Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкин, Белгородской области.

Хочу представить вниманию учителей-логопедов еще одно занятие из цикла «Использование творческих заданий на занятиях по формированию правильного произношения в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель:

1. Закреплять умение правильно произносить звуки С, Ш в слогах, словах и предложениях.

Учить детей составлять распространенные предложения по опорным картинкам и объединять их в единый сюжет на тему: «Как подружились собака Соня и  кошка Шура».

2. Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки С, Ш на слух и в произношении.

3. Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу.

Оборудование: предметные картинки с изображением собаки и кошки, звуки С и Ш, предметные картинки на звук С: сом, сумка, сапоги, слива, стол, стул. На звук Ш: шапка, шишка, машина, шар, шуба, шашки; игрушечные кошка и собака

Ход занятия:

1. Логопед. Дети, сегодня я шла в детский сад и встретила кошку Шуру и собаку Соню. (Логопед показывает игрушки). Сегодня они грустные, потому что поссорились.

Попробуем их помирить. Если вы будете правильно отвечать на вопросы, Соня и Шура развеселятся и помирятся.

Логопед. Назовите первый звук в слове Шура.

Дети. В слове Шура первый звук  Ш.

Логопед.  Расскажите все о звуке  Ш.

Дети. Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый.

Логопед. Назовите первый звук в слове Соня.

Дети. В слове Соня первый звук С.

Логопед. Расскажите все о звуке С.

Дети. Звук С – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Нет, не хотят мириться  Соня и Шура.

2. Логопед.  Давайте поиграем с ними в игру «Эхо»:

Кошка Шура хороша -  ша - ша - ша

С ней играли малыши – ши - ши - ши

Соня встретила лису – су - су - су

Подарила ей серсо – со – со - со

Логопед.  Посмотрите, Шура и Соня улыбаются, но мириться не хотят.

3. Логопед. Сейчас мы подарим им подарки: Соне – картинки со звуком С, Шуре – картинки со звуком Ш. Посмотрите, как я подарю картинки: «Я дарю Соне самолет. Я дарю Шуре шапку» (Дети дарят картинки Соне и Шуре).

Логопед. Молодцы, вы правильно подарили картинки!  Соня и Шура очень довольны и уже сели поближе друг к другу.

4. Логопед.  Когда мы прочитаем для них стихотворения Маршака, они сразу помирятся.

Сначала прочитаем стихотворение для собаки Сони.

Дети. Спит спокойно старый слон.

Стоя, спать умеет он.

Логопед. Теперь прочтем стихотворение для кошки Шуры.

Дети. Школьник, школьник, ты – силач!

Шар земной несешь, как мяч.

5. Логопед. Шура, Соня, идите играть с нами в игру!

Физкультминутка «Кошечки – собачки»:

Осторожно, словно кошка,

На носочках я пройдусь -  дети идут на носочках.

И как хитрая собачка

В уголке я притаюсь -  садятся на корточки.

А теперь крадусь, как кошка - идут на четвереньках по кругу.

Спинку я прогну немножко -  прогибают вверх спины.

Как собачка я полаю - садятся на ковер  

И немного помечтаю - закрывают глаза.

Логопед. Посмотрите, Соня и Шура помирились!

6. Логопед. Сейчас мы с вами расскажем про то, как помирились Соня и Шура. Я начну: «Жили- были кошка Шура и собака Соня» (на фланелеграфе логопед выставляет плоскостные картинки кошки и собачки) 

Давайте опишем кошку Шуру.

Дети. Кошка Шура белая, пушистая, с черными глазами.

Логопед. Теперь опишите собаку  Соню.

Дети. Собака Соня коричневая, большая, с белыми лапками и коротким хвостом.

Логопед. Они всегда жили дружно. Однажды они поссорились. Как вы думаете, из-за чего могли поссориться Соня и Шура?

Дети. Они не поделили вкусную  косточку. Соня наступила Шуре на лапу.

Логопед. Наступило утро, взошло яркое солнце (Логопед выставляет картинку с  изображением солнца)

Теперь вы продолжите рассказ.

Дети. Проснулись  Соня и Шура, и вышли гулять.

Логопед. Но они были в ссоре, и играть друг с другом не хотели. Вдруг они увидели…(Логопед выставляет картинку с изображением шарика)

Дети. Воздушный шарик!

Логопед. Что сделали Шура и Соня?

Дети.  Шура с Соней увидели шарик и подбежали к нему (Логопед  сажает шарик на нос кошке Шуре)

Дети. Шура хотела схватить шарик. (Логопед переносит шарик на нос собаке Соне)

Дети.  Красный шарик сел на нос  собаке Соне.

Логопед.  Потом шарик снова перелетел на нос Шуре.

Дети.  Шура и Соня стали весело играть  шариком.

Логопед. Так красный воздушный шарик помог помириться   собаке Соне и кошке Шуре.

Кто хочет еще помирить Соню и Шуру? (Дети составляют небольшие рассказы. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему, выставляя на фланелеграфе картинки).

Логопед. Молодцы, ребята! Ваши интересные рассказы помогли помирить Соню и Шуру. Еще им очень понравились ваши подарки и как выразительно вы читали стихотворения Маршака.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Ольга Жановна Лянгузова # 6 ноября 2014 в 14:00 0
Спасибо за интересную идею. Очень понравилась игра - рассказ "Кошка и Собака". Подобное илюстрирование улучшает запоминание, что позволяет ребенку, с легкостью, воспроизводить рассказ самостоятельно.
Алёна Сергеевна Каргина # 1 февраля 2015 в 16:21 0
очень хорошее занятие Вы нам представили!В ходе занятия Вы решает все поставленные в нем задачи и замечательно раскрываете саму тему. Желаю творческих успехов и любознательных воспитанников!!!
Светлана Вячеславовна Клокова # 9 февраля 2016 в 13:24 0
Действие в занятии ведётся от выдуманных педагогом персонажей. Используется различный речевой материал и наглядность. Поставленная тема прослеживается на протяжении всего занятия. Спасибо, мне понравилось.