Беседы с детьми начальной школы об этикете

Этические беседы с младшими школьниками

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цели: ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

— Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

- Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

— Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Хорошие манеры

1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

3. У двери он пропустит старшего или девочку.

4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

5. Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

• если плохая дорога;

• когда спускается по лестнице;

• когда открывает дверь;

• при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

• когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

• бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

• вертеть пуговицу собеседника;

• барабанить карандашом или линейкой по столу;

• дергать за рукав во время разговора;

• хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

• болтать ногами, сидя за столом.

Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).

— Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения — игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Этические беседы с младшими школьниками

Внеклассное занятие на тему: Вежливость, 3 - 4 класс

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Елена Алексеевна Дичко # 5 мая 2015 в 23:20 0
Хорошая работа. Детям необходимо говорить о том, что такое хорошие манеры. К сожалению, не все взрослые это понимают. Но я бы посоветовала добавить игры на угадывание, например, профессий людей, или виды спорта, и т.д. по пантомиме - для того, чтобы детям легче было понять, что такое пантомима. Спасибо, что поднимаете эту тему.
Надежда Николаевна Макарова # 1 января 2016 в 23:31 0
Большое спасибо! Как же важно и нужно показывать детям образцы правильного поведения в различных ситуациях, учить их искусству дипломатии.И не только на тематическом занятии, но постоянно на всех уроках,переменах и внеклассных мероприятиях. А на родительских собраниях говорить на эту тему с родителями.