Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Сценарий осенний экскурсии в средней группе ДОУ

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Автор: Перевозчикова Ольга Александровна, воспитатель МКДОУ №7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы  «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель:  Ребята! Сегодня  мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?     

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает)  Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы  отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я …     (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам.  В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель:  Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у  тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?

Хором: Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель: Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак!  Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц?  (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель:  На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди  вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова: Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель:  Конечно! Мы предлагаем тебе  выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке.  (Дети прощаются с совой)

(Далее идя по тропинке, дети находят табличку возле сирени. У сирени их встречает Здравушка)

Здравушка:  Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших) 

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок: Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок: Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который  приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. 

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка:  Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают  Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка: Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка: А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети: Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок: Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети: Корни держат.

Петрушка: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что , корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети: Да!

Хозяйка:  Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель: Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень:  Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть.  Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень: Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле – еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Экологическое воспитание детей дошкольников

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Ольга Саморокова # 17 февраля 2014 в 17:35 0
Интересное занятие, но на мой взгляд не хватает трудовой деятельности и экспериментальной. Конечно лучше было бы о капусте поговорить на точке "Огород" по-настоящему посмотреть на нее, попробовать и т. д., но у вас ее я так поняла нет. Да и собрать урожай по-настоящему можно. Это ведь тропа, созданная в естественных условиях, познание осуществляется через встречу с живыми, настоящими объектами природы. Вот в группе бы и собрали фрукты  в корзину.С уважением, О.В.
Гиниятуллина Олеся Раисовна # 1 декабря 2015 в 13:47 0
Интересное и насыщенное познавательным материалом занятие.Целое сказочное путешествие.Много волшебного
Олеся Раисовна Гиниятуллина # 1 декабря 2015 в 17:52 0
Интересное и насыщенное познавательным материалом занятие.Целое сказочное путешествие.Много волшебного
Елена Владимировна Елясина # 19 декабря 2015 в 13:42 0
Здравствуйте, прочитала ваш конспект,очень понравилось.Занятие построено грамотно,частая смена видов деятельности,что позволяет детям не уставать,а с интересом продолжать путешествовать по экологической тропе.Дети здесь-активные участники,много отвечают на вопросы.
Айгуль Салимчановна Бариева # 15 января 2017 в 10:50 0
Большое вам спасибо за предоставленный материал. Он очень удобен в использовании и прост. Думаю, попробовать провести такое же занятие в своей группе. Детям понравится.