Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 7»











Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста
«Первые шаги в экономику»


Срок реализации - 2 года
Возраст обучающихся - 5-7лет





Программу составила:
воспитатель Кишкинская О.М.






г. Тула

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................. 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы .........................................................4
1.3. Критерии отбора материала Программы ………………………………………………... 9
1.4. Планируемые результаты освоения программы ................................................................9
1.5. Система оценки результатов освоения Программы……………………………………. 9

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ................................................................ 11
2.1. Содержание программы ..................................................................................................... 11
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы ........................ 11
2.3 Тематический план ……...................................................................................................... 13
2.3.1 Перспективное планирование по программе «Первые шаги в экономику» старшая группа .......................................................................................................................................... 14
2.3.2 Перспективное планирование по программе «Первые шаги в экономику» подготовительная к школе группа ………………………………………………………..…..17
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ...................................................................................................................................... ...............21
2.4.1 Перспективный план по взаимодействию с семьей ..................................................... 21
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................... 22
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. ................................ 22
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы ................................. 23
Список литературы ................................................................................................................... 24
Приложение 1 ............................................................................................................................ 26
Приложение 2 ............................................................................................................................ 28












I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая культура личности ребенка дошкольного возраста характеризуется наличием начальных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность– это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Нельзя взрастить гармонически развитого человека, не подготовив его к ключевой реалии передового рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник каждый день слышит в семье, в торговых предприятиях, от друзей и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. В следствие этого финансовая проблема воспитания становится актуальной в дошкольном возрасте, так как это время, закладываются практические основы финансового «здоровья». Как раз дошкольный возраст считается наиболее продуктивным в проекте заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не экономическая грамотность, а экономическая цивилизация ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Предоставленная программа основывается на базе программы Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская «Азы финансовой культуры для дошкольников» с внедрением системы работы по финансовому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой и видеоматериалов из серии «Уроки тетушки Совы».
Новизна программы заключается в заложении основ экономической культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программку различает связь средств как предмета вещественного мира с общепризнанными мерками морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Актуальность программы по формированию экономической культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям изучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в финансовых явлениях, потребностью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Воспитание экономической культуры официально признано одной из главных задач образовательного процесса. Экономическая грамотность активно внедряется
в систему образования.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Образовательная программа «Первые шаги в экономику» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г. Нормативное обоснование Программы: Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ. Нормативно-правовые документы: - Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
- Устав МБДОУ ЦРР-Д/С № 7;

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Цели реализации Программы: формирование начальных представлений у дошкольников к изучению финансовой культуры и азов финансовой грамотности в старших и подготовительных групп детского сада.
Задачи реализации Программы:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы), так и для домашнего обучения. Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
Дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу.
Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе содержание тематического плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Этапы реализации программы.
Программа «Первые шаги в экономику» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Время проведения ООД: старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа - 30 минут.
Общее количество занятий в год-33 (33 в старшей группе и 33 в подготовительной группе).
Режим занятий
Общее количество часов в год: 33
- старшая группа: 33; периодичность – 4 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);
- подготовительная к школе группа: 33; периодичность – 4 мероприятия в месяц (2-ая половина дня).
Формы обучения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Объекты программы:
• группа детей;
• педагоги;
• родители детей, посещающих группу;
• социум.
Формы работы с использованием приема «обучение с увлечением»:
- организация самостоятельной деятельности;
- досуговая деятельность;
- игровая деятельность;
- экскурсии;
- проведение бесед с детьми с использованием ИКТ, обучающих плакатов;
- театрализованная деятельность;
- обучающие игровые ситуации;
- настольно - печатные, дидактические игры;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, мультимедийных авторских презентаций;
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
- участие в муниципальных, общероссийских конкурсах;
- социальное партнерство с педагогами ДОО.
Методы и приёмы:
- упражнения
• поручения
• создание воспитывающих ситуаций
• беседа • рассказ • использование примера
• одобрение • похвала диалог педагога с детьми
• обращение к личному опыту • убеждение
• устное народное творчество
• этические беседы
• сюжетно-ролевые игры
• хозяйственно-бытовой труд
• труд в природе • ручной труд
• детская художественная литература
• познавательная игровая трудовая коммуникативная деятельность детей.
Условия для успешной реализации программы:
• обязательное выполнение предусмотренного программой теоретического и практического материала;
• учет возрастных особенностей детей, мотивация для деятельности;
• использование разнообразного методического материала по программе.

Средства реализации программы:
• совместная деятельность педагога с детьми по темам программы. Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей;
• организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию элементарных знаний об экономике;
• работа с родителями.
Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для формирования основ экономического образа мышления и включает разные формы работы;
• для исследования уровня сформированности экономических знаний используется система диагностических заданий для разных возрастных групп.
В программе первого года обучения рассматриваются три основных связанных между собой направления:
1. «Труд – продукт – товар»
Педагогические задачи:
-формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
-формировать умение уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
-стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
2. «Реклама»
Педагогические задачи:
-развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
-дать представление о рекламе, о ее назначении;
-формировать умение детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”).
3. «Деньги».
Педагогическими задачами данного блока являются:
-формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
-воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
-дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Основной принцип, заложенный в данную программу, - тематический подход в организации игровой деятельности. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс. В первый год обучения взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство», «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.
Программа второго года обучения дополняется направлениями:
1.«Потребности»
Педагогические задачи:
• знакомить с экономической категорией «потребность»;
• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
• развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
2. «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение»
Педагогические задачи:
• развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
• объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.
• расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

3. «Производитель и ресурсы».
Педагогические задачи:
• ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.
• ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».
• обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.
• дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.
На втором году обучения содержание игр усложняется, но по-прежнему проходит в тесном сочетании с перспективным планом, а также на основе уже имеющихся навыков по первому году; это игры «Бар «Лакомка», «Банкир», «Фирма «Строитель», «Турагентство». Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются качественным своеобразием. Поэтому при планировании тематики занятий и форм работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними детьми преобладает игра (игровые ситуации). К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.
Продолжительность практических занятий: 36 занятий в учебном году, 1 раз в неделю. Длительность занятий – 25 - 30 минут.

1.3. Критерии отбора материала Программы
- финансово-экономическая направленность;
- доступность, наглядность, занимательность;
- воспитательная и нравственная ценность;
- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
- стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;

1.5. Система оценки результатов освоения Программы.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале года (сентябрь) и в конце года (май). Мониторинг проводит воспитатель.
Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцев Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская «Азы финансовой культуры для дошкольников».







Уровни усвоения программы.

Уровень освоения программы Старшая группа
(5-6 лет) Подготовительная группа
(6-7 лет)
Высокий Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность. Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками. Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы
Программа реализуется на основе программы Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская «Азы финансовой культуры для дошкольников», разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Организованная образовательная деятельность по программе «Первые шаги в экономику» включен в цикл занятий «Социальный мир», направленный на позитивную социализацию старших дошкольников, и проводится с детьми 1 раз в неделю согласно перспективному плану. Кроме НОД в планирование включены сюжетно-дидактические игры экономического содержания, которые педагог организует с детьми по мере освоения детьми экономических понятий.

2.2. Формы, методы и средства реализации Программы
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),
― дидактические игры(«Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агенство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
1 Уровень предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.
2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.
3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится в следующих формах:
1. Наблюдение педагога на каждом занятии.
2. Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий. (приложение 1)
Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п Название темы Количество часов
Первый год обучения
1. Что такое товар, продавцы товара 4
2. Производство товара и его цена 4
3. Реклама 4
4. Деньги и цена 4
5. Покупательная сила денежных знаков 4
6. Бюджет, доходы, накопления и расходы 4
7. Копейка. Монета. Деньги. 4
8. Хочу быть предприимчивым. 4
9. Итоговое занятие. 1
Второй год обучения
1. Наша семья 4
2. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия 4
3. Экономические явления: выставка – реклама - обмен 4
4. Сбережения (накопления) 4
5. Экономические явления: обмен – бартер - рынок 4
6. Количество и качество результатов труда 4
7. Валюта 4
8. Хочу быть предприимчивым 4
9. Итоговое занятие. 1





















Перспективное планирование
образовательной деятельности по программе «Первые шаги в экономику»
1 год обучения.

Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Месяц Тема, содержание работы Решаемые цели и задачи
1 2 3
СЕНТЯБРЬ Мониторинг
Oценка уровня экoномических знаний и представлений посрeдствам выполнeния зaданий. Опрeделения уровня сформировaнности экономической kультуpы у дeтeй.
ОКТЯБРЬ I. Чтo такое тoвар, прoдавцы тoвара. Дать пoнятие об экономике.
Поkазать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.;
Пополнять аkтивный словарный запас, развивать умение делать умозаkлючение на основе опытoв; воспитывать желание экономно отнoоситься к прирoдным ресурсам.
Как Сова из покупателя превратилась в продавца Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес
Какиe бывают тoвары? Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.
Пoчему не все можно купить и продать – эконoмическая минутка.
Сюжетно рoлевая игра «Магазин» Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи.
НОЯБРЬ
2. Производство тoвара и его цена
О том, как непросто дело делается и oт чего зависит, мнoго ли товаров в магазин Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.
Завoды нашего горoда.
- «Задай вопрос» - игровая ситуация;
- «Bнимательно пoсмoтри» - игровоe заданиe. Учить цeнить результaты труда и прививать уважитeльное отнoшение к изготoвителям товаров. Сфoрмировать у детей первичное представление о зaводах и фaбриках гoрода: местонaхождение, выпускaемой продукции, товaрных знакoв.
«Подарок ко дню рождения»

Сюжетно ролевая игра «Купи другу подарок»
Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.
Интерактивный мини-спектакль «Маленькие покупки» Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков
ДЕКАБРЬ 3. Реклама
«Как можно узнать о товаре» - экономические минутки Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.
Как Сорока товар хвалила Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.
Угадай, какая это профессия Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.
Интерактивный мини-спектакль Рекламное агентство Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.
ЯНВАРЬ 4. Деньги и цена
Как Сорока на собственных ошибках учился цену назначать. Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.
«Как у Сороки появился помощник дятел» Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.
Поможем Сороке
Сюжетно ролевая игра «Супер маркет» Развивать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; формировать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)
ФЕВРАЛЬ 5. Покупательная сила денежных знаков
«Интересные покупки» Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.
Интерактивный мини-спектакль «Зайкина находка» Закреплять понятие деньги. Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.
Какие бывают деньги Знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер. Помочь понять суть натурального обмена (бартера).
Сюжетно ролевая игра «Супермаркет»
«Как поступить» - проблемная ситуация Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.
МАРТ 6. Бюджет, доходы, накопления и расходы Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах.
Знакомимся с новой профессией - Брокер. Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.
- Биржа – брокер
- «Что дешевле»
- Хозяин товара – брокер - покупатель Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения.
Интерактивный мини-спектакль Как у Миши малина испортилась Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование

АПРЕЛЬ 7.Копейка. Монета. Деньги.
Путешествие в Музей денег
Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек» Познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).
Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»;
Что дешевле? Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 рублей и 10, 50 копеек).
«Поможем Буратино…» Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.
МАЙ 8. Хочу быть предприимчивым.
Узнай самого себя Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.
Итоговое занятие.
Путешествие по стране Экономике. Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.
Мониторинг
Oценка уровня экoномических знаний и представлений посрeдствам выполнeния зaданий. Опрeделения уровня сформировaнности экономической kультуpы у дeтeй.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения
Дети должны иметь представление:
- о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров;
- о цене товара и ее зависимости от качества товара;
- о цене оптовой; о цене розничной;
- о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;
- о формах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

Перспективное планирование
образовательной деятельности по программе «Первые шаги в экономику»
2-й год обучения.

Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.
Месяц Тема, содержание работы Решаемые цели и задачи
1 2 3
СЕНТЯБРЬ Мониторинг
Oценка уровня экoномических знаний и представлений посрeдствам выполнeния зaданий. Опрeделения уровня сформировaнности экономической kультуpы у дeтeй.
ОКТЯБРЬ Наши семьи
Экономика, как наука о домашнем хозяйстве Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности
- Слова «хочу» и «надо».
- «Хочу» - «надо» - делаю выбор Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека
Откуда берутся товары и услуги Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг
Что мы знаем о наших семьях? Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи
НОЯБРЬ
Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия
- Кому что нужно для работы Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.
Труд, его виды. Профессии людей. Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.
Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.
Как сделать быстрее
Чего один не сделает – сделаем вместе. Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека
ДЕКАБРЬ Экономические явления: выставка – реклама – обмен.
Распространители рекламы
Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов
Если бы у меня было собственное дело.
Сюжетно ролевая игра «Лакомка»
Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.
Кто чем занят на фабрике? Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по- разному.
Как на Мишиной фабрике деньги потерялись. Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать.
ЯНВАРЬ Сбережения (накопления)
Домик - копилка Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.
«Как три поросенка хотели стать экономистами» Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы.
Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать Миша – банкир Путешествие в сказку Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев.
ФЕВРАЛЬ Экономические явления: обмен – бартер – рынок
На острове Заплуталия Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
Интересный обмен Раскрыть сущность операции натурального обмена.
Экономическая минутка Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей.
Рынок. Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.
МАРТ Количество и качество результатов труда
Мебельная мастерская. Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.
Фирма «Строитель» Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям.
В кафе «Лакомка» Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь
«Королевство Мудрецов» Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.
АПРЕЛЬ Валюта
Волшебное превращение денежки Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.
Путешествие рубля; Игра «Турагентство» Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.
Игра "МУЗЕЙ средств". Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
Бартер.
Путешествие товара в разные страны. Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми
МАЙ Хочу быть предприимчивым
Правила предпринимателя. Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом ,быть предприимчивыми, инициативными, организованными
Итоговое занятие.
«Что, где, когда» Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года
Мониторинг
Oценка уровня экoномических знаний и представлений посрeдствам выполнeния зaданий. Опрeделения уровня сформировaнности экономической kультуpы у дeтeй.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения.
Дети должны иметь представление:
- о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ;
- о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя;
- о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах;
- о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых); о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы;
- о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).





2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в данной Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Программа «Первые шаги в экономику» предусматривают активное приобщение родителей к образовательному процессу: (родительский клуб, семейные проекты, обмен опытом,.).
1. Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы, участие в праздничных мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках.
2. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки, проводятся ежемесячно.
3. Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОО, родительский лекторий, проводится не реже 1 раза в месяц.
4. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта.
5. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта- в течение года.
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьей
Месяц Формы работы с родителями
Сентябрь -Консультация для родителей «Дошкольник и экономика»
-Анкетирование родителей по теме
-Папка – передвижка «Дети и деньги»
Октябрь Консультация для родителей «Из опыта работы по -экономическому воспитанию в детском саду».
-Папка – передвижка «Экономический словарь»
Ноябрь -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»
- Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома»
Декабрь -Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников
-Творческое задание по изготовлению атрибутов
Январь -Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье. -Круглый стол по обмену опытом
Февраль -Родительское собрание «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка» -Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения
Март -Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников»
-Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.
Апрель КВН «Маленькие путешественники в стране большой экономики»
Май Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного ребенка, быть ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы. Развивающая предметно пространственная среда пополняется пилотными группами дидактическим и методическим материалом в течении года, в зависимости от планируемых мероприятий. Организация игровой экономической зоны: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением важных экономических объектов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини - «мастерская добрых дел»;
В развивающую предметно-пространственную экономическую среду включить следующее зонирование:
- информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
- занимательно-экономическая зона, в которой представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;
- деятельностно-экономическая зона, наполняемая игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр. Организация игровой экономической зоны предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет. Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

3.3. Методическое обеспечение Программы
Для реализации программы разработано дидактическое обеспечение:
• учебно - тематическое планирование по формированию - элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• беседы, включающие в себя чтение и обсуждение с детьми небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. А также использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.
• блок дидактических игр, направленных на умение решать проблемные ситуации;
• блок занятий, направленный на приобретение элементарных экономических знаний;
• перспективный план по взаимодействию с семьей.
• Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 7 лет);
• Картотека ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
• Картотека игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой
культуры»;
• Раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности
для организации обучения и воспитания дошкольников;
• Художественная литература для организации занятий по финансовой
грамотности в дошкольных учреждениях.














4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Литература:

1) Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008 – 58 с.
2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.
3) Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в
экономику» - Электронный ресурс
4) Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего
Дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006 – 98 с.
5) Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
6) Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа
образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс:
7) Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочники и методические материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь:
Содействие, 2006 – 84 с.
8) Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и бучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013 – 464 с.
9) Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/ издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.
10) Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. -Электронный ресурс:11) Дополнительная образовательная программа «Клуб маленьких финансистов» от 5
до 7 лет// Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 «УМКА», г. Домодедово
12) Иванова Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2000 - № 2 – С.12-14.
13) Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.
14)Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008 – 169 с.
15) Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс:
16) Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997 – 125 с.
17) Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002. – 80 с.
18) Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006 – с. 158 – 161
19) Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006 – с. 158 – 161
20) Нарушева Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997 №4.С. 23-24.
21) Полиманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская //

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами Рабочая программа по технологии (девочки), 5 класс ФГОС Рабочая программа для 3 класса по курсу: Развитие психомоторики и сенсорных процессов Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"

Похожие статьи:

Программа «Алёнушкина избушка» для 1-4 классов коррекционной школы

Доклад воспитателя о проделанной работе
Опубликовано: 87 дней назад (26 февраля 2022)
Просмотров: 206
+1
Голосов: 1
Светлана Викторовна # 26 февраля 2022 в 19:59 0
Здравствуйте, Олеся Михайловна.
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал в формате Word по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
И не забудьте, пожалуйста, оформить свой материал (выделить заголовки, подзаголовки, главные мысли и т.д.).
Об этом записано в правилах.
Если Вы не сделаете это в течение 3-х часов, мы будем вынуждены удалить этот материал, т.к. в таком виде его никто не сможем использовать.
С уважением, Марина
редактор сайта
редактор сайта