Конспект НОД в старшей группе на тему: Пещерные люди

Конспект занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Малятова Наталья Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №69" комбинированного вида, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Пещерные люди»

Интеграция  образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество"

Цель: Продолжать формирование представлений об истории цивилизации.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представления о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т.д.).

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: Развивать  связную речь, обогатить словарь детей: пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пещера, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, изображающие древних взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иглой, природу, животный мир, растения, модель «Затерянный мир», камень с рисунком, кусочек шерсти, пропитанный жиром, кукла в шкуре.

Раздаточный материал:

Кусочек шерсти или меха. Пропитанный жиром, нитки и бусы.

Методические приемы:  игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Ритуальный танец», эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по времени и перенесемся в те времена, когда жили первобытные люди и узнаем, как люди начинали жить на Земле.

– Как вы думаете, древние люди жили в теплых или холодных местах? (Теплых.)

– Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко от воды? (близко.)

– Почему близко, как вы считаете? (Вода нужна для питья, в воде водится рыба.)

Рассматривание иллюстраций.

– Ребята, хотите посмотреть как выглядела  природа, среди которой эти люди жили?

– Всмотритесь внимательно, здесь есть знакомые вам растения?

– А это что за животные? (Динозавр, больше слона во много раз. Это мамонт.) Мамонт – это древний предок слона.

– Посмотрите сюда, пожалуйста, кто сейчас перед вами? Да, это первые люди. Они ходили раздетыми, были ниже ростом, чем мы, и только начинали учиться разговаривать.

– Как вы думаете, что они ели? (Ягоды, плоды, насекомых.)

– Как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? (Жили в пещерах).

Воспитатель. Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли.

– Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра и зверей.)

Воспитатель. Когда на Земле началось похолодание, ледниковый период, люди стали одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали делать иглы из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы животных.

– Посмотрите, примерно вот так, как эта кукла, одевались древние люди.

– Посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию: чем заняты взрослые и дети? (Женщина шьет. Мужчина бросает ветки в огонь, дети держат нитки из ракушек и камешков.)

– Этот костер называется очаг, люди на нем готовили пищу, грелись.

– Как вы думаете, зачем нужны бусы? (Их вешают или на шею, или на одежду для украшения.)

– Какие еще украшения вы видите на женщине и девочке? (Браслет и ожерелье из звериных зубов.)

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. Сейчас мы с вами тоже попробуем изготовить браслеты. Для этого вам понадобятся нитки и бусы. Вы будете работать в парах, каждая пара изготовит по браслету. Один из пары будет нанизывать бусины, а другой держать нить, чтобы бусы не рассыпались.

Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились браслеты!

– Ребята, как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других, кто больше знает?

– Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями, т.е. вели людей на охоту, новую стоянку. Стоянка – это место, где люди жили определенное время. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите, в чем разница?

Физкультминутка.

– А теперь, ребята, мы с вами совершим ритуальный танец «Ука-чака», как это делали древние люди перед охотой.

Рассматривание иллюстраций

Воспитатель. Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни (клыки мамонтов) и кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите…

Воспитатель. В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали вот такой светильник из мха или шерсти, пропитав их жиром.

Эксперимент.

– Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром,  и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?

Чем рисовали? Что рисовали?

– Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие пещерные люди?

– Чем они занимались?

– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект занятия по хореографии в старшей группе

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 23:33 0
Интересный конспект, использовано художественное творчество, эксперимент, очень интересная физкультминутка.Спасибо.