Методическая разработка. Выполнение декоративной композиции на тему «Море и рыбы»
Автор: Водяскина Виктория Викторовна преподаватель МБУДО «Детская художественная школа №1» г. Ангарск
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку задания для учащихся художественной школы 2 класса, возраст 8 лет. Данный материал будет полезен преподавателям художественных школ. Так же он может быть использован в общеобразовательной школе, для занятий в кружках. Работа выполняется в несколько этапов и знакомит детей с новой для них техникой.
Цель работы: Изучение приемов работы при помощи покраски мятой кальки и бумаги. Формирование композиционных умений. Создать красивую цветовую гамму при помощи разных оттенков выкрашенной мятой бумаги.
Задачи:
1. Знакомство с новой техникой.
2. Выбор рыб для своей работы.
3. Подготовить самодельную выкрашенную мятую бумагу.
4. Вырезать форму рыбы из подготовленной бумаги.
5. Выложить море из обрывок мятой бумаги, приклеить рыбу и добавить водорослей.
Материалы для занятий:
Для преподавателя: иллюстрации с примерами различных рыб, водорослей.
Для учеников: листы формата А3, А4, калька, простой карандаш, гуашь или акварель, кисти, палитра, клей ПВА.
Время выполнения: 2 урока по 40 мин.
Содержание занятия
План занятия.
1. Организационный момент, проверка готовности к занятию.
2. Ознакомление с темой занятия.
3. Повторение пройденного материала: «Работа гуашью, смешивание красок, технические приемы».
4. Беседа: «Жизнь под водой, морские обитатели».
5. Объяснение педагогом этапов выполнения задания.
6. Практическая работа, индивидуальная работа с детьми.
7. Обсуждение работ, подведение итогов.
Ход занятия
1. Проверить готовность детей к уроку.
2. Объявить тему, цель, задачи занятия.
3. Вспомнить пройденный материал (приемы работы гуашью, получение сложных оттенков цвета).
4. Беседа о различных морских обитателях. Объяснение техники исполнения работы.
Обычно красками мы рисуем на гладком ровном листе ватмана. Это в идеале. Но то, что он должен быть гладким ровным, это уж точно. А вот и нет! На мятой бумаге рисовать то же можно. Причем еще и необычный эффект получается. Возникает имитация трещинок. Как будто картина нарисована несколько веков назад, и краска на ней потрескалась. Еще, способ окраса чем-то напоминает батик технику Шиббори в результате которой можно получить очень красивый узор.
Жизнь под водой.
В глубинах морей и океанов, существует свой, не сравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где-либо ещё.
Обитатели моря — несколько сотен разновидностей животных, растений и одноклеточных организмов, чье существование неразрывно связано с морской стихией. Открытое море – место, где резвятся дельфины и без компаса находят дорогу морские черепахи. Спустившись под воду можно обнаружить микроскопически маленькие одноклеточные водоросли, тучи крошечных рачков, стаи рыб и кальмаров, а также целый комплекс обитателей моря, живущих в приповерхностных слоях воды.
5. Этапы выполнения занятия.
1. Этап.
Наша работа будет необычной. Необычной тем, что цветную бумагу для работы, мы будем готовить сами. А рисовать на бумаге будем не на ровной, а на мятой. Для работы нам нужна тонкая и плотная бумага. Из плотной бумаги получится эффект крупного кракле (трещин), а из тонкой более мелкого. Бумагу мочим в воде и одновременно мнем. (Для удобства, заранее приготовить ведро с водой.) Делаем это аккуратно, чтоб не порвать бумагу. Выжимаем и осторожно расправляем. Бумага получилась вся в трещинках
2.Этап.
Пока еще мокрая бумага, начинаем покрывать её краской, подбирая оттенки моря. Тоже самое проделываете и с бумагой для рыбы, и водорослей. Нужно покрасить как можно больше оттенков. Оттенки должны отличаться и по цвету, и по насыщенности тона каждой бумаги.
3. Этап.
Сушка бумаги. Просушить бумагу можно между газетой, утюгом (это должен сделать преподаватель), либо на батарее подложив под окрашенную бумагу чистую газету.
4. Этап.
После сушки бумаги, если вам нужен оттенок более насыщенный, то возможен другой вариант покраски готовой бумаги. Берем окрашенный мятый лист, и уже по сухому красим более насыщенным оттенком. Кисть при этом не должна быть очень мокрой. Быстрыми движениями проводите кистью по листу. Т.к. лист мятый, краска попадает только на выпуклости, а вмятость остается тем оттенком который был изначально. Получается некий объем. И снова сушим. Сушится бумага на батарее очень быстро. Но можно и не досушить, оставить немного влажной.
5. Этап.
Приступаем к выполнению самой работы. Первым делом нужно сделать море. Берем бумагу с оттенками моря, и рвем волнообразные полоски. Приклеиваем их на А3 формат, делая растяжку от темного к светлому.
6. Этап.
Выбрав картинку рыбки или придумав свою, рисуем её на бумаге с оттенками, предназначенными для неё. Вырезаем её и приклеиваем на море. Рыбку можно вырезать из одного оттенка, а можно и из нескольких составить. Добавляем в композицию водоросли и камни. Работа готова!
Работы учащихся
В работе ученики проявили индивидуальность и самостоятельность.Ознакомились с новой техникой.
Литература
1. Р. Паранюшкин «Композиция» Ростов на дону «Феникс» 2001
2. Ю.К. Школьник «Подводный мир» полная энциклопедия. Изд.: Эксмо, 2009 г.
3. Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция» М 2004
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия ИЗО для детей. Пуантилизм
План конспект занятия в художественной школе
Конспект занятия в изостудии
Конспект урока по декоративно-прикладному творчеству для детей подготовительной группы детской худож