Классный час на тему «Чаепитие», 1-2 класс

Разработка классного часа по этикету для учащихся начальной школы

Беседа-диалог для младших школьников «Угощаю чаем»

Цели и задачи занятия:

• познакомить учеников с таким видом гостеприимства, как «чаепитие», «вечерний чай»;

• научить младших школьников правильно сервировать стол к чаю. Во время выполнения практического задания рассказать о росписи гжель.

Описание классного часа

Беседа о происхождении чая и кофе

Чай. Биография этого поистине божественного напитка уходит вглубь веков. В древнем трактате говорится: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело». На Востоке чай известен около пяти тысяч лет. На Руси «заморская травка» впервые появилась лишь в 1638 г. Московский посол Василий Старков привез в дар царю Михаилу Федоровичу от монгольского Алтын-хана четыре пуда чайного листа. Царь, по преданию, отведав необычного напитка, изрек: «Питие доброе, а когда привыкнешь, гораздо укусное».

Традиции российского «водохлебства» весьма своеобразны и многообразны, а богатством ритуала, пожалуй, не уступят иноземным. «Кто бы ни пришел в гости, и в котором часу ни было... хотя бы сами хозяева недавно пили чай, но пришел гость, для него настаивают и сами пьют с ним».

А меткий народный говор увековечил чаепитие в пословицах, загадках, присказках.

«С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее».

«За чаем не скучаешь — по три чашки выпиваешь»...

О происхождении чая, точнее о том, как люди узнали о свойствах чайного листа, существует несколько преданий. Одно из них гласит, что группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили себе еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, накрыв сосуд с едой несколькими веточками, сорванными с растущих поблизости кустов. Когда спустя некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что листочки с веток, которыми была накрыта еда, растворились в ней. Затем люди обнаружили, что еда так сильно разварена и размягчена, как будто она варилась гораздо дольше, чем это было на самом деле. Они сообщили об этом знатокам лечебных трав. Врачи после изучения свойств чайного листа установили, что листья этого куста действительно имеют замечательное свойство помогать перевариванию и усвоению пищи. Затем изучение свойств чая было продолжено. Продолжается и по сей день.

Имеется много разновидностей чайного куста и чайного листа.

Самым лучшим сортом считается чай с белыми мелкими листьями. Он очень ароматен. После него по своим свойствам ценится сорт с зелеными листьями. Затем идет лиловый сорт, а самым слабым считается черный.

Вода для чая. Если для заварки используется обычная вода, ей необходимо дать отстояться 12-20 часов. Чай будет вкуснее.

Кофе. О происхождении кофе существует множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как мулла повстречал стадо неестественно резвых коз. Пастухи заметили, что козы становятся особенно игривыми, когда поедят плоды с неизвестного кустарника. В плодах находится по два зерна. Мулла стал пробовать этот плод, и поджаривал, и варил его.

Попробовав темную горькую жидкость, он почувствовал прилив сил и бодрости.

Так была раскрыта тайна кофейного зерна.

Беседа «Сервировка стола к чаю»

Стол накрывают цветной скатертью, стараясь, чтобы ее цвет гармонировал с цветом чайного сервиза. В центре стола размещают небольшую вазу с живыми цветами, вазу с фруктами, вазочки с вареньем, конфетами, сухарницы с печеньем, тарелочки с лимоном, блюдо с тортом или сладким пирогом, а рядом на блюдце кладут лопаточку или щипцы. При необходимости рядом можно поставить тарелки с пирожками и бутербродами.

Перед каждым гостем ставят десертную тарелку, справа кладут десертный нож, слева — вилку. Цветные салфетки лежат на закусочной тарелке.

У каждого прибора слева от тарелки ставят розетку для варенья. Чайник или самовар размещают вблизи хозяйки. Она разливает чай и подает всем гостям.

Чайный стол окажется удачным, если он правильно организован, если выбран вкусный и ароматный чай, если вкусны и аппетитны сладости.

Чай — популярный напиток во всем мире. Он вкусный и, главное, полезный, так как оказывает тонизирующее действие на наш организм. Чтобы чай отвечал этим особенностям, нужно уметь правильно его заваривать, знать способы его приготовления.

Лучше делать это в фарфоровом чайнике. Чтобы чай был достаточно крепким, на 7-8 стаканов воды нужно заварить 2—3 г чая. Для усиления аромата можно добавить кусочек сахара. Чайник ополаскивают кипятком, засыпают чай и заливают кипятком. Затем чайник накрывают крышкой, сверху полотенцем и оставляют на 15 минут.

Гостей можно угостить также компотом из свежих фруктов или консервированным. Его подают в чашках с блюдцем и ложкой.

А тем, кто предпочитает черный кофе, его разливают в маленькие чашечки и подают в горячем виде. В чашку с кофе можно положить взбитые сливки и предложить сухое печенье. Кофе также нужно уметь приготовить.

Подведение итогов. После разбора ситуаций учитель делает краткий вывод о правилах подготовки приборов к чайному столу и поведения за столом. Благодарит активных участников беседы-диалога.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Мария Анатольевна Блинова # 22 января 2017 в 09:16 0
Интересная на мой взгляд работа ученики знакомятся с таким видом гостеприимства, как «чаепитие», «вечерний чай»;
Стол накрывают цветной скатертью, стараясь, чтобы ее цвет гармонировал с цветом чайного сервиза. В центре стола размещают небольшую вазу с живыми цветами, вазу с фруктами, вазочки с вареньем.
Автор приводит ряд пословиц:"«С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее».Во время выполнения практического задания рассказывает о росписи гжель. Молодец!