Классный час во 2 классе. Правила поведения в театра

Классный час во 2 классе. Правила поведения в театра

Классный час по этикету в начальной школе

Классный час для 2 класса на тему: Этикет

Цели: обучить детей правилам поведения в театре; расширить речевой диапазон ребенка.

Оборудование: кроссворд, памятка.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь. Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует вести себя в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

- Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб - это раздевалка.)

- Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

Чтение рассказа

- А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра.

Ты пришел в театр

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет - оторвались.

Между тем дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый

мир - мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

- А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем - это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.

В. Кузьмин

Обсуждение прочитанного

- Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

Знакомство с памяткой

- Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

- Нельзя опаздывать к началу спектакля.

- Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

- Нельзя в театре занимать чужие места.

- Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

- В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

- При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

- Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

Практическая часть

Дать заранее задания: одни делают билеты, другие готовят про- Фаммки, третьи готовят номера - сценки, связанные по содержанию культурой поведения. Выбрать кассира, контролера. Надо купить бмлет, пройти в зрительный зал, занять свое место. Во время пред- давления вести себя, как полагается в театре. После представления - обсуждение правил поведения в театре.

Подведение итогов

Экзамен «Хитрый этикет»

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета». (Учитель заранее готовит карточки, а ученики достают карточки по очереди, зачитывают вслух вопросы и варианты ответов на них, выбирая верные. Если ответ неправильный, учитель может привлечь всех присутствующих к поиску правильного ответа или сам подробно раскрыть ситуацию, подводя школьников к правильному ответу. Можно обойтись и без непосредственного вмешательства учителя, если написать правильные ответы на обороте карточек. Правильные ответы отмечены знаком *.)

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в)* Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

б)* Нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в)* В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

а) Нет.

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г)*Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б)* Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а)* Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б)* Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в)* Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

а) Можно.

б)* Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

а) Можно.

б)* Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в)* Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в)* Нельзя - подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

а) Можно, если у вас хороший слух и голос.

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в)* Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а)* Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

а) Можно.

б) Нежелательно.

в)* Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б)* Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами * (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в)* Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б)* Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

а) Можно.

б) Нельзя.

в)* Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

Дополнительный материал для учителя

Стыдно!

...Идет комедия Грибоедова «Горе от ума» в Московском Малом театре. Зрительный зал полон школьников.

...Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были делегаты съезда, послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Он рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило такое вступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.

...В зале стоял гул. Кто-то хохотал в амфитеатре, кто-то кого-то щипал в бельэтаже, кто-то на галерке отпускал реплики.

На сцену вышел Фамусов - народный артист СССР, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь - смешки, выкрики, базар.

Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров за неуважение к бессмертной комедии.

Актеры с достоинством доиграли спектакль.

А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...

«Как такое могло случиться с московскими школьниками? - думала я, уходя из театра. - В чем причина?»

И. Токмакова

В театре

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

А. Барто

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Ольга Васильевна Пустошинская # 1 октября 2014 в 19:39 0
Вот материал,который можно использовать во внеклассной работе.Интересно в конце с экзаменом.
Татьяна Вячеславовна Ларионова # 27 октября 2014 в 14:50 0
Очень интересный материал. использую в своем классе
Светлана Владимировна Ходаева # 28 октября 2014 в 23:23 0
Спасибо за материал. Очень часто бываем с ребятами в театрах, поэтому приходится учить культуре поведения и общения. Материал для меня очень полезен.
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:22 0
Спасибо вам за ваш труд! Такие уроки очень нужны в школе в разных классах!
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 20:48 0
Очень важная тема раскрыта в вашей работе. Ведь этому уделяется так мало внимания. казалось бы элементарным вещам. Спасибо!