Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Авторское дидактическое пособие «Этикет для малышей» для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шекалина Марина Ремовна, воспитатель ГБДОУ №103 Калининского района г. Санкт – Петербурга

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.

Темы:

❖ «Приветствие»,

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения,  дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу  в тетрадь, которую забирают домой. Дома  ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки. 

Тема: «Приветствие»

- называется имя

- улыбка согревает приветствие

- младший  первый приветствует старшего

- руки в карманах не держим

- входящий  первый приветствует присутствующих

- мужчина первый приветствует женщину

- первая подаёт руку для рукопожатия женщина

- не жуём, когда приветствуем

- при разговоре смотрим на «третий» глаз

- для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

- при прощании используем пожатие руки

- кивок головой

- взмахивание рукой

- дружеское прощание: пока, счастливо, чао

- если предполагается встреча говорим « до встречи»

- как вы прощаетесь с родителями перед сном?

- само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

- на улицу выходим опрятно одетыми

- двигаемся по правой стороне дороги

- шеренгой по улице не ходим

- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

- на улице не кричим

- на улице не мусорим, для бумажек есть урна

- на улице ничего не жуем

- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

- если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

- уступаем место инвалидам, маме

- не обсуждаем громко свои проблемы

- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

- в транспорте не причесываемся

- не едим

- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

- не толкаем всех локтями

- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

- не жуём, разговаривая по телефону

- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

- если всё-таки трубку взяли, то сначала  приветствуем того, кому звоним

- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя

- все телефоны записываем в записную книжку

- обязательно выучим свой номер телефона

- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

- если мы попали не туда, извиняемся

- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Тема: «Идём в театр»

- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

- не забываем взять билет

- приобретаем в театре программу

- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

- после третьего звонка вход в зал запрещён

- в буфете можно попить и поесть

- в зале не едим, не кричим

- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

- спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине» 

- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- не берём животных в магазин

- в магазине встаем в очередь

- корзина для товара

- продукты берём руками только в упаковке

- этикетные нормы обращения к продавцу

- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

- не кричим в магазине

- не бегаем по магазину. 

Тема: «Правила поведения в храме».

- одежда для посещения храма должно быть скромной

- за руки не держимся

- не кричим

- не кушаем

- не пьем в храме

- сидят на скамейках только пожилые люди

- если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

- не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

- не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

- не деремся

- не жадничаем

- не ссоримся

- не кричим друг на друга, говорим спокойно

- жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

- извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

- если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

- не обманываем

- приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Классный час «Конфликт и способы его разрешения», 10 класс

Правила поведения в обществе для младших школьников

Этикет в разных странах мира

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа

Елена Моргач # 5 сентября 2013 в 03:59 +3
Интересно! На своих занятиях с дошкольниками никогда не использовала мнемотаблицы.Теперь обязательно возьму на вооружение. Здесь главное - доступность, наглядность материала, есть обратная связь.
Казанцева Ирина Павловна # 6 октября 2013 в 16:30 +3
Замечательно! Возьму на вооружение и со своими детками попробую, только предложу немного подумать и самим нарисовать на предложенное слово мнемотаблицы. Мы же уже школьники и творчество нам не помешает. Спасибо за идею...
Марина Долгая # 30 ноября 2013 в 12:15 +1
Спасибо. Занятия с использованием мнемотаблиц обязательно улучшат усвоение знаний культуры поведения.
Светлана Викторовна Герич # 11 декабря 2013 в 22:37 +1
Спасибо за идеи . Разрабатываю тему "Первые шаги в этикет", ваш материал поможет разнообразить формы работы.  .
Ирина Михайловна Ивлева # 14 января 2014 в 19:33 +1
Мне очень понравился материал. Тем более, что через пару недель у нас в детском саду  начинается неделя "Этикет"
Наталья Андреевна Козлюк # 21 января 2014 в 19:09 0
Хотелось бы еще увидеть консультацию для родителей, им иногда тоже не помешает напомнить об этикете.
Александра # 24 января 2014 в 22:18 +1
Очень понравился материал. Системный. Содержательный. Доступный. А использование мнемотаблиц делает его вообще уникальным. Примечание. В мнемотаблицах дети сами могут рисовать символы... Это позволяет детям "самим создавать свод правил"
Лада Юрьевна Барадулина # 26 января 2014 в 01:27 +2
Актуальный материал. Использование мнемотаблиц оправдано в дошкольном возрасте.Все основные темы этикета Вы объяли.Спасибо за предоставленный материал.
Екатерина Петровна Гурьянова # 31 января 2014 в 23:07 0
Эффективный подход в использовании мнемотаблиц при ознакомлении детей с правилами этикета.Мнемотаблицы ускорят процесс и помогут добиться желаемого результата.Спасибо за материал.
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 10:02 0
Доступный, интересный, познавательный материал для детей. Очень понравилось обязательно использую материал в своей работе. Огромное спасибо!!!!
Айгуль # 10 февраля 2014 в 19:20 +1
Работая с детьми старшей группы,много внимания уделяем вопросам этикета. Но еще не попадалось такого интересного и доступного материала по теме. Хорошее и полезное пособие. Изложено все в такой форме,что ребята воспринимают легко. Спасибо автору большое!
Снежана Валентиновна Семенникова # 28 февраля 2014 в 19:19 0
Замечательные мнемотаблицы! В своей работе тоже используем мнемотаблицы при заучивании стихов, песен, для составления рассказа. Спасибо за идею.
- # 4 марта 2014 в 10:50 0
Использую мнемотаблицы на занятиях уже давно. Хочу отметить, что у детей, в результате систематического использования мнемотаблиц развивается не только мышление, но и внимание, способность правильно излагать свои мысли, развивается любознательность.
Елена Александровна Боева # 5 марта 2014 в 19:42 0
Очень нужный материал.Очень понравился,,Спасибо! С уважением Елена!
Татьяна Сергеевна Гудкова # 12 марта 2014 в 12:30 +1
Тема этикета очень актуальна, особенно в последние годы, когда зачастую родители забывают об элементарных правилах поведения. Чего уж говорить о детях?! Материал, во-первых, интересно преподнесён, а во-вторых позволяет воспитывать ту культуру, которая начинает потихоньку дремать в подрастающем поколении. Очень полезно!!!
Инна Викторовна Шишина # 21 сентября 2014 в 00:09 0
Спасибо за интересный материал!В своей работе тоже использую мнемотаблицы .Дети очень их любят и намного лучше воспринимают материал,лучше запоминают.Сейчас как никогда тема социально-личностного развития очень востребована.Детей необходимо готовить к предстоящей жизни,умению правильно общаться,быть терпимее к друг другу. .Родители порой упускают этот момент в силу своей занятости,некомпетентности в каких либо вопросах,и нам нужно помогать им в этом,ведь нам в этом мире тоже жить!
Светлана Николаевна Пулыгина # 20 ноября 2014 в 18:31 +1
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение, грамоте, музыке. Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.Спасибо за подобранный вами материал,очень понятно и наглядно.Особенно мне понравилось использование мнемотехники,ребятам очень нравится по ней работать.Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна.Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.Сразу решаем несколько задач.
Татьяна Равиловна Малолетова # 16 декабря 2014 в 09:52 0
Спасибо, беру в свою копилку, считаю удачным вовлечение родителей в этот процесс, т.к. именно родители являются образцом для подражания. А тут получается - раз сами правила прописали, значит и сами ознакомились, и ответственность перед ребенком наступает по соблюдению данных правил этикета. Получается, что и с родителями поработали. Спасибо большое!
Марина Ветрова # 31 марта 2015 в 20:00 0
все хорошо, интересная задумка с такими таблицами.
только почему в транспорте нужно отказываться от места, когда уступили?
Елена Алексеевна Воробьева # 17 мая 2015 в 13:36 0
Как в современном обществе этого не хватает! К новому поколению родителей иной раз не знаешь как и подступиться -все наровят "укусить" и считают это достоинством. Очень понравился материал. Спасибо.
Светлана Александровна Каракутова # 5 июля 2015 в 12:10 0
Интересный материал. Я в своей работе тоже использую мнемотаблицы для заучивания пословиц, небольших рассказов, сказок. Вместе с детьми рисуем таблицы,так дети быстрее усваивают материал. Ваш материал возьму себе обязательно на заметку.