Классный час «Гигиена школьника», 1 класс

Классный час в игровой форме о личной гигиене для 1-2 класса

Игровой практикум для младших школьников «Есть обычай у ребят — гигиену соблюдать!»

Цели и задачи занятия:

• привитие навыков здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

• знакомство с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами.

Оборудование. Таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или репродукция картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского.

Описание классного часа

Учитель: Ребята, вы, наверное, удивлены темой нашего сегодняшнего разговора? Нет, ошибки здесь не произошло! Один из уроков вежливости маркиза Этикета посвящен именно проблеме соблюдения личной гигиены. Каждый воспитанный человек в обязательном порядке ежедневно и ежечасно будет следить за своим внешним видом. Ведь как приятно смотреть на аккуратно одетого, причесанного, опрятного и чистого мальчика или девочку!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам —

Стыд и срам! Стыд и срам!

 

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

(К.И. Чуковский)

1. Ситуация «Мытье тела и уход за волосами».

Учитель открывает картинку, на которой нарисованы опрятные, аккуратно одетые ученик и ученица, и показывает ее детям.

Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает учащихся, что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить правильно.

Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый, опрятный, аккуратный; волосы у Володи коротко острижены; Володя бодрый, здоровый, крепкий. У Наташи аккуратно причесаны волосы.

Учитель поясняет, что все школьники должны быть такими же чистыми, опрятными, здоровыми. Но это не дается без старания, труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо постоянно и правильно заботиться о ежедневном соблюдении личной гигиены.

Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека покрыто кожей.

Учитель может предложить ребятам рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, на ней видны бороздки, складки. При движении пальцев кожа то легко натягивается, то образует складки.

Учитель спрашивает учащихся, что у них появляется на коже, когда им бывает очень жарко (например, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают капельки пота.

Учитель добавляет, что на коже есть тонкий слой жира (кожного сала).

Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и пыль в большом количестве, кожа становится грязной, она грубеет, на ней могут появиться трещины.

Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чистой, нужно все тело мыть не реже одного раза в неделю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой (намыливать кожу 2—3 раза). Только таким способом можно хорошо смыть жир, имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться можно либо в бане, либо дома. После мытья человек чувствует себя лучше, бодрее.

На волосах и между ними при плохом уходе собирается много кожного сала, пыли, грязи. Поэтому мальчикам лучше всего коротко стричь волосы. Тогда голову так же легко вымыть, как шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время.

Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья причесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неопрятности.

Девочкам надо запомнить, что ленточки в косичках будут выглядеть у них красиво лишь в том случае, если волосы будут совершенно чистые.

После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему?

Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется.

Запомним первых два правила ухода за телом:

1. Мыть тело теплой водой с мылом и мочалкой (или губкой) не реже раза в неделю.

2. После мытья надевать чистое белье.

Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к столу с оборудованием (таз с водой, мыло, полотенце) любого ученика.

Учитель: Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все тело. Необходимо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки. Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по нескольку раз в день?

Потому, что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них и смешивается с потом, кожным салом. Как часто надо умываться?

Не менее двух раз в день: утром после вставания и вечером перед тем, как ложиться спать. Следует умываться и днем, например, после игр, работы, ходьбы по пыльной дороге.

Сейчас Дима и Надя (имена приведены условно — учитель называет реальные имена ребят) покажут нам, как надо умывать лицо, шею и уши.

Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыванием накидывают полотенце на себя (на плечи, шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда полотенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины.

Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и девочки должны научиться умываться аккуратно.

Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул. Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо.

Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо надо только чистыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит аккуратно, не расплескивая.

Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины.

Учитель, может показать детям, что полотенце после того, как им вытирались, осталось чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо моют их, то полотенце становится грязным, после первого же пользования им.

Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет.

Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им.

После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом надо также всегда хранить в каком-либо одном месте (например, на полочке).

Учитель может предложить Диме проверить, хорошо ли он вымыл лицо. Затем предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вымыл Дима лицо, уши, шею, как посвежело и похорошело лицо. Каждому мальчику и девочке после умывания надо посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что они хорошо умылись.

2. Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями».

Учитель: Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки так же, как и лицо, не покрыты одеждой.

Учитель предлагает детям перечислить, к каким предметам приходится им притрагиваться в течение дня, затем подытоживает полученные ответы.

Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола, чистке картофеля, столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда загрязняются. Могут загрязняться руки и при письме. Руки у нас обязательно загрязняются, когда мы играем в мяч, городки, когда притрагиваемся к калошам, дверным ручкам, крючку и цепочке в уборной, кошке, собаке и т. д. На всех этих предметах обычно есть грязь.

К мячу, например, пристает грязь стола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид туфли. К ручкам дверей, крючку и цепочке в уборной притрагивается много людей. Среди них могут быть и больные.

Учитель: Послушайте стихотворение. Какие мысли вам оно навевает?

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке.

Во вторник — в томатной подливке.

В среду — в лимонном желе.

В четверг — в киселе и смоле.

В пятницу — в простокваше,

В компоте и манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: — Я больше не в силах!

Ужасно — жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

(Я. Бжеква «Муха-чистюха»)

Рассуждения ребят.

Когда мы берем различные предметы или притрагиваемся к ним, то грязь, имеющаяся на них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перенесена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться многие болезни от больного человека другим людям. Поэтому, если кто- либо съест загрязненный руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него могут появиться жар, боль в животе). Могут заболеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки.

Руки мы моем при утреннем и вечернем умывании. Мыть их надо в течение дня после каждого загрязнения. Как только закончили игру в мяч, городки, грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поиграли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечернего умывания.

Руки надо мыть после каждого посещения туалета.

Руки надо мыть каждый раз перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно всегда с мылом, потому что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо.

Почему надо каждый раз перед едой мыть руки? Это необходимо для того, чтобы не заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кроме того, вы знаете, что чистыми руками гораздо приятнее браться за хлеб, ложку, тарелку.

При изложении этих правил учитель может использовать такого рода пример. Как-то мать предложила Девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказала, что руки у нее чистые, она совсем недавно их мыла. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч. А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она неправа, и тотчас же вымыла руки.

Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ногти, проверить, коротко ли они острижены, нет ли длинных, запущенных ногтей, чистые они или грязные, нет ли черных каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много грязи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того, грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение. Длинными ногтями можно легко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стригите ногти коротко. При мытье рук тщательно вычищайте грязь из-под ногтей. Пользуйтесь для этого щеткой или ногтечисткой.

Подведение итогов. Учитель подводит общий итог разговора: воспитанный человек должен всегда следить за своей внешностью и соблюдать правила личной гигиены; правила хорошего тона в любой стране требуют от человека аккуратности во внешнем виде.

А закончить разговор с ребятами можно стихами:

Вот тюлень — ему не лень,

Чистить зубы каждый день.

Вот зайчишка молодой,

Он полощет рот водой.

Лев купил порошок

И рычит: «Хорошо!»

Чистит слон свои клыки,

Оттого они крепки.

Научился и медведь

Зубы щеткою тереть.

Крокодил зубастый

Чистит зубы пастой.

Говорит он малышам:

«Чистить зубы надо вам,

Чистить зубы надо вам

По утрам и вечерам!»

Шел по яблоку микроб,

Очень строгий, очень грязный,

Безобразный был микроб.

Был микроб большой злодей —

Нападал он на людей!

А я яблоко помыл

И микроба победил!

Каждый раз перед едой

Нужно фрукты мыть водой!

Чтобы быть здоровым, сильным,

Мой лицо и руки с мылом.

Будь аккуратен, забудь лень!

Чисти зубы каждый день!

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл.

(В. Волина)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Из чего же сделаны наши мальчишки?», 1 класс

Классный час «Кто я, какой я», 1 класс

Классный час «Управляй собой», 1 класс

Классный час о жадности и жадных, 1 класс

Классный час на тему: Щедрость, 1 класс

Мария Анатольевна Блинова # 16 января 2017 в 10:41 0
Важная,нужная тема дети учатся основам здоровья,важно получить -эти знания как можно раньше.
Светлана Михайловна Кремнёва # 18 января 2017 в 11:19 0
В нашей стране забота о детях - дело поистине важное!В данном сценарии хорошо просматривается как теоретическая часть, так и практическая. Детям это очень важно не только прослушивать материал, но и видеть наглядно, тем более что примеры приведенные в материале очень увлекательные и познавательные на мой взгляд.
Екатерина Степановна Голубева # 18 января 2017 в 12:29 0
Очень важная тема. И очень важно суметь преподнести её ребёнку с интересом, т.к. понятие о гигиене формируется именно в детстве.