Конспект открытого занятия. Кукла-оберег своими руками
Конспект открытого занятия в дополнительном образовании «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(изготовление обрядовых кукол, изучается в раздел «Праздник каждый день» программы «Сундучок ремёсел») Продолжительность занятия: 40 минут. Возраст: 12 – 16 лет. Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – куклу Птица-Радость Воронежской губернии. Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную обереговую куклу. Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, искусству своего края, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Тип занятия: формирование новых знаний. Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа. Методы обучения:
- словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические (изготовление куклы Птица-Радость);
- валеологические (физминутки). Формы работы: индивидуальная, коллективная. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор. Межпредметные связи: история, литература. Материалы и инструменты:
1. Большой кусок старой ткани для скрутки (я взяла старое полотенце).
2. Белая ткань для тела 30х40 см.
3. Белая ткань для головы и рук 36х36 см.
4. Кусок белой ткани для груди.
5. Цветная яркая ткань для платка в форме треугольника со стороной 38 см.
6. Цветная ткань на юбку 20х35 см.
7. Лоскуток ткани для передника.
8. Красные нитки.
9. Декоративная тесьма.
10. Несколько ярких лоскутков для птиц.
11. Наполнитель. Подготовительная работа:
- нарисовать эскиз куклы Птица-Радость;
- изготовить образцы народных и современных кукол;
- подобрать интересные факты о русской народной кукле;
- написать новые слова: оберег, обряд;
- создать слайдовую презентацию. Наглядный материал:
- образцы народных и современных кукол;
- иллюстрации, фотографии русского народного костюма,
костюма Воронежского края;
- словарь терминов;
- инструкционная карта по изготовлению куклы Птица-Радость. Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.
5. Народный костюм Воронежского края. Ю . Чурилова. ВОРОНЕЖ. 2011г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Главной целью данного занятия было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
Занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!»
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.
Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями , отороченные мехом, похожие на птиц. Женщины сами принимали образы птиц. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет.
Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность: важно отделять понятие "красивости" от умения привлекать - особым образом заряжать собой и своим состоянием окружающее пространство, в которое притягиваются люди - мужчины, женщины, детские души. Это особое умение женщины - дать мужчине то, что дарит ему уверенность, покой, ощущение собственной важности, значимости, главенствования, и попросить от него взамен защиты, любви, нежности, щедрости. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.
Обряд создания куклы – это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях. Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта.
Мой инновационный опыт представляет собой применение различных педагогических технологий: сотрудничества, игрового обучения, компьютерные технологии.
Я применяю компьютерные технологии при изучении отдельных тем и разделов программы. Они не только помогают мне организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, для повторения изученного раннее и для проверки текущего контроля знаний.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества, школ творческого мастерства совместно с местными мастерицами.
Подводя итоги проведенного занятия, я сделала выводы, что этот материал интересен воспитанникам, родителям, педагогам. У меня появилась идея по формированию комплексного подхода к изучению русских народных традиций, не только в народном творчестве, но и в ведении домашнего хозяйства, рецептах народной кухни и т.д. Учитывая пожелания воспитанников, хотелось бы и далее знакомить детей с прекрасными обычаями, традициями старины, опираясь на богатый опыт мастериц нашего края.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей. В зависимости от наличия материалов, можно изменить практическую работу (открытка, сувенир), что не снижает ценности теоретической части занятия.
Ход занятия
I. Организационный этап: (2мин) Приветствие:
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!
– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»
– Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»! (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))
– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.
– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Ответы детей: «Кукла»)
Сообщение темы и цели:
– Правильно!
О народных куклах сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, - как сделать подскажу.
К вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя –
Куколка – красавица, красная девица.
Куколка – красавица, чудо мастерица!
- Красивая кукла у нас?
(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)
Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:
- четыре куклы, посаженных Василисой Премудрой по всем четырем углам, которые отвечают голосами героев, пока те совершают побег в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;
-подарок умирающей матери Василисе в сказке «Василиса Прекрасная», девушка должна беречь ее, никому не показывать, а если понадобится помощь, накормить и спросить совета.
II. Основная часть (6 мин)
– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.
– Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.
На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. (Показать разные куклы: авторские, магазинные, народные).
– Ребята, а какая разница между этими куклами? (Ответы детей: «Отличаются по наряду, по материалу, по способу изготовления.»)
– Русские народные куклы видите в каких красивых сарафанах?
Сшила сарафан себе всем на удивленье!
До чего же он хорош! Просто загляденье!
– По своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.
– Как вы думаете, для чего предназначались игровые куклы? (Ответы детей: «Для игры.»)
– Когда использовали эти куклы? (показ слайда с обрядовыми куклами).
(Ответы детей: «Во время праздников»)
– А вам знакомо слово «обряд»?
Давайте с вами заглянем в словарь Ожегова и узнаем, что же обозначает слово обряд. «Обряд — традиции человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, праздниками…»
– Обратите внимание, какие разные обрядовые куколки представлены на слайде.
Одной из героинь сказки «Матушкина куколка» тоже является обрядовая кукла. Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова:
«Слушай, Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Это не простая кукла, в ней есть душа. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Трудно сказать, какая куколка была подарена матушкой дочери. Но поразмыслить можно.
– Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.
«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. »
– Посмотрите на слайд, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу. Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа". Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.
– Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)
– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»
– Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах. И предлагаю вам самим к следующему занятию найти дополнительную интересную информацию о них.
- Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
– Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать?
(Ответы детей: кукла Птица- Радость).
Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Кукла одета в национальный костюм Воронежской губернии. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Заклички были такие:
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите к нам
Лето теплое,
Унесите от нас,
Зиму холодную,
Нам зима холодная,
Надоскучила,
Руки ноги отморозила!
Жаворонок, жаворонок,
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Жавороночки – полевочки
Прилетите к нам,
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
Весна, Весна, красна!
Приди, Весна, с радостью!
С радостью, с огромною милостью!
С льном большим, с корнем глубоким,
С хлебом великим
Весна, Весна, на чем подошла?
На чем подошла, подъехала?
На сошечке, на бороночке,
На веничке.
Эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.
Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени. Эти старинные куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья.
Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.
Исследование
– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.
(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)
Подготовка к практической части.
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
1. Большой кусок старой ткани для скрутки (я взяла старое полотенце).
2. Белая ткань для тела 30х40 см.
3. Белая ткань для головы и рук 36х36 см.
4. Кусок белой ткани для груди.
5. Цветная яркая ткань для платка в форме треугольника со стороной 38 см.
6. Цветная ткань на юбку 20х35 см.
7. Лоскуток ткани для передника.
8. Красные нитки.
9. Декоративная тесьма.
10. Несколько ярких лоскутков для птиц.
11. Наполнитель.
- Прежде чем мы приступим к изготовлению куклы, давайте вспомним с вами технику безопасности на занятиях объединения «Уютный дом».
(слайд)
III. Практическая часть (25 мин)
– А сейчас можно приступить к практической работе.
(В качестве технологической карты по изготовлению вепсской куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка.)
Шаг 1. Сделать тугую скрутку из ткани, так, чтобы кукла могла стоять. При необходимости внутрь вложить палочку.
Шаг 2. Перевязать скрутку в трех местах красной ниткой.
Шаг 3. Завернуть скрутку в белый лоскут ткани, аккуратно подвернув края.
Шаг 4. Перевязать красной нитью посередине.
Шаг 5. На верхнюю часть скрутки для головы положить наполнитель для придания округлости. Сложить квадрат белой ткани для рук и головы по диагонали, накрыть им голову, подвязать красной нитью, расправляя складки на лице.
Шаг 6. Для рук подворачиваем уголок ткани внутрь. Загибаем края внутрь в виде треугольника. Складываем пополам и перевязываем красной нитью. Руки куклы готовы.
Шаг 7. Лоскуток для груди скручиваем в трубочку и подкладываем под ткань, формируя грудь. Подворачиваем углы рубахи спереди и сзади. Подвязываем красной нитью. Выворотным способом надеваем юбку. А теперь одеваем фартук. Сверху повязываем красивой тесьмой.
Шаг 8. Теперь делаем головной убор – сороку.
Кладем лоскуток для платка длинной стороной вверх, углом вниз. Находим середину длинной стороны и загибаем половинки внутрь. Еще раз сгибаем. Сгибаем пополам и перевязываем кончик – это будет клюв птицы.
Шаг 9. Формируем голову птицы, подкладывая кусочек наполнителя под внешний слой, внутрь заготовки, перевязываем нитью.
Шаг 10. Расправляем концы платка и, подогнув край на 1 см, надеваем на голову куклы, оборачивая боковые концы платка («крылья») внахлест сзади головы. Подвязываем красной нитью боковые концы платка к шее. При этом задний конец не захватываем.
Теперь подвязываем задний конец платка на затылке, получается «хвост» птицы. Расправляем платок. Получается птица, охватывающая крыльями голову куклы.
(Идет практическая часть занятия.)
А теперь немного отдохнем. Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. Смотрим на экран. Повторяем движения. Проводится физминутка (2 мин).
(Дети выполняют движения под музыку.)
Шаг 11. Теперь делаем нечетное количество птичек. Лоскут ткани для птицы складываем по диагонали. Находим середину и загибаем половины внутрь (как у головного убора). А теперь еще раз сгибаем. Оформляем клюв птицы нитью. Формируем голову, вложив наполнитель внутрь и обвязав нитью. Нить протягиваем внутри туловища и перевязываем хвост. Перевязываем нитью и крылья. Затем расправляем хвост и крылья.
Шаг 12. Рассаживаем птиц по кукле, обязательно одну птицу крепим на голову.
Кукла готова. Одновременно с изготовлением куклы идёт показ слайдов.
IV. Заключительная часть (5 мин) Самоанализ
– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки,
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?
(Самоанализ)
Повторение нового материала
Давайте сейчас повторим:
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Птицу - Радость)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Рефлексия
– Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).
– Кого она вам напоминает?
Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий
Уборка рабочего места:
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, красавицы
Пришла пора прощаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!
Презентация на тему: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»