Конспект урока русского языка в 9 классе. Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса
Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с основными моделями усложнения структуры СПП с несколькими придаточными, дать образец устного и письменного разбора таких предложений; создать условия для формирования умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием, формирования навыка соблюдения грамматической нормы при построении СПП с несколькими придаточными; содействовать формированию навыков работы с книгой, читательской грамотности, самостоятельной работы, развитию аналитического мышления, монологической речи; создать условия для воспитания культуры умственного труда
Тип урока: урок изучения нового материала
Примечание: используется учебное пособие для 9 класса
Оборудование урока:
1. Галкина, Г. В. Русский язык. 7–9 классы. Дидактические и диагностические материалы / Г. В. Галкина. — Минск : Аверсэв, 2019. — 144 с.
2. Мурина, Л. А. Русский язык. 9 класс / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2019. — 240 с.
3. Строк, Л. И. Русский язык. Опорные конспекты. 9 класс / Л. И. Строк. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2018. — 64 с.
4. Строк, Л. И. Русский язык. Тренажёр по пунктуации. 9 класс / Л. И. Строк. — Минск : Аверсэв, 2019. — 64 с.
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие
– Здравствуйте, ребята! Мы изучаем сложные предложения, и с каждым наши задачи тоже усложняются. Поэтому нужно быть особенно внимательным и старательным, чтобы даже сложное стало лёгким. Ведь, как мы знаем, сложное состоит из множества простых составляющих. И с предложениями – так же.
II. Изучение нового материала
1.
Мотивационный момент
– Обратите внимание на тему. О таких предложениях можно сказать следующее: «СПП с несколькими придаточными, как никакое другое предложение, показывает глубину и логику излагаемой мысли». Попробуем сегодня на уроке это доказать.
2.
Актуализация знаний
– Мы уже достаточно много знаем о сложноподчинённых предложениях, поэтому нетрудно будет вспомнить ранее изученное. Вам в помощь – материал учебника и опорные конспекты 13 и 14 [3, с.23]. Расскажите о сложноподчинённых предложениях и их роли в тексте. Не забудьте упомянуть о правилах постановки знака конца предложения в них.
3.
Наблюдение над языковым явлением
– Иногда для развития мысли недостаточно сложноподчинённого предложения с одной придаточной, поэтому в книжной речи достаточно распространены СПП с несколькими придаточными. Предложение – это отражение мысли. Понаблюдаем, как строятся СПП с несколькими придаточными, какова логика их построения, как связаны части. Упр. 243. [2, с.137].
– Лучше всего логику построения и развития мысли в предложении отражает структурная схема. Рассмотрим примеры, ознакомимся с пояснениями. С. 137–138 в учебнике. Упр. 244. [2, с.139].
– При выполнении упражнений будем строить структурные схемы.
4.
Закрепление теоретического материала, работа над культурой речи
– В построении предложений с последовательным подчинением есть свои особенности. О том, какие трудности при этом могут возникать и как избежать ошибок, узнаем из текста упр. 245. [2, с.139].
– Что такое однородное подчинение? Проанализируем примеры из упр. 246. [2, с.140].
– Каким требованиям должны соответствовать однородные придаточные? (Таким же, как и однородные члены: зависеть от одного и того же слова (предикативной части) и отвечать на один и тот же вопрос). Могут ли они присоединяться разными союзными словами?
– Если хотя бы одно из требований не выполняется, то мы имеем дело с… неоднородным/параллельным подчинением.
– Обратим внимание на такие предложения. Упр. 247. [2, с.141].
5.
Практическое применение знаний, отработка навыков определения вида подчинения в СПП с несколькими придаточными
– А сейчас применим полученные знания на практике. Будем учиться распознавать разные виды подчинения в СПП. Выполним в тренажёре задание Б, вариант 3. [4, с.35].
– Помните игру «Конструктор»? Наверное, вам нравилось собирать отдельные детали и получать интересную вещь. А мы поиграем в синтаксический конструктор. Принцип тот же: надо правильно собрать детали. В данном случае – части СПП с несколькими придаточными. [4, с. 34]. Выполним в тренажёре задание А, вариант 3. И ещё составим схему полученного предложения.
– Догадались, герой какого произведения упоминается в предложении?
– Это поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души», которую мы с вами будем изучать в следующем году.
III. Подведение итогов урока
– Мы изучаем разные типы предложений, особенности их построения для того, чтобы потом полученные знания применить на практике: создавать устные и письменные тексты. Так какую же роль в тексте играют СПП с несколькими придаточными? В текстах каких стилей речи они наиболее уместны и почему?
– Подкрепим наши предположения информацией из упр. 248. [2, с.141].
– Насколько хорошо мы потрудились на уроке, как много узнали, покажет тест, который мы сейчас выполним. [1, с.108].
– На какие вопросы вы не смогли найти ответ?
– Не переживайте. С материалом на эту тему мы познакомимся на следующем уроке, когда будем изучать правила постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
– Обратимся снова к эпиграфу – высказыванию о СПП с несколькими придаточными. Вы согласны с этим мнением или нет? Аргументируйте. Попробуйте предложить свой вариант высказывания о роли СПП с несколькими придаточными в речи, о том, как употребление подобных предложений характеризует говорящего или пишущего.
IV. Домашнее задание
– Дома вы закрепите теоретический материал, обратившись к учебнику и к опорным конспектам, а письменно выполните упр. 249 или найдёте отрывок из текста научного стиля, составите схемы СПП с несколькими придаточными, которые там встретятся.
Рекомендуем посмотреть:
Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс)
Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы
Шаблон для выполнения части С2 ГИА
Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса
Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс
Урок знаний по русскому языку, 9 класс
Урок игра по русскому языку в 9 классе