Конспект занятия в средней группе «Осень в родном краю»

Занятие в средней группе по теме «Осень»

Автор: Мигдисова Наталья Андреевна, воспитатель мини-центра при КГУ «Корнеевская гимназия» Северо Казахстанская область. Есильский район. Село Корнеевка

Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень в родном краю».

Цель: формирование знаний о признаках осени

Задачи:

· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.

· развивать речь, познавательную активность

· воспитывать любовь к окружающему миру

Демонстрационный материал: Картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки грибов, зверей, птиц.

Раздаточный материал: тетропакеты, ножницы.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа - диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физминутка «Листочки», анализ работ.

Ход занятия

Круг приветствия

Доброе утро солнце

Доброе утро небо

Доброе утро земля

Доброе утро всем нам.

Основная часть

Сейчас вы услышите рассказ - загадку Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. (Рассказ читается под музыку П.П. Чайковского из сборника “Времена года”).

“В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнаешь родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям”.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко “Спокойной ночи”)

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите о каком времени года мы будем говорить?

- Правильно об осени.

- После какого времени года наступает осень?

- Расскажите мне о приметах осени.

(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края)

- Назовите осенние месяцы.

- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

- Что делают люди в садах и огородах?

(собирают урожай)

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)

- Молодцы с этим заданием справились.

Физминутка «Листочки»

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

Беседа о названиях месяцев.

Первый месяц осени - сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”.

- За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

- Почему хмурень? Объясните.

- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли - насекомоядные).

Второй месяц осени - октябрь в народе называют “мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой”.

- Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре. Согласны ли вы с таким определением?

Последний месяц осени - ноябрь, который в народе называют “по- лузимник, ледовый кузнец”.

- Почему? Объясните.

В ноябре замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не наступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не очень крепкий и может проломиться.

В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).

- Почему они улетают?

- Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, клесты).

- В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

(Правильно грибов)

Раскладываю картинки грибов.

(Называют съедобные и несъедобные грибы)

- Молодцы и это вы знаете.

- Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

(Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)

- А сейчас возьмите по игрушке и расскажите, как звери готовятся к зиме.

Скоро придёт зима, суровая, снежная. Придёт и спросит: “Все ли вы готовы к встрече со мной?” Спросит медведя, зайца, ежа, лисицу, белку, волка.

- Расскажите, чем питаются птицы зимой?

(семенами деревьев, личинками под корой деревьев)

- А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.

- Давайте и мы изготовим кормушки.

(вместе с детьми изготовить кормушку из тетропакетов)

- Смотрите, какие интересные кормушки у нас получились. Давайте прикрепим их к деревьям.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 27 ноября 2013 в 16:42 +1
Занятие интересное, очень много методических приёмов использовано, каждое задание для детей продумано. Такое занятие желательно проводить в конце осени для закрепления знаний детей. Но для средней группы объём занятия всётаки большой, кормушки изготовить лучше на другом занятии или в свободной деятельности детей.
Марина Викторовна Вицкова # 27 ноября 2013 в 20:02 +1
занятие на осеннюю тему,очень насыщенное и хорошо продуманное.
Молодцы!
Марина Александровна Горбачева # 3 февраля 2014 в 13:43 +1
очень интересное и познавательное занятие, спасибо)))
Тамара Геннадьевна # 18 февраля 2014 в 18:25 +1
Очень много познавательного материала, для детей 4 лет даже очень много!Детям наверно было интересно. Но не видно итога занятия, сформировались ли у детей знания о признаках осени?
Елена Ивановна Минина # 18 марта 2014 в 23:06 +1
Очень интересный конспект. Я работаю по теме "знакомство с родным краем" и часто провожу подобные  занятия со своими ребятками. в одном занятии можно закрепить знания о всех признаках одного времени года.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 9 сентября 2014 в 21:36 +1
Интересный материал и как раз очень вовремя. Единственное, что немного бы концовку изменила(повторение,закрепление). Спасибо Вам,творческих успехов
Марина Викторовна Мальчихина # 26 января 2015 в 13:46 +1
Дети хорошо знают признаки оени.Занятие оборудовано для детей, им было очень интересно.Понравились диалоги.Хорошо развивается речь детей.
Наталья Викторовна Скорик # 21 апреля 2015 в 22:07 +1
Данное занятие обязательно использую в своей деятельности как занятие по ознакомлению с миром природы! Представлен интересный конспект итогового занятия. Удачно подобрана форма занятия
Светлана Юрьевна Шумаева # 10 октября 2015 в 18:19 +1
Целесообразно проведение такого занятия в конце октября, когда осень в самом разгаре. В ходе занятия воспитатель ведет оживленную беседу с детьми на тему им близкую и понятную. Установление эмоционального контакта представляется очень важным, а данный конспект занятия рассчитан именно на этот момент.
Анна Анатольевна Колмынина # 10 декабря 2015 в 08:20 +1
Воспитание любви к родному краю тема очень актуальная. Занятие интересное, очень много методических приёмов использовано, каждое задание для детей продумано. Занятие позволяет детям больше узнать о птицах и животных их особенностях поведения осенью.Даже если не делать кормушки , знаний детям достаточно. Очень интересное занятие. спасибо!
Елена Владимировна Елясина # 11 декабря 2015 в 20:34 +1
Спасибо за содержательный конспект.Очень понравилось,что проговорили и про растительный,и про животный мир.Возьму на заметку!
Ольга Павловна Левина # 24 декабря 2015 в 18:44 0
Все продуманно, молодец. Много методических приемов. Воспитание любви к родному краю очень актуально в наше время.
Екатерина Николаевна Мартынова # 30 января 2016 в 15:21 0
Занятие больше похоже на обобщающее, я бы даже предположила, что это тематический день.Думаю, внимания детей хватит только на первую половину. Прослеживается интеграция образовательных областей.
Надежда Николаевна Цыганова # 9 февраля 2016 в 08:29 0
Занятие комплексное, проходит интеграция образовательных областей. Видно, что происходит смена видов деятельности на протяжении всего занятия.
Анастасия Олеговна Мосина # 13 февраля 2016 в 13:51 0
Хорошо проходит интеграция образовательных областей. Удачно происходит смена деятельности детей на протяжении всей деятельности.Тема актуальна и по сей день, так как в воспитании любви к природе родного края нуждаются многие дети 21 века.