Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методика вокально-хорового развития школьников на уроках музыки

Инновационные технологии вокально-хорового развития школьников на уроках музыки (из опыта работы)
Ищенко Татьяна Геннадьевна,
учитель музыки, руководитель кружка-методист
ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение –
специализированная школа №57 имени Г.С. Петрова»
В статье рассматривается авторская методика вокально-хорового развития школьников на уроках музыки.
Ключевые слова: уроки музыки, вокально-хоровое, распевание, сольфеджирование, творческая деятельность.
* * *
Специфика работы учителя музыки в общеобразовательной школе направлена на то, чтобы обеспечить комфортные условия для развития музыкальных способностей всех учеников, вне зависимости от их уровня музыкального развития. Его задача – развивать слух и голос, научить правильному певческому дыханию, объяснить правила гигиены и охраны голосового аппарата, ознакомить с основами музыкальной грамоты.
Раздел урока, включающий в себя вокально-хоровое развитие, состоит из распевания (вокально-хоровые упражнения), сольфеджирования и работы над произведением (повторение и изучение нового материала).
До начала распевания рекомендуется проводить ряд дыхательных упражнений для развития навыков правильного певческого дыхания и разогрева голосовых связок. Для учащихся младших классов можно проводить данные упражнения в игровой форме. Например, на своих занятиях я предлагаю ученикам представить, что они находятся на красивой цветочной поляне. Сначала мы как бы срываем понравившийся цветок и вдыхаем его аромат. Потом дуем на одуванчик. Эти упражнения помогают развивать и укреплять навыки правильного певческого дыхания. Также можно предложить ученикам «надуть воздушный шарик» у себя в животе. При этом руки находятся на диафрагме, ребра должны расширятся, дети должны контролировать этот процесс. В такой игровой форме достигается цель – правильное грудо-диафрагматическое дыхание. После любования цветами на полянке можно встретить, например, льва или собаку. Предлагаю учащимся подышать так же – высунув язык, быстро, но глубоко дыша, достигая, тем самым, нужного результата.
На этапе распевания считаю целесообразным применение сольфеджирования. Я на своих уроках ввожу методику пения нотами с самых первых занятий в младшей школе. В этом мне помогает наглядный материал – плакат с нотным станом и гаммой до-мажор, который я сделала сама. Нотки сделала разноцветными из цветной бумаги. Сначала мы знакомимся с нотами, смотрим, как они пишутся, слушаем, как они звучат и потом поем. Начинаем петь с гаммы до-мажор вверх и вниз. Можно предложить ученикам сравнить знакомые им распевки, которые построены на поступенном движении, с гаммой и предложить им спеть их нотами. Например, «Едет, едет паровоз» (фрагмент песни Г. Эрнесакса), «Дождик льет с утра опять», «Я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь» (движение поступенное по нотам гаммы, только вверх), «Листики летят – это листопад» и др.
Дети любят играть и, чтобы процесс изучения нотной грамоты не вызывал у них скуку, желательно преподносить новый материал в игровой форме. Современный урок музыки трудно представить без применения цифровых технологий, сейчас в интернет-ресурсах можно найти множество музыкальных игр для изучения сольфеджио, которые помогут учителям в этом процессе.
Следующим этапом, после поступенного движения в распевании, идут распевки на интервалы с заполнением. Далее – вокально-хоровые упражнения с применением скачков.
В своей работе я уделяю большое внимание дикционным упражнениям. Здесь возможно применять скороговорки (как музыкальные, так и без музыки), логопедические распевки и музыкальные игры. Например, можно использовать русские народные потешки «Черный ворон», «Барашеньки-крутороженьки», музыкальные скороговорки (например, «Веники»). Это упражнение в среднем и старшем звене школы рекомендуется петь на три голоса (по мажорному трезвучию). Можно учащимся предложить петь свою партию по рядам, каждый ряд свою партию, потом меняться, чтобы каждый из учеников поучаствовал в пении разных голосов.
Вокально-хоровую работу на уроке музыки можно и нужно превращать в творческий процесс. Например, предложить ученикам придумать движения к вокальным упражнениям или песням. Можно работать по группам, петь в форме диалога по «цепочке». Для учащихся младшей школы полезно применение пальчиковой гимнастики (например, «Это я», «Семья» Гавришевой Л.Б, Нищевой Н.В.). Полезна будет музыкальная игра под названием «Эхо». Учитель или один из учеников поет фразу, которую весь класс должен повторить неизменно. Можно импровизировать, менять мелодию и ритм, но главное – оставаться в той же тональности.
В конце распевания желательно применить упражнение, которое исполняется на одной ноте в медленном темпе, чтобы связки «успокоить». Например, пение на слогах ми-мэ-ма-мо-му (ди-дэ-да-до-ду, ри-рэ-ра ро-ру и т.д.)
Песенный репертуар должен быть высокохудожественный, нести воспитательную функцию, соответствовать возрастным и вокальным возможностям учащихся. И, наконец, песня должна нравиться, тогда и петь они ее будут более эмоционально, выучат быстрее. Часто песенный репертуар диктуется воспитательными мероприятиями, которые проводятся в школе. Например, «Посвящение в первый класс», «Посвящение в пятый класс», «Новогодняя открытка», «Международный женский день», «День Победы» и др. Такие мероприятия и концерты проводятся в актовом зале для учащихся одной параллели классов или для всей школы.


Обязательно нужно прививать учащимся сценическую культуру, объяснять, как нужно себя вести на сцене, как правильно выходить и заходить со сцены после выступления. Активных учеников, которые хотят быть задействованы в различных воспитательных мероприятиях и конкурсах, нужно поддерживать, поощрять их стремление, привлекать их и во внеурочной и кружковой деятельности. Таких учащихся я приглашаю для занятий в школьном хоровом коллективе «Радуга», театре песни «Домисолька», ансамбле «Классные парни» (для мальчиков), которые веду сама.


Видя счастливые глаза детей от совместного творчества, победы на конкурсах – все это вдохновляет двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутых результатах, работать с вдохновением и отдачей.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Опубликовано: 437 дней назад (8 ноября 2020)
Просмотров: 614
+1
Голосов: 1
Юлия Сергеевна # 8 ноября 2020 в 15:38 +2
Уважаемая Татьяна Геннадьевна! Позвольте выразить Вам нашу искреннюю благодарность за то терпение, чуткость и профессионализм, с которым Вы подходите к развитию музыкального таланта наших детей. Ваша доброта, умение подыскать индивидуальный подход к каждому ученику помогает им в дальнейшем развитии, подталкивает к поиску путей самосовершенствования. Желаем Вам здоровья, долгих лет успешной профессиональной карьеры!
Татьяна Геннадьевна Ищенко # 8 ноября 2020 в 15:43 +1
Спасибо!
Юлия Владимировна # 8 ноября 2020 в 17:18 +1
Очень полезная и познавательная статья. Спасибо.
Татьяна Геннадьевна Ищенко # 8 ноября 2020 в 17:26 0
Спасибо!
Екатерина Алексеевна # 8 ноября 2020 в 18:01 +1
Татьяна Геннадьевна, спасибо за то, что вкладываете самые лучшие качества в свою работу и в детей. Очень полезная статья, возьмём на заметку) Удачи и творческих успехов
Татьяна Геннадьевна Ищенко # 8 ноября 2020 в 18:05 0
Спасибо!
Оксана # 8 ноября 2020 в 18:26 +1
Татьяна Геннадьевна, статья очень интересная и познавательная. Спасибо большое! Желаю Вам творческих успехов в работе!
Татьяна Геннадьевна Ищенко # 8 ноября 2020 в 18:30 0
Спасибо!
Сергей # 9 ноября 2020 в 09:46 +1
Интересно...
Татьяна Геннадьевна Ищенко # 9 ноября 2020 в 20:01 0
Спасибо!