Классный час на тему: Культура общения, 7-9 класс

Игровой классный час для 7-9 классов

Этическая игровая программа-размышление. Тема: «Веселый переполох в Стране хорошего тона»

Цель:

• привитие культуры поведения, речи, внешнего вида и общения подростков.

Оборудование:

распечатанный на всех учеников текст теста «Как к вам относятся окружающие», необходимый реквизит для сатирической программы.

Предварительная работа:

Классный руководитель готовит тексты теста, выбирает по интересам «артистов», «ведущего» (им может быть классный руководитель), «школьников 1, 2, 3», «первоклассника». «Артисты» знакомятся со сценарием и учат роли.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Наш сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.

Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в удивительной Стране хорошего тона.

Становясь старше, вы, незаметно для себя, начинаете задаваться вопросом: «Как окружающие относятся ко мне?»

Вот с решения этого вопроса мы и начнем «распутывать» клубок загадок Страны хорошего тона.

Первый блок

Как к вам относятся окружающие?

Ведущий (классный руководитель):

Вам, конечно же, не все равно, как относятся к вам окружающие? Но для того чтобы вас уважали, вы сами должны соответствовать принятым в обществе нормам внешнего вида и культуры общения.

Давайте посмотрим на себя? Все ли в порядке?

Я предлагаю тест из серии «Познай себя».

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько высок ваш авторитет:

1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

3. Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

7. Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

Ключ к тесту:

1- (а) 0

(б)

10

(в)

5

2. (а) 0

(б)

10

(в)

0

3. (а) 10

(б)

0

(в)

0

4. (а) 10

(б)

5

(в)

0

5. (а) 0

(б)

5

(в)

10

6. (а) 0

(б)

5

(в)

10

7. (а) 0

(б)

5

(в)

10

8. (а) 10

(б)

5

(в)

0

9. (а) 10

(б)

5

(в)

0

Подсчитайте баллы:

80—100: Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45—75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0—40: Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.

Второй блок

Об этикете в шутку и всерьез, или Правила хорошего "дурного тона"

Ведущий:

В автобусе и классе, и в шуме дискотек

Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

Но, делая уступки, ты резко не дели

Одежду и поступки, и помыслы свои.

Случается нередко — и это не секрет —

Красивой этикеткой сменяют этикет.

И вроде все в порядке, и все как у людей,

Но это только прятки от совести своей.

Ребята, скажите мне, что такое «этикетка»? Да, верно, это информация о вещи. А что такое «этикет»? Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.

Мы же сегодня поговорим о невоспитанности и составим свои правила дурного тона, или правила моветона. А как вы будете себя вести — в соответствии с правилами хорошего тона или же моветона — решать вам.

1-й школьник: Из дневника первоклассника, акселерата Саши Н.: «В школе действительно интересно, особенно мне понравились старшеклассники: на них рубашки, как веселые картинки. Я до того засмотрелся, что и про уроки забыл. У одного на рубашке три дяди бородатых, с открытыми ртами и страшные — я подумал, что это Бармалеи, но почему их тогда трое? Я подошел к нему и спросил, а он щелкнул меня по носу и сказал: «Брысь, малявка!» Наверное, он кошек не любит. А у другого старшеклассника на рубашке — пейзаж: озеро и белая женщина плавает, как на ковре, который я на рынке видел. Я подошел к нему и спросил: «Вы рубашку покупали у дяди, который на рынке коврами торгует?» А он схватил меня за ухо и сказал: «Ах ты, щенок паршивый!» Наверное, он собак не любит. Прозвенел звонок, и я опоздал на урок. Когда я объяснял учительнице причину, она сказала, что школа не картинная галерея и «засматриваться нечего»».

Ведущий: Итак, первые три правила моветона:

1. Приличные костюмы носят только отличники и зануды.

2. Одежда должна быть цветастой и яркой, желательно, чтобы ее гамма состояла из 5—6 цветов, тогда все сразу обратят на вас внимание.

3. Старайтесь на все выпуклые места нашить иностранные лейблы — это придаст вам определенный шарм.

А теперь за одну минуту предлагаю вам вспомнить или сочинить коротенькую историю «Почему я опоздал на урок».

Проводится конкурс на лучшую историю, вручается небольшой приз победителю.

2-й школьник: Из дневника третьеклассника, акселерата Саши Н.: «Ну вот мы с Сережкой в рубашках с картинками. У него 3 дяди бородатых — Сережка говорит, что это ансамбль какой-то известный, а у меня картинка из мультфильма «Ну, погоди!» Иду я в этой рубашке, красуюсь и вдруг слышу: «А бык будет? Будет! И козел будет! Чего это тюлень вчера промазал? Да ему медведь помешал, у них сегодня вместо медведя гусь будет. А баран что? Баран на воротах! А мне кажется, гусь вместе со страусом будут!» Как я это услышал — бегом в класс. «Сережка! — кричу я другу, — Побежали быстрей, там в школу цирк приехал!» Обежали мы вокруг школы — никого! А на площадке старшеклассники в футбол играют, и тут я опять слышу: «Пасуй, гусь! Козел, нападай, чего рот разинул?» «Осел! — говорит Сережка. — Это у них клички такие». Прозвенел звонок, и мы опоздали на урок, учительнице объясняли, что цирк искали. А она сказала, что не позволит школу превращать в цирк. А я подумал: «Действительно, в школе даже слонов негде поставить».

Ведущий: Правила моветона:

1. Обращение по кличкам — признак высокой культуры и больших знаний в зоологии.

2. Клички учителей должны обязательно указывать на их злобный и неприятный характер.

3. Давая всем окружающим клички, не позволяйте при этом придумывать кличку себе.

3-й школьник: Из дневника семиклассника, акселерата Саши Н.: «Вчера бегали с Сережкой смотреть, как Шипучка бастует. Шипучка — это Вовка Шипунов. Ему отец ночью волосы обрезал, а он в знак протеста забрался в канализационный колодец и сидит. Пришли мы с Сережкой, а там десятиклассники митингуют: «Шипучка, мы с тобой!», «Свободу волосам!» Другие научную базу подводят: «На одном квадратном сантиметре головы растет до пятнадцати тысяч волос — умножьте это на объем головы и вы поймете, что Шипучка прав!» А один вякнул, что Шипучка свои волосы раз в полгода мыл, но его тут же прогнали, обозвав провокатором. А я подумал: «Ну и идиот же этот Шипучка, своей дурацкой головой всех достал!»

Ведущий: Правила моветона:

1. Прически старшеклассников должны напоминать шкуру дикобраза.

2. Особо модные прически в этом сезоне: «Узнай меня, мама», «Здесь тебе не тут», «У людей вон че, да ниче, а у меня ниче, да вон че».

Давайте попытаемся успокоить Вовку Шипунова с помощью страшилки, первые две строчки которой: «Папа был обиженный: мальчик был нестриженый».

Ребята предлагают свои варианты, за лучшие из которых вручаются призы.

Ведущий:

А вот мой собственный вариант.

Папа был обиженный:

Мальчик был нестриженый.

Отец бритву наточил,

Сыну чуб укоротил.

Долго рыдала мама во сне:

Скальп ее сына висел на стене.

3-й школьник: Из дневника десятиклассника, акселерата Саши Н.: «Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 «б» и чешет...

Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?

3-й школьник: У! Дела воще моща!

Первоклассник: Что-что?

3-й школьник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется — сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клево, да?

Первоклассник: А что, там лошадь была?

3-й школьник: Какая лошадь?

Первоклассник: Ну та, которая ржала.

3-й школьник: Да ничего ты не понял. Один фитиль...

Первоклассник: Без свечи?

3-й школьник: Ну, конечно же, без...

Первоклассник: А что это за фитиль такой?

3-й школьник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...

Первоклассник: К какому шкету?

3-й школьник: Да шибздик такой, вот с таким шнобелем.

Первоклассник: С кем, с кем?

3-й школьник: Да не с кем, а с чем — нос у него такой. Сел и почесал...

Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-ни- будь?

3-й школьник: Да нет, попилил он!

Первоклассник: И что, распилил?

3-й школьник: Что распилил?

Первоклассник: Как что, мотик!

3-й школьник: Чем?

Первоклассник: Ну этим... шнобелем!

3-й школьник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!

Ведущий: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка.

Помнишь, как у Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнет, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет вдаль его величавая красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

А на твоем языке — «бзике» — это прозвучало бы так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гик- нется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит».

Правила моветона:

1. Как можно чаще употребляйте сокращенные слова: «физра», «училка», «контра» — это придаст речи особое очарование, образность и глубину. Например: заколебал, облез, офаршматился, выпал в осадок, отшейся. Если вы удивлены чем-то, скажите: «Я тронута, двинута, перевернута, опрокинута». Вместо слова «не болтай» говорите: «следи за метлой», «попридержи язык».

2. Использование жаргонных слов позволит вам быть на короткой ноге со своими ровесниками.

3. Никогда не слушайте говорящего, ведь главное, что хотите сказать вы.

Ребята, скажите мне, что такое «сленг»? Если сказать проще — это дворовый молодежный язык. Вот я и предлагаю вам привести примеры молодежного языка и объяснить значение этих выражений.

Мини-итоги. Классный руководитель поощряет наиболее активных участников и обращается с заключительным словом.

Решайте сами, следовать ли этим правилам, или нет, но помните, по стилю поведения судят о человеке. Не позволяйте оставить незамеченными свои лучшие качества. Хорошее воспитание — черта особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении в любой компании быть в центре внимания, а в умении помочь блеснуть другим.

Рекомендуем посмотреть:

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Правила поведения в кинотеатре

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Алена Юрьевна Никитина # 3 марта 2015 в 09:57 0
Спасибо, очень интересно.
Наталья Михайловна Пикнеева # 27 марта 2015 в 09:33 0
Хорошая разработка классного часа. Попробовала пройти Ваш тест, результат: я стеснительна. Тем не менее, мои выводы: много интересных моментов, которые помогут заинтересовать учеников и будут способствовать их развитию - истории про детей, обращение к классике, разговор о сленге и т.д. Вы молодец!
Ольга Владимировна Герасименко # 10 апреля 2015 в 10:42 0
Спасибо за материал. Разработка очень актуальная и интересная.Понравилось то , что просматривается связь с жизнью обучающихся.
Надежда Владимировна Бандурова # 14 апреля 2015 в 15:54 0
Познавательно и актуально. Спасибо очень понравилось.
Ольга Николаевна Жгутова # 9 июня 2015 в 23:23 +1
Хороший материал.Детям очень нравятся тесты.Много чего возьму для работы.Спасибо.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 19:34 0
Спасибо,материал познавательный и интересный.Обязательно использую в своей практике.Как уже было верно подмечено есть и немного истории и значение сленгов есть.Когда присутствует взаимосвязь прошлого с настоящим и всё вместе подкреплено примерами из жизни -достигается желаемый результат:привитие культуры поведения.