Классный час в 3 классе на тему: Этика и этикет

Классный час в 3 классе на тему: Этика и этикет

Классный час – 3 класс

Классный час на тему «Этика и Этикет», 3 класс

Задачи:

1. Создать первоначальное представление об этике и значении ее в жизни человека.

2. Способствовать развитию интереса к проблеме «Что значит быть человеком?».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Наш первый урок я хочу начать со сказки, которую написал известный педагог В.А. Сухомлинский. Он очень любил детей и сочинил для них много сказок, историй. В них говорится о дружбе, красоте, о добрых людях.

Сказка о человеке и стрекозе

Человек пошел на кладбище к могиле отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, - не утерпела стрекоза, - что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, зачем выщипываешь сорняки и поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой отец, - ответил человек. - Это его могила.

- А что такое отец? - опять спрашивает стрекоза. - Что такое могила?

Человек объяснил, но стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?

- Для этого надо быть человеком, - ответил человек.

Учитель. Давайте проанализируем сказку.

Быть человеком - что это значит? Что такое человек? Кто такой человек?

Возможно, на этот вопрос мы ответим не сразу. Любой вопрос требует специальных знаний. Но попробуем ответить на вопрос: кто мы? Ведь каждый из нас - человек.

(Дети рассуждают на темы, поставленные в вопросах.)

Игра «Интервью»

Учитель задает вопросы. В дальнейшем вопросы могут задавать сами дети. Вопросы должны быть направлены только на положительную информацию о ребенке. Дети отвечают, причем с любой степенью откровенности.

- Под каким знаком ты родился?

- Твое любимое время года?

- Твое любимое время суток?

- Твое любимое блюдо?

- Где ты отдыхал летом?

- На каком этаже ты живешь?

- Какая твоя любимая игрушка?

- Какая твоя лучшая черта характера?

- У тебя есть лучший друг?

- У тебя много друзей?

- Твоя любимая игра?

- В каких случаях ты очень рассердишься?

- Твой любимый сказочный герой?

- От какой вредной привычки ты хотел бы избавиться?

- Твой любимый цвет?

- Кем ты хочешь стать?

- Чего ты больше всего боишься?

- У тебя есть хобби?

- Твой любимый урок?

- Твой нелюбимый урок?

- У тебя есть домашнее животное?

- Твой любимый фрукт?

- Кого ты любишь больше всего на свете?

Учитель. В ходе игры мы многое узнали друг о друге. Все мы очень разные. Но если вы были внимательны, то определите, что общего между нами, что нас объединяет. (Примерный ответ. У нас есть любимые занятия, игры, мы любим кошек, собак, птичек. Мы любим фрукты: бананы, апельсины, виноград... Мы любим цветы: ромашки, гвоздики, розы... Мы любим свой двор, город, у нас есть друзья. И конечно, мы любим маму, папу и всех близких.)

Знакомство с наукой этикой

Учитель. Верно, ребята, всех нас объединяет любовь. Ее можно сравнить с маленьким солнышком, которое делает нас добрыми, отзывчивыми, красивыми, интересными и любимыми. Представьте: пропала любовь в человеке. Закрыла грозовая туча наше солнышко. Пришел злой волшебник и заколдовал нас - все разучились любить.

- Вспомните сказку «Марья-искусница». Какой стала Марья, заколдованная водяным царем? (Равнодушной.)

Значит, самое главное - не потерять свое солнышко - любовь. А порой в сложных ситуациях это бывает очень непросто. Для того чтобы жила любовь в человеке и на земле, необходимо знать что-то очень важное, помнить о ней всегда, чтобы никто не мог ее разрушить. И в этом нам поможет наука этика. Она знакомит с законами жизни, рассказывает о нормах нашего общения, поведения, о правилах хорошего тона.

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Рассуждение

Учитель. Закончите фразу: «Быть человеком - значит...»

(Дети по очереди заканчивают предложение.)

Знакомство с этикетом

Учитель. Что же такое этикет? (Дети отвечают.)

В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные в общении людей правила, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила стали доброй традицией, и воспитанный человек их соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы, поговорки, изречения отражают эти правила. Какие поговорки и изречения вы можете вспомнить?

(Дети вспоминают пословицы, поговорки и изречения на заданную тему.)

Задумайтесь над такими изречениями.

• Слушай больше, говори меньше.

• Пообещал что-то сделать - сделай.

• Не можешь сделать-не обещай.

• Хотя не богат, а гостю рад.

• Уважая человека, уважаешь себя. (Дети объясняют смысл изречений.)

Обсуждение ситуаций

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций.

- Когда уже начался школьный утренник, в класс вбежал Коля, запыхавшийся, взъерошенный, в помятом костюме. Наступила тишина, и всем стало неловко. Почему?

(Дети отвечают.)

- Утром Витя, когда выходил из своей комнаты, всегда здоровался со всеми членами семьи. А уходя в школу, он обязательно благодарил маму или бабушку за завтрак и целовал их, прощаясь. Что бы вы сказали о Вите?

(Дети отвечают.)

- А каким простым правилам привыкли следовать вы дома, в школе, на улице?

(Дети отвечают.)

Повторим еще раз: правила, определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми, назвали этикетом.

Подведение итогов

Учитель. Что такое этика и что такое этикет? (Дети отвечают.)

Дополнительный материал

Само слово «этикет» французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XIV, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т. е. порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт царей, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

Первый сборник правил поведения появился еще в Древнем Египте. Большой вклад в развитие этических норм и правил внесли китайские философы. В Средние века церемониальный этикет занимал особое место при дворе правителей разных стран, в том числе европейских. Изысканные манеры нужны были королям и царям, прежде всего, для демонстрации своего превосходства над необразованными слоями населения. Из столиц модные веяния быстро проникали во дворцы провинциальных аристократов.

Некоторые из этих манер покажутся нам сегодня забавными. Например, в рыцарские времена кавалеры с дамами садились за стол попарно, ели из одной миски и пили из одного кубка. Поскольку вилок еще не было, мясные кушанья брали руками, а жирные пальцы вытирали о шерсть лохматых собак, которых хозяева именно для этой цели держали в банкетных залах.

В Средние века особой популярностью пользовался трактат о поведении «Дисциплина клерикилис» испанского священника Пуро Альдиенса. На основании этого сборника были созданы пособия по этикету почти во всех западноевропейских странах. Их содержание ограничивалось правилами приема гостей, поведения за столом.

Время требовало перемен. Это хорошо понимал великий чешский педагог Ян Амос Коменский, написавший для учеников своей школы небольшую книгу «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», которая на целые столетия стала пособием для учителей многих стран.

В нашей стране первые правила поведения были сформулированы в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха своим детям.

В середине XVI века появился другой памятник поучительной литературы - «Домострой». Это был сборник не только практических советов, как наказывать детей, солить рыжики, ставить на стол чистую посуду, но и других рекомендаций: как украсить свой дом, чтобы в него «как в рай войти».

Во времена Петра I была широко известна книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По мнению автора, воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость. В книге содержались все необходимые наставления для молодого человека и девицы из благородной семьи: как вести себя в светском обществе, сидеть за столом, пользоваться вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу, здороваясь со знакомым, и какую позу принимать при поклоне. Например:

• Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

• Не сопи, егда яси (когда ешь).

• Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

• Над ествою (едой) не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

• Не проглотив куска, не говори.

• Около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего.

Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник -

книга русского педагога «Гражданство обычаев детских». Она включала 164 вопроса о правилах поведения, ответы на которые школьники заучи

вали наизусть. Книга была очень хорошая, но тяжелая в прямом смысле слова - скорее всего, написанная от руки на пергаменте. Вместо переплета - доски. (Вот откуда пошло выражение «прочесть от доски до доски».) Книга была тяжелой и для восприятия, потому что написана была языком торжественным и трудным. А учить приходилось наизусть, «долбить», как тогда говорили. Не выдолбишь - тебя розгами высекут, да еще и стихи велят рассказать о пользе этой процедуры.

Правила поведения за столом

1. Сидя за столом, следует только запястьем опираться на край стола. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.

2. Не следует играть приборами, хлебом, салфетками, свертывать край скатерти трубочкой, вытягивать во всю длину ноги под столом.

3. Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку и ложку.

4. Не дуйте на горячую еду и напитки.

5. Не следует причмокивать и прихлебывать.

6. После еды нож и вилку принято складывать в тарелки параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут еще использоваться, их кладут на стол.

7. Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож - в правой, не перекладывая их из руки в руку.

8. Когда запиваете еду каким-либо напитком, следует сначала проглотить то, что находится во рту, а потом только пить.

9. Жевать нужно спокойно, с закрытым ртом.

10. Доедая суп, тарелку не следует наклонять, лучше оставить на дне немного супа. В исключительных случаях, если очень хочется доесть, тарелку наклоняют от себя.

11. Если блюдо приправлено соусом, салфетку кладут на колени.

12. Не макайте хлеб в соус, даже если вы держите хлеб на вилке.

13. Салат берут не ножом, а вилкой.

14. Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.

15. Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3 классе. Опасные и безопасные ситуации

Классный час во 2 классе. Этикет

Классный час по экологии, 3 класс

Классный час по теме Здоровье в 3 классе

Классный час в 3 классе. Взаимопонимание в классе

Наталья Сергеевна Игнатьева # 18 августа 2014 в 22:05 +1
Огромное-преогромное Вам спасибо за столь прекрасную работу! классный час прошел на ура!