к ближнему во время ответов.

Задачи:

Образовательные: Учить считать до 5, называть числительные по порядку. Добиваться от детей ответов обозначающие общее количество предметов.

Развивающие: Закреплять умение показывать направления: вверх, вниз, вперёд, назад, налево,  направо.

Речевые: Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. Давать полный ответ на вопрос воспитателя

Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.

Демонстрационный материал: Игрушка кукла Маша. Корзинка, поднос.

Раздаточный материал: Блоки Дьенеша: по 5штук (большие, маленькие)разные по цвету и размеру.

Методические приёмы: 

1. Игровая ситуация: Приходит гостья кукла Маша из сказки Маша и медведь.

2. Физ.минутка.

Начинается разминка. Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились. И ещё раз повторили.       

(Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту. Раз- два – три – четыре - пять.

Это нужная работа - Мышцы ног тренировать.

(Приседание.)

А теперь рывки руками. Выполняем вместе с нами.

(Рывки руками перед грудью.)

Ход НОД:

1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маша из сказки Маша и медведь.

Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)

- Напекла Маша разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.

Все они получились разных размеров , разной формы ,и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маша не может разобраться.

- Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Маша хочет оставить медведю (круглой формы)

А остальные пирожки Маша хочет отнести дедушке и бабушке.

- Поможем Маше?

Дети садятся за столы.

- У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

- А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.

- Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

- А какой формы они?

- Сколько у вас пирожков сосчитайте?

- Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.

- Какие пирожки вы положили в корзинку? ( большие)

- А какого цвета они? Формы?

- А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)

- Сколько их? Посчитайте.

- Какого они цвета? Формы?

Физминутка.

- А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых

- Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные)

- Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.

- Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?

Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.

Медведь посмотрел, никого нет,  взял корзинку и пошёл в деревню.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей. Появляется мишка Топтыжка. Ребята нашего мишку зайчик Степашка пригласил на день рожденья, но Топтыжка не знает на чём ему отправиться в гости. Давайте с вами вместе построим поезд,  и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.

2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.

- Сосчитать вагончики (спросить 2-3 детей)

- Сколько вагонов в нашем поезде?

- В наш поезд не все гости зашли,  поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.

- Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5(спросить2-3 детей)

- Какого цвета самый короткий вагончик?

- Какого цвета длинный вагончик?

- Какого цвета вагончик посередине?

- Какой по счёту жёлтый вагончик?

- Какой по счёту самый маленький вагончик?

3. Физминутка.

4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.

Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.

- Сколько маленьких красных кружочков?

- Сколько больших квадратов?

- Положите перед собой маленький «корж».

- Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.

- Сколько маленьких квадратиков?

5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.

Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.

- Соберите его и мы подарим Степашке.  (дети собирают разрезные квадраты.)

6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился  весёлый праздник. Давайте  поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».

Дарят ему свои пожелания.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Что вам понравилось в сказке? Чему вы научились играя? Посмотрите, Маша и для вас напекла пирожков. Маша угощает детей.

1. Дети вместе с воспитателем встают в круг. Выбирается ведущий, который бросает мяч по очереди находящимся в кругу называет число от 1 до 10. Поймавший мяч должен назвать соседей указанного числа (прямой счёт больше на единицу), (обратный счёт меньше на единицу.)

2. Ребята, мы с вами сейчас отправимся на автобусе "Путешествие в зоопарк", но прежде, чтобы занять место в автобусе, вы должны купить билет. Воспитатель раздаёт билеты с геометрическими фигурами. Дети находят стулья с такой же геометрической фигурой и садятся за столы.

3. Дети работают за столами. У каждого ребёнка карточки с изображением геометрических фигур. Ориентировка на  листе.

- Как называется геометрическая фигура, расположенная в правом верхнем углу?

- Какого цвета?

- Как называется геометрическая фигура, расположенная в левом углу?

- Какого цвета?

- Найди синюю геометрическую фигуру;

- Как она называется?

- В каком углу она расположена?

- Назови геометрическую фигуру, расположенную в центре;

- Какого она цвета?

4. Физ. минутка.

На полянке мы идём. (идут по кругу)

И зверушек узнаём.

Ну, скорее "Раз, два, три!"

Быстро зверя покажи (дети замирают в позе зверя)

Воспитатель показывает карточку с нарисованными кружочками.

- Прыгни зайчик, столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

- Кивни, слоник головой столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

- Топни мишка столько раз сколько нарисовано у меня на карточке кругов. и т.д. Дети выполняют задание воспитателя.

5. А сейчас мы продолжим наше путешествие (работа за столами с палочками Кюизенера.)

- Постройте поезд из палочек Кюизенера из десяти вагончиков. Начинается поезд с большого вагончика и заканчивается маленьким.

- Сколько вагончиков всего у нашего поезда? (счёт до десяти прямой.)

- Скажи, какого цвета четвёртый вагончик?

- Скажи, какой по счёту жёлтый вагончик?

- Вагон, какого цвета стоит шестым?

- Каким по порядку стоит чёрный вагончик?

- Какой цветом вагон левее  красного?

- А какой он по счёту? Посчитай.

6. Игра "По порядку, становись!"

Перед игрой можно посчитать, чтобы дети запомнили свою цифру.(можно палочки взять в руки.) Воспитатель раздаёт детям палочки от одного до десяти, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе в хаотическом порядке. По сигналу воспитателя становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа (и размеру палочки.) "По порядку становись!" Можно создать проблемную ситуацию: воспитатель может стать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.  Считают если что-то не правильно,  исправляют ошибку.

Дети, скажите, в какие игры мы с вами играли? Что мы с вами повторили? А какая игра вам понравилась?

Почему она вам понравилась? Чему вы научились играя? Мне тоже понравилось с вами играть.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 30 ноября 2013 в 21:54 +5
Очень интересный конспект, все задания продуманы в соответствии с сюжетом занятия! Здорово, что используете блоки Дьенеша, эта технология интересная, помогает развитию логического мышления у дошкольников! Творческих успехов вам!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 1 декабря 2013 в 08:37 +3
Согласна с Натальей - интересное применение для блоков Дьенеша с использованием героев популярной сказки. Сейчас во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Ваши задания разнообразные и позволяют в полной мере развивать такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение. Спасибо за отличную разработку!
Ольга Михайловна Подгорных # 2 января 2014 в 12:25 +1
занятие очень интересное, детям нравится работать и играть с Блоками Дьенеша - это яркие, необычные геометрические формы и дети запоминают сенсорные эталоны
Анастасия Алексеевна Косинцева # 20 января 2014 в 18:53 +2
Большое спасибо за подробный конспект. Мы тоже используем в своей работе блоки Дьенеша и палочки Кьюзинера, поэтому, конечно, ваш конспект пополнит нашу копилку материалов по математическому развитию. Необычным показалось использование физминутки в начале НОД, видимо это сделано для того, чтобы организовать дошкольников. В общем занятие динамичное, со сменой видов деятельности, игровыми персонажами.
Ирина Юрьевна Хохлова # 5 февраля 2014 в 16:12 +2
Замечательный конспект. Насыщенный материалом полезный для развития познавательных интересов детей. Голос!
Елена Васильевна Радюкова # 27 февраля 2014 в 19:29 +1
Занятие интересное, объемное, развернутое, замечательное! отдаю голос!
Ольга Леонидовна Максимова # 15 июля 2014 в 13:37 +2
Интересный материал, действительно полезный!
Галина Алексеевна Плакущая # 29 ноября 2014 в 11:51 +1
Отлично подобранный материал и мотивации к дейсвтию детей.
Валентина Николаевна Муратова # 15 декабря 2014 в 16:15 +1
Занятие очень интересно, проводится в игровой форме, что вызывает интерес у детей,мотивацию и желание сотрудничать с педагогом. Занятие динамично, т.е. дети не сидят на месте, смена видов деятельности обеспечивает движение воспитанников, смену поз, что соответствует физиологии детей средней группы. Соответствует возрастным особенностям детей. Используются как фронтальные так и индивидуальная формы организации детской деятельности, что позволяет воспитывать самостоятельность в принятии решения, а также учит детей взаимодействовать в коллективе. Очень интересная идея использования блоков Дьенеша. Все гениальное просто!
Надежда Анатольевна Лебедева # 25 марта 2015 в 11:46 +1
Очень интересный конспект! эта технология интересная, помогает развитию логического мышления у дошкольников! Творческих успехов вам!
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 16:51 +1
Занятие очень интересное, сама очень люблю проводить занятия с использованием блоков. ваше занятие помещу к себе в копилку, в следующем году у меня средняя группа.Спасибо! Голос!
Юлия Владимировна Алексеева # 26 августа 2015 в 16:06 +1
Занятие направленно на формирование мыслительных умений и способностей, это позволяет детям легко осваивать новое. Блоки Дьенеша для этого, безусловно эффективное пособие .
Ольга Павловна Левина # 24 декабря 2015 в 18:38 0
Очень интересная технология для развития мышления. Молодец. Спасибо за конспект.
Елена Юрьевна Михайлова # 8 января 2016 в 19:46 0
Очень интересное и занимательное занятие, думаю, что ребята с удовольствием выполняли такие интересные задания и путешествовали. Очень понравились задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.Детям очень нравится с ними работать. Молодцы!
Екатерина Николаевна Мартынова # 30 января 2016 в 15:10 0
Очень насыщенное и содержательное занятие, но мне кажется оно затянется по времени.Получается, почти все задания дети выполняют с блоками. Я бы включила разные виды деятельности или разгрузила занятие.Спасибо!
Светлана Игоревна Коваленко # 30 апреля 2016 в 23:28 0
Очень интересное и занимательное занятие. Очень понравились задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Буду тоже использовать эти задания в своей работе.
Татьяна Леонидовна Каратаева # 29 марта 2018 в 14:33 0
Здравствуйте! Конспект очень понравился, динамичный. Широкий спектр интеграционных областей. Всё в игровой форме, развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки. Спасибо!