Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Разработка классного часа по этикету для 9 класса: «Ты» и «Вы» в общении

Пустое «Вы» сердечным «ты»

Она, обмолвясь, заменила.

А. С. Пушкин

Цели: познакомить учащихся с основами речевого этикета, стилями общения; дать представление, каково должно быть обращение к людям в зависимости от ситуации.

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Учитель. «Ты» и «Вы» - местоимения, которые употребляются вместо имени. Личные местоимения имеют прямое отношение к этикету. Они связаны с самоназванием и названиями собеседника, что «прилично» и что «неприлично» в таком названии.

Вы, наверное, часто слышали: «Я Вам не «ты»! Говорите мне «Вы» или: «Не тычьте, пожалуйста!».

- Так когда же прилично по правилам этикета говорить «Вы», а когда «ты»? В каких случаях мы говорим «Вы» и «ты»?

II. Работа в группах.

На доске рисуется таблица. Учащимся дается задание по группам на 5-10 минут:

1-й группе: Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы»?

2-й группе: Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «ты»?

В процессе обсуждения заполняется таблица:

Вы

Ты

Мы говорим малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это:

- прохожий на улице,

- начальник,

- старик,

- директор школы.

Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости:

- к незнакомому, малознакомому адресату,

- в официальной обстановке,

- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату,

- к равному и старшему по возрасту и положению

Мы говорим хорошо знакомому человеку, это:

- друг, товарищ,

- подчиненный,

- молодой человек,

- ученик.

Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости:

- к хорошо знакомому адресату,

- в неофициальной обстановке,

- при дружеском, интимном отношении к адресату,

- к равному и младшему по возрасту и положению адресату

III. Анализ ситуаций.

Задание: Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях?

Ситуация 1.

Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?

Ситуация 2.

Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?

Ситуация 3.

Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?

Ситуация 4.

Вы не знаете дорогу в микрорайоне. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?

Идет обсуждение.

IV. Подведение итогов.

В заключение можно предложить учащимся тестирование.

Тест: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ?

Этот тест, как и некоторые другие, позволяет взглянуть на себя со стороны.

1. Завтра вам предстоит свидание. Не любовное, но и не деловое. Вы взволнованны, все время думаете об этом, с трудом засыпаете?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

2. Вы приехали в город, где живут ваши родственники. Остановились у одного из них. Остальные знают о вашем приезде, нельзя не навестить их. Вы откладываете визиты до последнего момента?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

3. Вас попросили выступить на собрании с каким-нибудь сообщением. Вы недовольны?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

4. Жизнь «дала трещину». Дела не ладятся, в любви «прокол». Станете ли вы плакаться в жилетку не очень близкому человеку?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

5. Настроение «на нуле». А на улице к вам подходит человек и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

6. К прежним неприятностям добавилась ссора с родителями. Объясняете ли вы ее тем, что отцы и дети никогда не смогут понять друг друга?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

7. Знакомый занял у вас небольшую сумму денег и забыл об этом. Напомните ли вы ему о долге?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

8. В столовой вам попался сверхжесткий бифштекс. Вы будете скандалить?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

9. В электричке напротив вас сидит человек, явно расположенный поболтать. Вы отвечаете на его вопросы односложно, мысленно посылая его в ... другой вагон?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

10. В магазине очередь - продают нужную вам вещь. Станете ли вы стоять в очереди?

а) Да,'

б) нет,

в) может быть.

11. Ваш друг поругался с другим вашим другом. Оба бросаются к вам и просят рассудить, кто из них прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

12. Вам нравится певец, а приятель считает его вульгарным. Ему нравятся фильмы Спилберга, а вы предпочитаете французские комедии. Отвергаете ли вы его мнение, признавая лишь собственный вкус?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

13. В гардеробе вы услышали, как двое обсуждают, что поп- звезда повесилась. А вы точно знаете, что это не так. Просветите ли вы заблуждающихся?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

14. Друг приятеля просит проверить задачку по алгебре. Вызывает ли эта просьба у вас досаду?

а) Да,

б) нет,

в) может быть.

Рекомендуем посмотреть:

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в кинотеатре

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Ольга Ивановна Роньшина # 31 марта 2016 в 16:09 0
Очень полезный материал. Культура речи в настоящее время "хромает" у учащихся очень сильно. Заниматься этой проблемой надо с самого младшего возраста, постоянно проводя подобные мероприятия. Дети должны уметь себя вести как в деловой компании, так и в дружеской беседе, не оглядываясь по сторонам.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:53 0
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т. е. словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанные с определенными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом, степенью родства, знакомства участников коммуникации. В речевой ситуации всегда есть говорящий, его собеседник, место и время речи, мотив и цель общения, тема разговора, средство общения.
Речевой этикет используется в ограниченном кругу определенных ситуаций, поэтому, оценивая вежливость и культуру человека, оценивают, как правило, его умение соблюдать правила речевого этикета.
Материал несомненно полезен и доступен.