Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности фортепианной фактуры

Методические рекомендации на тему «Особенности фортепианной фактуры»
Предназначено для преподавателей фортепиано ДМШ и студентов вузов.
Лариса Ивановна Игошина, преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры МБУДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского», Брянск.

Особенности фортепианной фактуры
Среди других музыкальных инструментов фортепиано обладает самыми большими возможностями для разнообразного выражения музыкальной мысли средствами фактуры. Фортепиано «было создано для воплощения звука, многоголосного пения», отмечает К. Мартинсон. Более ста лет назад Ф. Лист писал: «В диапазоне 7 октав фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, которые смогут быть переданы только соединением сотен музыкантов в оркестре. Мобильность, пластическая вариантность изменений качества фортепианного звука позволяет пианисту «вести» фактуру в соответствии с задуманным выразительным нюансом. Известно, что именно умение извлекать из рояля различные оттенки музыкальных звучаний ценится в пианизме особенно высоко. Г. Нейгауз отмечает в связи с этим, что «главной и первой заботой всякого пианиста должна быть выработка глубокого, полного, способного к любым нюансам, «богатого» звука со всеми его бесчисленными градациями по вертикали и по горизонтали».

Опытному пианисту ничего не стоит одновременно дать 3-4 различных динамических оттенка примерно: f
mp
pp
p,
тем более использовать по горизонтали все возможности фортепианного звука.

В реальном звучании именно пианистическое мастерство является самым важным элементом интерпретации, определяющим степень соответствия этого звучания художественному замыслу исполнения. Без тщательного изучения фактуры произведения невозможно добиться технически свободной, качественной реализации нотного текста.

Пианистическое мастерство-это свободное владение самой широкой палитрой звучания в его динамике, разнообразии артикуляции и тембра, владение тончайшими возможностями педального звучания: мастерство в подборе аппликатуры, технической группировки и т.д. В этом ряде свойств мастерства определяющим является владение всеми физическими возможностями руки, как инструмента для осуществления разнообразных технических задач. Каждая из сторон пианизма является очень важной, и чем интересней художественный замысел, тем более совершенное мастерство необходимо для его осуществления. Работа над виртуозностью не имеет смысла, если не видеть конкретную цель этой работы. А целью здесь должна быть способность применения определённых двигательных навыков в конкретных произведениях фортепианной литературы, в связи с конкретной фактурой изложения. Иногда врождённая виртуозная одарённость позволяет, не прибегая к дополнительным упражнениям, на основе разнообразного репертуара постепенно овладеть большинством технических приёмов игры на фортепиано. Но даже такие дарования, ставя перед собой все более высокие художественные задачи, прибегают к различного вида упражнениям для шлифовки своего пианистического мастерства. Например, для развития огромной динамической школы звучания Горовиц часами играл аккорды, начиная от «pppp» и постепенно доводя звучание до «ffff», а Гилельс шлифовал свою октавную технику, играя двухголосные инвенции Баха (дублируя октавами каждый голос). Профессиональный пианист понимает, что следует сперва подготовиться пианистически к фактуре произведения, которое будет изучаться, иначе неудобные для него фрагменты могут стать камнем преткновения в осуществлении художественного замысла. С точки зрения пианизма историческое развитие фортепианной фактуры привело к «уравниванию» обеих рук со стороны их виртуозной возможности. В то же время, постепенно стали исчезать пьесы и этюды, написанные специально на «беглость пальцев», «октавы», «аккорды» и др. виды техники в «чистом» виде. Со временем, фактура произведений начала усложняться и наряду с гаммами и пассажами всё чаще стали встречаться с в произведениях композиторов двойные ноты, октавы, тремоло и т.п. Появились упражнения, по освоению которых исполнитель, словно атлет, с легкостью мог бы исполнить любое виртуозное произведение, но существовало и другое направление в развитие виртуозности. Это- упрощение задачи до элементарных упражнений (например, сборник «Пианист-виртуоз» Ганона). В этом направлении проявляется тенденция найти общее в многообразии фактурных рисунков и выявить в них нечто главное для технического освоения.

Развитие фактуры привело к тому, что «технические пьесы превращаются из конструктивного материала для отработки того или иного технического приёма в произведения высокого художественного уровня, требующего от исполнителя владения всем комплексом пианистической азбуки и звуковой палитры.

Фактурное разнообразие и пианизм.
Наиболее интересные, но одновременно и сложные пианистические фактурные решения возникают у композиторов в совершенстве владеющих исполнительским искусством. Создавая музыкальное произведение, композитор постоянно «проверяет» руками слуховой образ. Сочетание композиторского и исполнительского гения даёт им возможность облекать свои творческие идеи в безупречную форму фортепианного стиля. Совершенство фортепианной фактуры произведений композиторов-пианистов ставит перед исполнителем высокие профессиональные задачи. В фактуру произведений эти композиторы как бы закладывают не только технический приём, но даже определённую аппликатуру. Они часто тщательно записывают её, облегчая тем самым исключительно техническую задачу, а иногда напротив намеренно усложняя её (например, этюд Дебюсси «Для восьми пальцев» по предписанию композитора должен исполняться без применения первых пальцев, что значительно усложняет техническую задачу для исполнения.

Похожие записи:

Возрастные особенности и трудновоспитуемость Панно к Дню Матери для детского сада. Подготовительная группа Новогоднее украшение Овечка своими руками. Мастер-класс с фото Викторина сответами по предмету «Сольфеджио» для 7 класса ДШИ
Опубликовано: 1056 дней назад (13 января 2019)
Просмотров: 2081
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!