Конспекты занятий по математике в старшей группе

Занятия по математике для старших дошкольников в детском саду

Материал, содержащийся в данном разделе, представляет собой опыт работы педагога с детьми шестого года жизни.

Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.

Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.

Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:

• активизацию мыслительных процессов;

• стимулирование активных познавательных интересов;

• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• совершенствование речевых умений.

Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.

Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.

Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.

Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.

Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.

Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.

Задачи математического развития детей шестого года жизни

Свойства

1. Сформировать представления:

• о длине предмета;

• ширине предмета;

• высоте предмета;

• геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;

• геометрических телах: шар, куб, цилиндр.

2. Дать представление:

• о весе предмета;

• об объеме, глубине;

• о вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;

• о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

Отношения

1. Учить:

• упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;

• видеть отношения между числами;

• определять свое местонахождение среди объектов окружения;

• ориентироваться в пространстве.

2. Сформировать представление:

• об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;

• о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.

3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.

Числа и цифры

1. Закрепить:

• количественный счет предметов в пределах первого десятка;

• порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

• знание цифр от 0 до 9;

• знания о составе числа из единиц;

• знания о монетах.

2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.

3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).

Сохранение количества, величины

Дать представление:

• о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;

• о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;

• о неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.

Последовательность действий

Учить:

• выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);

• обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.

Речевые умения

Учить:

• использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;

• называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);

• отражать в речи основания группировки и классификации;

• самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;

• объяснять последовательность и этапность выполнения.

В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.

Материал, содержащийся в разделе, ориентирован на стандартное дошкольное образование и может быть применен в детских садах, работающих по различным программам.

Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Игровое занятие по математике в ДОУ с использованием Лего для старшего дошкольного возрастаЦель: 1) Закрепление счета в пределах 10; 2) ориентировка в пространстве; 3) продолжать учить употреблять слова: ближе-дальше, выше-ниже, поровну; 4) учить находить сходство и различие предметов; 5) развивать конструктивные умения; 6) работа парами. Оборудование и материалы: - мольберты с иллюстрациями улиц Москвы; - крупное ...

Итоговый НОД в старшей группе

Конспект итогового НОД по ФЭМП в старшей группе.Тема: Тур по городу математики «Всезнайка» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» Цель: Обобщить и закрепить знания детей полученные в течении года, Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания детей образование числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10. 2. Закрепить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». 3. Закр...

НОД по математике. Старший дошкольный возрастТема: ««Путешествие в сказку «Маша и гуси-лебеди.» Возрастная группа: старшая. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: Продолжить формирование элементарных математических представлений посредством литературного произведения: «Гуси-лебеди» Задачи: 1. Продолжать сравнивать числа в пределах 10 и понимать отношение между н...

«Космическое путешествие». Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП «Космическое путешествие». Описание. Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП. Конспект может быть интересен воспитателям ДОУ Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: • Формировать понятия: множество, соотношение двух множеств, количество, число. • Выявить уровень умения детей называть цвета и геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник). • Формировать у детей понимание тог...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Необычное путешествие»

Конспект занятия в старшей группе детского сада по ФЭМПКонспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Необычное путешествие"Автор: Иванова Анна Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с 77 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Аннотация методической разработки занятия. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Тип непрерывной образовательной деятельности: формирование элементарных математических по...

Задачи: 1. совершенствовать классификацию геометрических фигур 2. развивать логическое мышление с помощью логических игр 3. создавать силуэты из геометрических фигур по образцу 4. определять место числа среди других чисел ряда Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно учить решать логические задачи формировать навыки самоконтроля и самооценки Демонстрационный материал: Игрушка Красная Шапочка, игрушка Волк, образец из геометрических фигур в виде зайца. ...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Курс к острову Робинзона Крузо"Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности. Задачи: 1.Формировать умение устанавливать соответствующие связи между количеством предметов и цифрой. 2. Совершенствовать у детей умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. 3. Отработка умения сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними. 4. Закреплять умение обозначать словами...

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Спор Лунтика и Кузи"Цель: расширить представление детей о единицах измерения. Задачи: учить с помощью условной мерки определять объем жидкости. Продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур, в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать усидчивость и работу в коллективе. Материал и оборудование: куклы Лунтика и Кузи, два сосуда с разного цвета жидкостью, мерка для изм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Волшебное путешествие" Старшая группа Конспект занятия в старшей группе на тему: «Волшебное путешествие»Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь. Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике. Обучающие: Совершенство...

Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию

Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 летПредлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька". Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и пров...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Мисс Матрешка-2017» Цель: Развитие пространственного воображения с помощью кубиков Никитина. Задачи: Образовательные Познакомить детей с кубиками Никитина Развивать навыки преобразования изображения и воссоздание из частей целого образа; Формировать способность к комбинированию; Развивать способность предвидеть результаты своих действий. Развивающие: Разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в зоопарк»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово» Цель: 1. Закрепить счёт в пределах десяти (прямой, обратный.) 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить решать занимательные задачи. 3. Упражнять в счёте в пределах десяти. Развивать умение находить место числа в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расшир...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы Снежной королевы»(в разновозрастной группе) Автор: Корастелёва Е.И., воспитатель ГККП «Ясли-сад №85» Образовательная область: «Познание» Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: «Проказы Снежной королевы». Цель: Закрепление раннее полученных знаний, умений и навыков. Задачи: Образовательная: закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счёту...

Конспект проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с помощью блоков Дьенеша) «Спасение Винни-Пуха и Чебурашки» (старшая группа)Цель: - Развитие классификационных умений,опираясь на свойства блоков; Задачи: обучающие: - познакомить детей с логическими блоками Дьенеша; - закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет,форма,толщина,размер); - совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться ...

Конспект НОД в старшей группе по формированию элементарных математических представлений для детей с ОВЗ Тема: «Животные»

Конспект НОД в старшей группе по формированию элементарных математических представлений для детей с ОВЗТема: «Животные»Автор: Артемьева Анна Петровна, учитель-дефектолог ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Черемхово», г. Черемхово, Иркутская область. Описание: Данный конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и родителям, имеющим таких детей. Коррекционно-образовательные цели: Учить детей проталкивать шары...

Рекомендуем посмотреть:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Нет комментариев. Ваш будет первым!