Конспект НОД для старших дошкольников (региональный компонент)
Программное содержание:
1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.
Материалы и оборудование:
Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, дидактическая игра «Казачий курень», дидактическая игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Приемы: беседа, рассказ, показ.
Ход занятия
(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)
Воспитатель: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
(Звучит песня»Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный,
Ты- донская сторонка моя,
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
Показ слайдов
А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае) 1 слайд
Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.
Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную.
Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые»
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом? 2 слайд.
Дети: Курень.
Воспитатель: «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.
Воспитатель: А потом какие стали строить дома?
Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.
Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы).
Воспитатель: А вы бы хотели увидеть как жили предки?
Давайте зайдем в курень.
Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачкаготовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар -компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была глиняной,ложки –деревянные. Вся семья ела из одной посудины,по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. 3 слайд.
Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. 4 слайд.
А в куренях – кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла- шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов (лоскутное одеяло, а на кроватях возвышалась гора подушек под вязанными накидками. 5 слайд.
Воспитатель: А какая была одежда у казаков и казачек?
Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. 6 слайд.
Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.
Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»
Воспитатель: поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из …
(самовара) 7 слайд.
Воспитатель: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.
А теперь можно и гостей приглашать к чаю.
Дети: Милости просим гости дорогие.
Воспитатель: Ребята я очень рада, тому,что, сейчас возрождаются станицы, хутора сказачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков –казаков,чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,
Где жили здесь когда- то наши предки казаки!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели