Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сообщение о Дмитрии Шостаковиче

И еще о Дмитрии Шостаковиче...
Автор: Мельников В.А., МБУДО «Детская школа искусств №8» г. Саратова

Время, когда творил Великий Д. Шостакович хронологически совпадает со временем становления и развития советского периода в истории России.

С самых первых опусов [ор. 1 «Скерцо для оркестра 1919»] и до последних творений Шостаковича [ор. 147 «Соната для альта и фортепиано» 1975] Шостакович как гражданин Великой России в той или иной мере находился под влиянием тех фундаментальных событий и катаклизмов, которые происходили в нашей стране.
Темы его творчества неразрывно связаны и с Октябрьской революцией 1917 года [вспомним ор-131 Симфоническая поэма «Октябрь»; ор-112

«12 симфония 1917»: 1 «Революционный Петроград», II «Разлив», III «Аврора», IV «Заря человечества»] и Великими испытаниями советского народа во Второй Мировой Войне /1941-1945/, - создание и исполнения фронтовиками его грандиознейшей 7 симфонии /ор-60/; отражение атрибутов и символов советской эпохи /ор-139/ «Марш советской милиции» /ор-75а/, «Сюита из музыки к кинофильму «Молодая гвардия».

Музыка Шостаковича - композитора, наделенного ярчайшей творческой индивидуальностью и неповторимым музыкальным почерком, художника - мыслителя и гражданина, новатора и вместе с тем «сына своей эпохи» насыщена действенным «советским гуманизмом» и этическим пафосом, проникнута глубоким, но сдержанным в своем внешнем выражении чувством в сочетании с могучей интеллектуальной силой, болью за судьбу России, ее будущего.

При всем разнообразии затронутых им жанров, Шостакович преимущественно симфонист-драматург, он достиг исключительного мастерства в применении всех музыкально выразительных средств.

Расцвет творчества Шостаковича приходится на 50-70-ые годы, завершающие XX столетие. Эти десятилетия для отечественной музыки были сложными и противоречивыми.

Значительное внимание уделено художественным исканиям крупнейших композиторов, расцвет творчества которых приходится на этот период - это Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шнитке, Денисов и др., - произведения которых уже обрели статус классических образцов современного искусства. Событийность жизни в этот период, отмеченная высокой социальной напряженностью, стимулировала переоценку ценностей. Российское общество 60-70-х годов охвачено разочарованием, усталостью, неверием в будущее. Налицо всеобщее презрение к официальной лжи о прошлом и настоящем страны. Образы распадающегося мира заполняют поздние произведения Д.Д. Шостаковича /ор-141 четырнадцатый квартет/, налицо противоречие в душевном состоянии личности с окружающим миром, неконтактности людей между собой, их потерянности в окружающем мире, и одиночестве. Моральная и материальная незащищенность советских людей 60-70-х годов, предощущение грядущих катастроф - вот что характеризует советское общество на последнем этапе творческого пути Дмитрия Шостаковича.

Эволюция творчества Шостаковича от революционных образов в раннем периоде творчества, от трагедийных концепций войны, от социальных заказов коммунистической эпохи, острого бичевания пороков общества, порой в гротесковой манере - к нравственно-этической проблематике художеств, триаде: жизнь - смерть - бессмертие [«Сюита Микеланджело»: 14, 15 симфонии; 13, 15 квартеты].

Творчество Д.Д. Шостаковича многогранно: от небольших сочинений, например /ор-9 «Три пьесы для виолончели и фортепиано»/ до вершин философской мысли гения - композитора /ор-60 «Седьмая симфония С-dur»/, от нечасто исполняемых /ор-62/ «Шести романсов для баса и фортепиано» до музыки к кинофильму «Овод» ор-97. От оркестровок опер Мусоргскогo/соч. - 58/ «Борис Годунов и /ор-106/ «Хованщина» до создания собственных опер /ор-15/ «Нос», /соч. - 114/ «Катерина Измайлова». В указанный период он пишет концерты для фортепиано, для скрипки, для виолончели; многочисленные квартеты, тринадцать симфоний, поэма для смешанного хора а-сареllа, фортепианный цикл: 24 прелюдии и фуги для фортепиано и многое другое, - всего около 135 произведений практически во всех существующих жанрах.
Среди множественности и многоликости тем творчества Шостаковича особое место занимает сатира. Она пронизывает все его творчество - от самых первых опусов до самых последних его сочинений. Охватывает все жанры, в которых работал композитор.

Сатира, гротеск издавна служили эффективными средствами музыкальной выразительности. Смех - грозное оружие в руках гения. В этом Шостакович продолжатель линии других мастеров музыкальной сатиры: Даргомыжского. Мусоргского, Малера, Стравинского; в также вспомним трагический гротеск фантастической симфонии Берлиоза, мефисто - образов Листа; злую, остроумную сатиру у Шумана в «Карнавале». Именно жанровый гротеск, впервые столь ярко проявившийся у Шумана и Мусоргского, станет одним из важнейших средств драматургической выразительности у Шостаковича.

С Малером Шостаковича сближает склонность к гротескной деформации привычных жанров. Со Стравинским - широкое использование приемов жанровых пародий, смелость музыкальной мысли, но все-таки сатира Шостаковича, именно в вокальном творчестве более всего опирается на традиции русской композиторской школы и, прежде всего, творчество Мусоргского, - общность драматургических средств, эстетических принципов, приемов сатиры, разоблачение и высмеивание разнообразных отрицательных явлений жизни, общественных пороков, негативных черт человеческого характера. Вспомним вокальную сатиру «Раек», с которой перекликается цикл Шостаковича «Из Еврейской народной поэзии», но Шостакович пошел дальше Мусоргского в своих исканиях, а именно - борьба за новые идеалы. Большое влияние на начинающего Шостаковича оказали Маяковский и Мейерхольд. И дело не только в личных контактах их с Шостаковичем, а перенесение языка Маяковского и эстетических принципов режиссуры Мейерхольда в музыку Шостаковича.
Мещанство, бюрократизм, бескультурье, ханжество, тупость, ограниченность - это темы высмеивания в творчестве Шостаковича.

Несмотря на то, что сатира пронизывает все творчество композитора, чисто сатирическими произведениями в камерном вокальном творчестве Шостаковича являются три опуса, одним из них является ор. 121

Вокальный цикл для голоса /бас/ и фортепиано на слова из журнала «Крокодил»:
1. «Собственноручное показание»
2. «Трудноисполнимое желание»
3. «Благоразумие»
4. «Иринка и пастух»
5. «Чрезмерный восторг».

Образная сфера последнего цикла, которую предстоит раскрыть молодому певцу, достаточно сложна: музыкальный язык основан на стилистике разных жанров: это и бытовой романс, и вальс, и народная песня. Они требуют разного подхода к исполнению, к передаче замысла композитора, раскрытию образной сферы героев цикла, которые по мере повествования разоблачают сами себя.

Дмитрий Шостакович, как гигант мысли в творчестве, - не мог пройти мимо творчества А. Даргомыжского и М. Мусоргского умножив их достижения в декламационно-речитативном методе. Дмитрий Шостакович поднял этот метод на порядок выше, превратив жанр в камерно-вокальном творчестве в музыкальное действо, выстроив его стройную систему жанровой сатиры.

Высмеивая узость, примитивность, косность мысли в цикле, обличая мещанство через монологи, в которых выражена философия безразличия к окружающему миру. Он создает яркие жанровые сцены, используя стилистику речитативно-декламационного плана. Д. Шостакович остроумно высмеивает своих героев, разоблачает пережитки морального убожества. Таким образом, пародирование банальности, пошлой сентиментальности на материале жанрово-бытовых штампов «музыкальной обывательщины» проникает в музыку XX века, и прежде всего - в музыку Шостаковича, Малера, Стравинского, Берга. Театр сатиры XX века состоялся!

Жизнь Д. Шостаковича - процесс беспрерывного творчества, в котором отразились не только события времени, но и сам характер, психология композитора, воспринимая мир как постоянную драму, композитор обнажал несоответствие нравственных категорий реальной жизни. Гений композитора многогранен: он и сатирик, он и критик советской эпохи, он и великолепный музыкант, который посредством своего искусства создает блестящие образцы вокального и инструментального репертуара.

Литература
1. Ч. Айтматов «К портрету художника» СМ №9, 1976
2. Е. Шендерович «В моей памяти светлый облик» СМ №10, 1981
3. В. Юзефович «Горд великой поступью Вашего гения», муз.акад., №3, 2006

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Опубликовано: 1776 дней назад (14 июня 2019)
Просмотров: 636
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!