Классный час «Манеры поведения», 3 класс

Классный час в 3 классе. Этическое воспитание. Разработка

Тема: «Манеры поведения» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Познакомить детей с манерами поведения культурного, воспитанного человека;

— прививать этические нормы поведения в обществе.

Ход классного часа

Беседа об осанке, походке, жестах, поклонах

а) Рассказ учителя об осанке. Никакая, даже самая идеальная фигура не сделает человека красивым, если ему не хватает подтянутости, собранности, умения держаться.

Проверьте свою осанку, подойдите к зеркалу и встаньте так, как вы всегда стоите, не напрягайтесь. Привычная, непринужденная поза человека и есть осанка.

При правильной осанке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги прямые, пятки вместе. Надо самому следить за своей осанкой. Например, как манекенщицы, которым красивая походка и красивая осанка необходимы для работы: встаньте без туфель у стены и плотно прислонитесь к ней головой, спиной, пятками. Положите на голову книгу и, не придерживая ее руками, идите вперед по прямой линии. Когда научитесь делать это легко, свободно, без напряжения, одну книгу замените двумя-тремя.

Вы читали книги, видели фильмы, как женщины Востока и Африки носят тяжести на голове — сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками, эти женщины отличаются стройностью, спокойной и гордой осанкой. Осанка — привычная поза стоящего человека, но кроме нее существуют и другие позы. Ученые подсчитали, что всего их может быть около тысячи. Около тысячи устойчивых положений, которые может принимать человеческое тело! Например, члены одного племени в Северной Австралии отдыхают в такой позе: они стоят на одной ноге, уперев в колено ступню другой. У них это считается приличным, красивым и удобным. А у нас? Попробуйте так стоять при ответе. Сразу получите замечание: «Как ты стоишь? Встань, как положено!». Как полагается стоять? На этот вопрос ответьте сами.

С позами, в которых мы сидим, дело обстоит не проще.

Скажите: какие позы красивы и приличны? Какие допустимы, но при определенных обстоятельствах? Какие неприличны и недопустимы? Итак, стоим красиво, сидим красиво. А ходим как?

б) Рассказ учителя о походке. По тому, кто как ходит, держит руки, мы можем судить об уважении или пренебрежении к окружающим. Каждое движение должно быть естественным и соответствовать обстановке. То, что можно разрешить себе, находясь в одиночестве, часто недопустимо в присутствии других. Нужно избегать небрежной, ковыляющей и семеняще-танцующей походки. Без необходимости не перескакивать через несколько лестничных ступенек сразу. Чрезмерное размахивание руками и раскачивание плечами не придают красоты ни женской, ни мужской походке. Некрасиво выглядит голова, втянутая в плечи.

Походка человека с прямой осанкой, гибкими и размеренными движениями является красивой и здоровой. Руки движутся в ритме с ногами. Их нельзя расслабленно опускать или размахивать ими. Ступни при ходьбе почти параллельны.

Походка довольно точно характеризует общую культуру человека. Автор одной из книг о культуре поведения «Детское сокровище», которая была издана еще в 1812 году, пишет: «Ежели будете ходить, как индийские петухи, волоча ноги, то сочтут вас ленивыми. Не ходите на пальцах, как будто бы вы плясали. Не размахивайте слишком руками, как бы крыльями, чтоб скорее идти. Ежели вы идете с кем-нибудь, то старайтесь идти равным с ним шагом, не подходите к нему слишком близко и не отдаляйтесь настолько, чтоб его не слышать. Смотрите под ноги, чтоб не наступить нечаянно в грязь и не забрызгать тем своего спутника. Сия предосторожность равно полезна и для вас самих...»

У одних походка стремительная и летящая, у других спокойная и сдержанная, у третьих спортивная. Но как бы ни менялась походка, она всегда будет красивой, если вы будете следить за собой.

в) Рассказ учителя о жестах. Почему человек делает различные жесты? Нельзя ли обойтись без них? Нельзя. Жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения. Достаточно только увидеть несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека.

Жестикулирование не должно быть беспрерывным и сумбурным. Но выразительный и точный жест может очень украсить нашу речь. Слишком бурное жестикулирование угрожает окружающим вещам (не один стакан был сметен со стола широким жестом).

Не рекомендуется: бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет; трогать и тереть руками глаза; барабанить пальцами по столу; дергать кого-нибудь за рукав; болтать ногами; беспрестанно охорашиваться перед зеркалом.

Вывод: воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть целесообразными (никаких бессмысленных действий), естественными (никакого ломания и манерничания).

г) Рассказ учителя о поклонах. При поклоне корпус должен оставаться прямым, руки опущены по бокам и пятки соединены. Легкий поклон представляет плавное опускание головы. Глубокий поклон также начинается с опускания головы и затем переходит в наклон верхней части тела.

Беседа о том, как сидеть

На стуле рекомендуется сидеть прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь, не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке либо «верхом». Садиться и вставать нужно бесшумно.

Стул не передвигают, а переставляют, держа его за спинку. Постукивание ногой по стулу, а тем более по чужому, действует раздражающе. Сидя, не качают ногой и не ерзают. Сидеть нужно, держа колени вместе, ступни, по возможности, одна возле другой. Можно одну ногу немного выставить вперед либо легко скрестить ноги в лодыжках.

Считается некрасивым подпирать щеку рукой или класть голову на руки. В такой небрежной позе невежливо разговаривать с другими, особенно со старшими.

Руки должны спокойно и легко лежать на коленях или на столе. Вежливый человек никогда не поворачивается к другим спиной при разговоре.

Рассказ учителя о руках. Незанятые руки нужно держать спокойно, избавиться от привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать пальцами, чесать затылок или за ухом. Во время еды руки до кистей находятся на столе.

Неприлично при разговоре прикрывать рот рукой, хлопать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака.

Чтобы поправить у знакомого одежду, например, снять нитку или волос, спрашивают у него разрешение.

Неприлично показывать пальцем.

Рассказ учителя о взгляде. Беседуя с кем-либо, надо смотреть в глаза собеседнику. Нужно уметь владеть своим взглядом, ибо взгляд может быть как вежливым, так и вызывающим, презрительным, заносчивым, нахальным.

Примеры: глаза сердечного человека излучают теплоту и доброжелательность, при хорошем настроении во взгляде отражаются радость и веселье.

Нельзя смеяться с широко открытым ртом. Раскатистый смех так же неуместен, как и всякий другой шум, беспокоящий окружающих. Самый приятный смех — сердечный.

Подведение итогов классного часа

Для подведения итогов можно за несколько минут проиграть небольшие сюжеты об осанке (за партой, столом и во время ходьбы), о походке, о том, как держат руки, как правильно сидеть, как и куда смотреть, о жестах.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Наталья Геннадьевна Маленко # 19 ноября 2016 в 14:33 0
Данный классный час мне понравился. Мы мало говорим с детьми о манерах поведения, часто забываем о важном: осанке ребенка. Поэтому содержание данной этической беседы актуальное, необходимое, содержательное и интересное.