Конспект НОД в старшей группе по теме «Юные экспериментаторы»

Автор: Здетовецкая Татьяна Ивановна, воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №234»,  г.Челябинск

Описание материала: Предлагаю вам конспект поисково-познавательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Юные экспериментаторы». Данный материал будет полезен воспитателям старших  групп, студентам педагогических колледжей, родителям.  Это конспект поисково-познавательного занятия, направленного на расширение и обогащение знаний о свойствах бумаги, развитию любознательности дошкольников, умению и желанию экспериментировать.

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Цель: Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги: рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогатить словарь: не плотная, шершавая, пластичная, складывать, сгибать.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Плоскостное дерево с бумажными листьями, ванна с водой, кораблик из пластилина, бумажное платье на ребенка.

Раздаточные материал:

Игрушка, бумажный кораблик, конверт, письмо-рисунок

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов, индивидуальное и хоровое проговаривание сложных слов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое у нас необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)

- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)

- Послушайте, что написано на обратной стороне: «Ребята, мне грустно»

- Что можно сделать, чтобы дереву стало веселее? (Полить, погладить листочки, посадить птиц)

- Погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они (гладкие, плотные, ровные). Верно.

- Листочек – наш помощник. Мы повесим его на доске. (1)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 2. На обратной стороне написано «Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я?»

- Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)

- А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Саши – мишка, у Оли – зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте.

- Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная). Верно.

Вешаем листочек на доске (2)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 3.

- Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете?» (Шуршит, скрипит)

- Читаю дальше: «Спойте мне, пожалуйста»

- Ребята, но у нас нет музыкальных инструментов. Как же быть? (сами споем, а бумагой пошуршим)

- Значит бумагу можно использовать как музыкальный инструмент, она шуршит

Вешаем листочек на доске (3)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 4. Читаю: «Приглашаю вас в морское путешествие»

- Возьмите кораблики. Из чего они сделаны? (Из бумаги). Значит они какие? (Бумажные)

- Пустите их в плавание

- Что делает твой кораблик? (Плывет)

- А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина)

- Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)

- Почему? (Тяжелый, из пластилина)

- Бумажный кораблик – легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

- Верно. Бумага легкая, плавает.

Вешаем листочек на доску (4)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 5. Читаю: «Пора отправлять друзьям поздравительные письма».

- Ребята, возьмите свое большое письмо и постарайтесь вложить его в маленький конверт. Выполняйте.

- Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

- Легко сгибается или сопротивляется? (Легко)

- Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать. Я соберу ваши конверты и отнесу на почту.

Вешаем листочек на доску (5)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 6. Читаю: «Скоро у Насти день рождения».

- Я приготовила ей подарок (Вынимаю пакет, там бумажное платье)

- Ребята, из чего сшито платье? (Из бумаги)

- Значит бумагу можно сшивать (Одеваем платье на девочку)

- Что вы видите? (Оно рвется)

- Можно носить бумажную одежду? Почему? (Нет, одежда порвется)

- А из чего можно? (Из ткани)

- Верно. Бумагу можно сшить и она рвется.

Вешаем листочек на доску (6)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 7. Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

 - Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит)

- Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)

- Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка»Вешаем листок на доску (7)

Воспитатель. Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам), что можно с ней делать, какая она (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать, рвать, сшивать)

Воспитатель. Мы сегодня так много говорили о бумаге, но у нее есть еще секреты, о которых поговорим в следующий раз.

Спасибо, дерево, за помощь. Спасибо, ребята, за старательность, за желание узнать больше.

Желаю всем коллегам творческих успехов!!!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Нафикова Ирина # 5 января 2015 в 20:12 +1
Спасибо Татьяна Ивановна за занятие. Очень интересно. Здесь действительно показана поисково-познавательная деятельность дошкольников. Думаю занятие прошло на одном дыхании.
Светлана Рафитовна Давлетбаева # 7 марта 2015 в 21:41 0
Здравствуйте Татьяна Ивановна! Интересное занятие по исследовательской деятельности по формированию у детей представлений о свойствах писчей бумаги. Возьму себе на заметку! Успехов !!
Елена Владимировна Елясина # 19 декабря 2015 в 18:51 0
Татьяна Ивановна,у вас получилось очень интересное,познавательно-исследовательское занятие.Дети с помощью опытов узнали различные свойства бумаги.А такой вид деятельности как экспериментирование,очень нравится детям.Я думаю,что на вашем занятии детям было очень интересно,они узнали много новой и интересной информации о бумаге.Спасибо за идею.