Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 «Ивушка» г. Губкин Белгородской области

Описание материала: Предлагаю вниманию коллег данный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы  (5-6 лет) по устранению нарушений при произношении звука –с -.

Конспект состоит из четырёх занятий.

Данный материал пригодится в работе не только логопедам, а также воспитателям и родителям. Этот конспект логопедического занятия поможет приучить детей прислушиваться к собственной речи, исправить дефектно произносимый звук –с -, способствует развитию психических функций и обогащению словаря по теме: «Овощи-фрукты».

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей с тяжелыми нарушениями речи

Занятие №1

Тема: постановка звука – с -

Цель:

коррекционно-образовательная: научить детей правильной артикуляции звука - с-, закрепить изолированное произношение, в слогах; учить подбирать слова-признаки для описания овощей и фруктов;

коррекционно-развивающая: развивать речедвигательные навыки, фонематический слух и восприятие; расширять пассивный и активный словарь детей по теме «Овощи-фрукты»; работать над развитием логического мышления и сенсомоторных навыков;

воспитательная: воспитывать активность, внимательность на занятии, желание заниматься, слушать логопеда и своих товарищей.

демонстрационный материал: корзина с овощами и фруктами, картинки с изображением овощей и фруктов;

раздаточный материал: карточки для д/игры «Картинки-половинки», цветные карандаши;

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто добавит последний звук в слово: апельси-н, огуре –ц, кабачо-к, баклажа-н, горо-х, пере-ц, лимо-н …

2. Упражнение для развития дыхания «Сдуй с ладошки ватку» (губы в улыбке, пошлепать по язычку губами, произнося при этом –пя-пя-пя-; подуть на язычок и сдуть ватку).

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки»

4. Логопед предлагает детям улыбнуться, язычок у нижних зубов, подуть «холодным ветерком» и послушать звук – с -. Несколько раз они повторяют «песенку водички».

5. Д/у «Умывайся!» Дети складывают ладошки перед лицом, произносят звук – с -, имитируют умывание. Задание усложняется тем, что дети слушают согласные звуки, которые произносит логопед, но умываются только тогда, когда слышат звук – с -;                   м – к – с – д – в – с – ч – с – л - …

6. По образцу логопеда дети повторяют слогоряд:

ас – ос         ус – ис          са-со         су-сы        са – ис – су      сы – ос – ус 

7. Д/и «Убери лишнюю картинку». На магнитную доску логопед выставляет по три картинки, а дети убирают ту, в названии которой нет звука – с -.

* редиска, помидор, капуста

* горох, ананас, абрикос

* чеснок, слива, яблоко

Физминутка «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим  (имитация ладонями рубящих движений)

Мы морковку трем, трем  (сжатыми кулачками «трут» морковь)

Мы капусту солим, солим (перетирания пальцев рук)

Мы капусту жмем, жмем (ритмичные сжимания пальцев рук)

8. Д/и «О чем я говорю?»

В корзине лежат овощи и фрукты, дети их рассматривают и называют. Логопед предлагает послушать слова и догадаться, о чем говорит:

*красный, круглый, спелый, мягкий … (помидор)

*длинный, зелёный, свежий, хрустящий … (огурец)

*круглый, желтый, горький … (лук)

Затем дети самостоятельно подбирают слова описания овощей и фруктов:

*морковь (какая?) оранжевая, длинная, сладкая, твердая …

*яблоко (какое?) спелое, круглое, сладкое, румяное …

*капуста (какая?) зеленая, круглая, хрустящая …

Логопед закрепляет у детей обобщающие понятия «овощи - фрукты».

9. «Картинки-половинки»

У детей карточки с половинкой овоща или фрукта. Они должны узнать изображение, дорисовать и раскрасить.

10. Итог занятия

Занятие №2

Тема: закрепление правильного произношения звука –с-

Цель:

коррекционно-образовательная: учить выделять в речи звук – с-, правильно его произносить изолированно, в слогах и словах; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные

коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие, связную речь, графические навыки, психические процессы: мышление, память, внимание; учить отгадывать загадки, обосновывать свой ответ

воспитательная: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение доводить начатое до конца

демонстрационный материал: плакат с изображением овощей и фруктов

раздаточный материал: предметные картинки для речевой работы, карточки с контурным изображением овощей и фруктов для точечной штриховки, ручки

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто назовет большие, а затем маленькие овощи и фрукты: огурец – огурчик, яблоко – яблочко, помидор – помидорчик, лук – лучок, перец – перчик …

2. Упражнение для развития дыхания «Ветрячок» (дети складывают губы трубочкой и дуют, не надувая щек)

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка»

4. Логопед предлагает детям вспомнить, какой звук мы слышим, когда открываем кран и течет вода –с-; Как правильно произносить этот звук? (губы в улыбке, язычок лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»).

- повторить слоги:   ас,  ос,  ус,  ис,  са,  со, су,  сы

- Д/и «Добавь слог в слово»

СА     о-са, ли-са, ко-са, колба-са          СЫ    ко-сы, ве-сы, бу-сы, воло-сы

5. «Закончи предложение»

На доске картинки со звуком –с-. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают словом (сова, сад, сумка, самолет, лиса, колесо, посуда, суп, косынка, лес, нос, ананас, колбаса)

Высоко летит …самолет. 

На столе чистая … посуда.

Дети пошли гулять в … лес.    и т. д.

Физминутка

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька  - для улитка,

Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

(сначала дети сжимают руки, показывают круглый апельсин, а потом поочередно загибают пальцы)

6. На занятие к детям пришел Незнайка и предложил детям отгадать загадки об овощах и фруктах:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.   (Морковь)

 

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...  (Капуста)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.    (Горох)

7. Незнайка принес с собой плакат с изображением овощей и фруктов. Он не знает, как правильно называть сок и просит помочь ему. Дети называют, какой сок в стакане:

сок из яблок – яблочный сок, сок из апельсинов – апельсиновый сок, сок из моркови – морковный, сок из клубники – клубничный, сок из персиков – персиковый, сок из вишни – вишневый, сок из ананаса – ананасовый …

7. Логопед предлагает детям сделать для Незнайки подарок: выполнить точечную штриховку контурного изображения огурца или апельсина.

8. Итог занятия

Страницы: 1 2

Ирина Владимировна Нестерова # 1 декабря 2015 в 06:23 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна. Конспекты интересные, содержание деятельности продуманное, логичное, последовательное, выстроено в соответствии с традиционной системой коррекции звукопроизношения дошкольников, используется комплексный подход к устранению речевых проблем. Используемые методы и приемы способствуют развитию у детей внимания к собственной речи. Возьму себе на заметку.