Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в группе общеразвивающей направленности детей 6 года жизни

Тема: «Синяя вода»

Автор: Бабаева Лала Мубаризовна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №87 «Ладушки», г. Нижневартовск.

Описание материала: предлагаю вам конспект  непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в группе общеразвивающей направленности детей 6 года жизни по теме «Синяя вода». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект  познавательного развития, направленного на воспитание  бережного отношения к живой и неживой природе к водным ресурсам у старших дошкольников.

Цель:  углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность в области познание;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.

Обогащение словаря:

Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая.

Оборудование: прозрачные стаканчики по 2штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы. ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», аудиозапись «Звуки воды».

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», заучивание стихотворения «Капелька» Г.Н.Лющнина.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:

1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.

2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.

«Я и туча, и туман,                                Очень добродушная,

И ручей, и океан,                                   Я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу,                                     Но когда я захочу,

И стеклянной быть могу.                       Даже камень источу» 

(Ответы детей).

Воспитатель: А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? (Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр».

Воспитатель: Такие мальчики попадаются  и среди нас. (Выбегает мальчик - грязнуля).

Мальчик – грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем.

Воспитатель: Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Ребята, давайте посмотрим сюжет из мультфильма.

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр» (Рано утром на расвете…).

Воспитатель: Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.

Мальчик - грязнуля: Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и  чистым.

Воспитатель: Ты умывайся, а мы пока поиграем.

Проводится  игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки  вперед.

(Входит «Грязнуля, улыбается).

Воспитатель: Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).

Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки, читают стихотворение.

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного  соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: в стакане с водой ложки  и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Физкультминутка «Синяя вода».

Синяя вода,

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками)

Опыт №3 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №5 «Газообразная вода - пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Беру стакан с горячей водой и накрываю  стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня  занимались? (ответы детей)

Понравилось ли  вам заниматься в лаборатории?  (ответы детей)

Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Мальчик: Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой!

Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.

Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе.  Детям раздаются листы с инструкциями.

Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».

1. Налить в стакан воды.

2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

3. Залить формочки цветной водой

4.  Поставить в холодильник.

5.  Утром принести в  детский сад.

Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в  обычную цветную воду.

Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.  Вручает  значки  «Юный исследователь».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Советы для Мишки»

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Лариса Дорогина # 30 августа 2013 в 06:56 0
Интересный конспект. Насыщкенное занятие, много опытов, а как говориться в поговорке " Лучше один раз увидеть, чем ё10 раз услышать". Через практику дети запоминают лучше. Молодец.
Ирина Рудакова # 30 августа 2013 в 07:23 +1
Лала Мубаризовна, мне очень понравился конспект Вашего занятия. Оно составлено грамотно, логично и интересно. Все этапы продуманы до мелочей и очень интересно организованы. Вы умница, что используете при работе с детьми такие методы, которые помогут детишкам не только получить элементарные знания о воде, но и самим осознать важность этих знаний и добыть их путём исследований.
С уважением, Ирина.
Виолета Николаевна Кузьменкова # 2 июня 2014 в 02:38 0
Очень понравилось ваше занятие! Уверена, что ни один из детей не остался равнодушным и с интересом участвовал в экспериментах!
Елена Валерьевна Коновалова # 2 июня 2014 в 16:40 0
Исследовательским занятиям всегда обеспечен успех! Ведь они позволяют активизировать познавательные и творческие способности ребят, снизить эмоциональную напряженность, дают возможность в процессе экспериментирования познакомиться со свойствами предметов и явлений. Спасибо за конспект! Творческих успехов!
Валентина Ивановна Мельникова # 17 июня 2014 в 18:14 +1
Научно-познавательная НОД, использованы опыты, дающие детям знания о свойствах воды. Все этапы НОД очень чётко и подробно описаны. Это будет удобно для молодых специалистов. Большое спасибо за ваши разработки! Дальнейших успехов в работе!
Татьяна Вячеславовна Клименко # 7 ноября 2014 в 22:29 +1
Очень интересное занятие! Дети всегда проявляют любопытство к познанию окружающей действительности. Им интересно познавать новое.... Такие занятия радуют их. Возьму себе на заметку! Описаны подробные опыты, их будет легко повторить. Спасибо.
Нафикова Ирина # 2 января 2015 в 21:05 +1
Опыты с водой - это так интересно для детей. В конспекте рассмотрены все основные свойства воды, сделаны выводы, есть очень интересная физкультминутка.Спасибо.
Грязнова Наталья Юрьевна # 3 апреля 2015 в 10:29 0
Очень хорошее занятие. Особенно хорошо, что каждый ребенок проводит опыты. Такие занятия всегда интересны и их легко проводить. Спасибо
Елена Ивановна Завидова # 3 апреля 2015 в 20:32 0
Лала Мубаризовна, замечательный конспект! Грамотно поставлены задачи, все опыты просты, и вместе с тем содержательны. Кроме этого включены на закрепление материала рекомендации родителям по экспериментированию в домашних условиях. Возьму на заметку. Спасибо.
Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 23:27 0
Интересное занятие, дети очень любят проводить эксперименты. Очень интересная физкультминутка,много опытов.