Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка, 9 класс. Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями

Конспект урока русского языка в 9 классе. Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса
Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с основными моделями усложнения структуры СПП с несколькими придаточными, дать образец устного и письменного разбора таких предложений; создать условия для формирования умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием, формирования навыка соблюдения грамматической нормы при построении СПП с несколькими придаточными; содействовать формированию навыков работы с книгой, читательской грамотности, самостоятельной работы, развитию аналитического мышления, монологической речи; создать условия для воспитания культуры умственного труда
Тип урока: урок изучения нового материала
Примечание: используется учебное пособие для 9 класса
Оборудование урока:
1. Галкина, Г. В. Русский язык. 7–9 классы. Дидактические и диагностические материалы / Г. В. Галкина. — Минск : Аверсэв, 2019. — 144 с.
2. Мурина, Л. А. Русский язык. 9 класс / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2019. — 240 с.
3. Строк, Л. И. Русский язык. Опорные конспекты. 9 класс / Л. И. Строк. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2018. — 64 с.
4. Строк, Л. И. Русский язык. Тренажёр по пунктуации. 9 класс / Л. И. Строк. — Минск : Аверсэв, 2019. — 64 с.
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие
– Здравствуйте, ребята! Мы изучаем сложные предложения, и с каждым наши задачи тоже усложняются. Поэтому нужно быть особенно внимательным и старательным, чтобы даже сложное стало лёгким. Ведь, как мы знаем, сложное состоит из множества простых составляющих. И с предложениями – так же.

II. Изучение нового материала
1. Мотивационный момент
– Обратите внимание на тему. О таких предложениях можно сказать следующее: «СПП с несколькими придаточными, как никакое другое предложение, показывает глубину и логику излагаемой мысли». Попробуем сегодня на уроке это доказать.
2. Актуализация знаний
– Мы уже достаточно много знаем о сложноподчинённых предложениях, поэтому нетрудно будет вспомнить ранее изученное. Вам в помощь – материал учебника и опорные конспекты 13 и 14 [3, с.23]. Расскажите о сложноподчинённых предложениях и их роли в тексте. Не забудьте упомянуть о правилах постановки знака конца предложения в них.
3. Наблюдение над языковым явлением
– Иногда для развития мысли недостаточно сложноподчинённого предложения с одной придаточной, поэтому в книжной речи достаточно распространены СПП с несколькими придаточными. Предложение – это отражение мысли. Понаблюдаем, как строятся СПП с несколькими придаточными, какова логика их построения, как связаны части. Упр. 243. [2, с.137].
– Лучше всего логику построения и развития мысли в предложении отражает структурная схема. Рассмотрим примеры, ознакомимся с пояснениями. С. 137–138 в учебнике. Упр. 244. [2, с.139].
– При выполнении упражнений будем строить структурные схемы.
4. Закрепление теоретического материала, работа над культурой речи
– В построении предложений с последовательным подчинением есть свои особенности. О том, какие трудности при этом могут возникать и как избежать ошибок, узнаем из текста упр. 245. [2, с.139].
– Что такое однородное подчинение? Проанализируем примеры из упр. 246. [2, с.140].
– Каким требованиям должны соответствовать однородные придаточные? (Таким же, как и однородные члены: зависеть от одного и того же слова (предикативной части) и отвечать на один и тот же вопрос). Могут ли они присоединяться разными союзными словами?
– Если хотя бы одно из требований не выполняется, то мы имеем дело с… неоднородным/параллельным подчинением.
– Обратим внимание на такие предложения. Упр. 247. [2, с.141].
5. Практическое применение знаний, отработка навыков определения вида подчинения в СПП с несколькими придаточными
– А сейчас применим полученные знания на практике. Будем учиться распознавать разные виды подчинения в СПП. Выполним в тренажёре задание Б, вариант 3. [4, с.35].
– Помните игру «Конструктор»? Наверное, вам нравилось собирать отдельные детали и получать интересную вещь. А мы поиграем в синтаксический конструктор. Принцип тот же: надо правильно собрать детали. В данном случае – части СПП с несколькими придаточными. [4, с. 34]. Выполним в тренажёре задание А, вариант 3. И ещё составим схему полученного предложения.
– Догадались, герой какого произведения упоминается в предложении?
– Это поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души», которую мы с вами будем изучать в следующем году.

III. Подведение итогов урока
– Мы изучаем разные типы предложений, особенности их построения для того, чтобы потом полученные знания применить на практике: создавать устные и письменные тексты. Так какую же роль в тексте играют СПП с несколькими придаточными? В текстах каких стилей речи они наиболее уместны и почему?
– Подкрепим наши предположения информацией из упр. 248. [2, с.141].
– Насколько хорошо мы потрудились на уроке, как много узнали, покажет тест, который мы сейчас выполним. [1, с.108].
– На какие вопросы вы не смогли найти ответ?
– Не переживайте. С материалом на эту тему мы познакомимся на следующем уроке, когда будем изучать правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
– Обратимся снова к эпиграфу – высказыванию о СПП с несколькими придаточными. Вы согласны с этим мнением или нет? Аргументируйте. Попробуйте предложить свой вариант высказывания о роли СПП с несколькими придаточными в речи, о том, как употребление подобных предложений характеризует говорящего или пишущего.

IV. Домашнее задание
– Дома вы закрепите теоретический материал, обратившись к учебнику и к опорным конспектам, а письменно выполните упр. 249 или найдёте отрывок из текста научного стиля, составите схемы СПП с несколькими придаточными, которые там встретятся.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Опубликовано: 1203 дня назад (8 января 2021)
Просмотров: 1044
+2
Голосов: 2
Ирина Викторовна Трубинова # 12 января 2021 в 17:37 +1
Анжела Петровна, Вы молодец. Хороший содержательный урок.Спасибо за дидактический материал.
Анжела Петровна Тукай # 13 января 2021 в 00:13 +1
Спасибо большое, Ирина Викторовна, за комментарий и отданный голос! Ваши слова поддержки очень важны.
Вардоева Наталия # 17 января 2021 в 22:37 +2
Анжела Петровна, очень полезный материал для учителей русского языка.Очень интересно Вы организовали закрепление материала на своем уроке: в виде игры "Конструктор" и работы с тренажёром. Отдаю Вам свой голос.
Анжела Петровна Тукай # 18 января 2021 в 00:53 +1
Спасибо большое, Наталия, за приятный для меня комментарий и отданный голос! Очень Вам благодарна!