Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическая тропа в детском саду для младшей группы. Конспект занятия

Экологическая тропа на участке детского сада для детей младшей группы
Воспитатель: Голубцова Е.А. МБДОУ № 36 «Лесная полянка» г.Реж, Свердловской области
Аннотация: Экологическое воспитание в дошкольном образовании очень важно, в первую очередь, для формирования личности, обладающей тонким, живым мышлением, высоким уровнем экологической культуры. Для осознанного положительного отношения будущего школьника к объектам живой и неживой природы. И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств.
Цель: Развить активность, внимание и наблюдательность. Получить радость от игр. Расширить активный словарь детей 3-4 лет.
Задачи: закрепить представления о растениях участка детского сада. Привить культуру поведения в природе. Развить чувство единства с окружающей природой.
Материал: мелки для рисования, ленточки на каждого, схема маршрута, карточки для объектов, наклейки для поощрения за активное участие.

В пакет «Описание экологической тропы» входят следующие документы:
— актуальность тропы для конкретного детского сада;
— описание детского сада;
— методика работы на тропе;
— схема экологической тропы, на которой нанесен план участка и отмечены точками все объекты;
— описание объектов, куда входят: номер (он проставлен и на схеме), фотография и краткое описание объекта, естественно- научные и экологические проблемы, которые можно обсудить с детьми на примере данного объекта.

В качестве приложения можно создать:
— полные списки растений, имеющихся на участке, их гербарий; перечень животных, живущих на участке постоянно или посещающих его в качестве временных обитателей; конспекты отдельных занятий; фотоальбом(ы), где зафиксированы объекты тропы в разное время года‚ при разных условиях (например, одуванчик, растущий в тени, на солнце, в условиях дефицита воды, на плодородной и бедной почве) и пр.
Большой интерес вызывают у детей фотографии, где они изображены рядом с молодым, посаженным ими деревцем. Дерево растет, и фотографии за 2—3 года покажут, как оно постепенно увеличивалось в размере, причем условной меркой будет рост ребенка.

В качестве примера, ниже даются объекты, которые встречаются в большинстве детских садов.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Подзываем ребят стихотворением.
Этим, теплым летним днем
Вместе мы гулять идем:
Мимо леса, мимо дома,
Мимо елки, мимо гнома,
Кто захочет – к нам иди –
Руку другу протяни.
Эй, ребята! Встанем в круг и посмотрим все вокруг.

2. Объявляем ребятам, что они следопыты, исследователи природы. Показываем схему маршрута. Определяемся, какой первый объект исследования и где он соответственно схеме находиться. Деревья ель и сосна (любые хвойные деревья).
Спросите у белки, и скажет она:
- Сосновая шишка отменно вкусна.
Спросите синицу – ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться.
О шишках сосновых, добавлю вам кстати.
Хорошего мненья и сойка, и дятел.
Обсуждаемые вопросы
Чем ель и сосна похожи друг на друга?
Чем они отличаются?
Найдите шишки, рассмотрите их.
Найдите в шишках семена (если шишки зрелые).
Чем отличаются между собой зрелые и незрелые шишки?
Давайте возьмем их в групповую комнату и посмотрим, будут ли шишки меняться со временем?
Давайте сравним шишки, собранные нами давно, с теми, которые сейчас растут на дереве.
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Чем похожи ель (сосна) и тополь (любое другое лиственное дерево)?
Чем они отличаются?

3. Игра: «Что лишнее».
Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и кусты) по отличительным особенностям внешнего вида. Послушайте и подскажите, что лишнее: сосна-береза-одуванчик; шиповник-ель-лиственница; ель-сосна-бархатцы.

4. Определяемся с объектом № 2 по схеме. Кусты.
На территории детского сада стоит годовалый кустик сирени с тоненькими стволиками и веточками.
Обсуждаемые вопросы
Это дерево или куст?
Есть ли такие же кусты на участке детского сада?
Можете ли вы определить, как оно называется?
Какие опасности ему грозят?
Что мы можем сделать, чтобы не дать ему погибнуть?
Можете ли вы представить, как оно будет выглядеть через год?
Через несколько лет?
Этот куст никто не сажал. Можете догадаться. Как он тут появился?

5. Игра «Я знаю»
Я знаю 4 названия кустов (или кустов и деревьев). Сирень – раз, шиповник – два, вишня – три, крыжовник – четыре.

6. Дерево – похоже на дом.
На первом этаже у ствола растет трава – мурава. Травянистые растения. Посмотрите на тропинку и асфальтированную дорогу, на трещинах которой растут отдельные кустики травы.
Обсуждаемые вопросы
Почему на асфальте не растет трава?
Как появились отдельные кустики травы? Она пробилась через асфальт, или в трещину попали семена и проросли?
Хорошо ли чувствуют себя здесь растения?
Где травке расти лучше и почему?

7. Игра «Беги к тому, что назову».
Цель: закрепить у детей элементарные знания о растениях. Береза, шиповник, сосна, сирень, рябина, лиственница.

8. Предложите ребятам взять ленточку и привязать на ограждение, рядом с тем объектом, который им запомнился и понравился больше всего. А мелком на асфальте нарисовать молодой кустик сирени таким, каким он станет через пять лет.

Литература:
1) Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
2) Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа». –Мозырь: Содействие, 2010г.
3) Учебный центр «ВСЕОБУЧ». Учебные материалы программы «Экологическое воспитание дошкольников», 2017г.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая тропа в детском саду. Подготовительная группа Экскурсия по экологической тропе в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 1728 дней назад (5 июля 2019)
Просмотров: 6904
+5
Голосов: 5
Светлана Анатольевна Штанникова # 6 июля 2019 в 19:39 +1
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Мне очень понравился Ваш сценарий мероприятия!Очень интересно и познавательно представлена программа для развития активности,наблюдательности и внимания детей. В ходе игры дети закрепляют свои знания. Мой голос Вам! Желаю дальнейших твворческих успехов!
Ольга Васильевна Яковлева # 7 июля 2019 в 19:58 +1
Здравствуйте, Елена Алексеевна! Интересный, практический материал по экологическому воспитанию дошкольников Вы представили! Большое спасибо! Творческих успехов! голос
Елена Геннадьевна Крейда # 9 июля 2019 в 14:12 0
Здравствуйте!так интересно наблюдать за эмоциями детей во время мероприятия и как приятно, что им интересно, познавательно!Интересный сценарий! Творческих успехов! ГОЛОС