Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мотивация к занятиям по развитию речи

Маленькие хитрости для повышения мотивации и заинтересованности детей при проведении занятий по развитию речи
Автор: Болбукова Светлана, педагог-психолог МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» Индустриального района города Барнаула
Не секрет, что выполнение логопедических заданий и упражнений тяжелый и малоинтересный труд для ребенка-дошкольника. Большинство родителей говорят о трудности выполнения полученных заданий от логопеда из-за нежелания детей выполнять их.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому все обучение желательно проводить в игровой форме. Фраза «Пойдем, поиграем», звучит для ребенка более желательной и положительно заряженной, чем фраза «Пойдем, заниматься».

В этой статье я предлагаю некоторые игры и приспособления для проведения логопедических занятий, которые помогут повысить желание ребенка заниматься.

На своих занятиях по развитию речи, как в группе, так и индивидуально я первым делом использую метод положительного подкрепления правильных ответов. А именно: каждому ребенку выдается прозрачный стаканчик, в который кладется фишка за каждый правильный ответ на занятии: повторение звуков, слогов, слов или предложений в зависимости от изучаемого материала, выполнение артикуляционного движения, ответ на вопрос. Фишками могут быть пуговицы, бусинки, цветные макароны, камешки или любые другие мелкие предметы красивой формы или цвета – то, что хотелось бы ребенку заработать.

Данный метод дает возможность визуализировать процесс обучения и выполнения заданий: ребенок видит, что он сказал правильно, как часто он ошибается (нет фишки), каков прогресс его работы по сравнению с прошлым занятием (сегодня целый стакан фишек, а на прошлом занятии только половина стакана).

Наличие фишек в стакане дает возможность педагогу правильно и с доказательством реагировать на фразу ребенка: «Я не могу!», «У меня не получается!» - «У тебя в стакане есть фишки, значит - можешь, значит - получается», «На прошлом занятии было десять фишек, а сегодня уже полстакана. Молодец! Ты можешь!».

Дух соперничества стимулирует детей работать лучше, стараться заработать больше фишек по сравнению с другими детьми при групповой форме занятия или побить свой индивидуальный рекорд прошлого занятия.

Положительное подкрепления эффективной деятельности позволяет отказаться о наказания негативных проявлений со стороны ребенка: нежелание заниматься, лень, недостаточное усилие. Желание обладать этими «красивенькими штучками» побуждает ребенка лучше заниматься, стать лучше. Возможность показать родителям результат своей работы - количество набранных фишек за занятие, так же приводит к дополнительной положительной оценке со стороны родителя.

Для детей трех лет или детей с низким уровнем притязаний вместо фишек за правильный ответ можно собирать бусинки на нитку, складывать вкладыши, пазлы или использовать другие разборные игрушки.
Артикуляционная гимнастика достаточно нудное и скучное занятие для ребенка. Поэтому я в своей работе использую театральное действие, разыгрывание сказки, где главный герой и исполнитель – язычок. Сказка, сочиненная на тему артикуляционной гимнастики, дает возможность ребенку быстрее запомнить последовательности упражнений и движений языка. Разыгрывание сказки вызывает эмоциональное вовлечение ребенка в ее действие, а так же эмоциональное сопереживание главному герою. Мы играем с язычком, а не скучно делаем упражнения.

Пример сказки для постановки звука "Р". Проснулся язычок рано утром, потянулся (ребенок тянется вверх руками). И побежал чистить зубки.
1. Чистим верхние зубки – улыбнуться, рот открыть и широким языком чистим верхние зубы внутри из стороны в сторону.
Посмотрел он вверх и увидел, что потолок у него стал грязным и не красивым. Решил он его покрасить в … цвет (предложить ребенку выбрать свой цвет).

2. Маляр – открыть рот и кончиком языка «красить» твердое нёбо (потолок), делая движения языком вперед-назад.
Красил он его хорошо и долго, но чуть-чуть не докрасил. Взял на кисточку еще краски и докрасил потолок. Получился у него замечательный … (цвет) потолок. И от радости решил он поиграть на барабане.

3. Барабанщик – открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп постепенно ускоряется. Овладев этим, делая то же самое, произносим: «дын-дын-дын», «т-д-т-д», «а-д-д-д».
Барабан услышала лошадка и прибежала в гости.

4. Лошадка – открыть рот и пощелкать кончиком языка.
Сел наш язычок на лошадку и поехал в лесу. В лесу стал он собирать грибы.

5. Грибок – широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (ножка гриба). Удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
Если ребенок не удержал язык в требуемом положении, можно сказать, что язычок сильно торопится и пробежал мимо грибочка или это гриб червивый найдем другой.
Насобирал язычок много грибов, приехал домой и остановил лошадку.

6. Кучер – сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен звук: «тпру-у-у».
Рад язычок, что насобирал много грибов, и решил он поиграть на гармошке.

7. Гармошка – приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Поиграл он на гармошке, устал и решил подкрепиться. Достал чашечку и налил ароматного чая.

8. Чашечка – улыбнуться, открыть рот, установить язык наверху в форме чашечки (язык широкий, края подняты вверх).
Напился язычок чая, скучно ему стало одному, и подумал он: «А не поехать ли мне в гости?» Взял ключик и пошел заводить машину.

9. Моторчик 1 - поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук, похожий на «зж» или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряженным. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.

Это упражнение не сразу получается у детей, поэтому можно говорить, что нужно еще немного проехать, еще раз завести моторчик. Оценить выполнение задания помогут фразы: «Быстро домчал он до друзей», «Дотолкал он свою машину до гостей». Использование смешных фраз, юмора снимает напряжение у ребенка, вызванное неудачей или сильным напряжением.
Приехал он в гости. А там проходят соревнования – кто дальше сдует карандаш.

10. Карандашик - кончик языка поднят к нёбу, дуем на карандаш, лежащий на столе, издавая шепотный рокот. При этом получается ррр. Сначала так катают круглый карандаш, а затем, по мере успеха граненый (рот должен находиться на одном уровне с карандашом).
Стал наш язычок чемпионом, устал и решил вернуться домой. Но вот беда сломалась его машина, и дали ему другую машину. А заводится она так.

11. Моторчик 2 - выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок»), 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении), 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Слышится: «Тр-р-р».
Приехал язычок домой и лег спать (закрыть рот).

Для любой артикуляционной гимнастики можно сочинить сказку-историю, просто нужно немного фантазии.

Одной наиболее часто используемой мной игрой является игра «Магазин». Ее можно модифицировать для различных задач: изучение букв и звуков, заучивание слов по картинкам, классификация предметов и так далее. Суть игры в том, что ребенку предлагается сходить в магазин, в котором ему нужно купить что-то в зависимости от цели задания. Например, мы изучаем букву Б. Вначале мы заработаем деньги для магазина – необходимо выбрать все буквы Б среди других букв. Затем ребенок выбирает (покупает) картинки, на которых изображены предметы на букву Б, расплачиваясь денежками (карточками с буквой).

Данная игра дает возможность перенести акцент с обучения на желание обладать как можно большим числом покупок. Количество полученных карточек дает визуальное представление об успехе.

При отработке произношения путающихся звуков, например р-л, л-й, я применяю игру «Прятки». Педагог берет карточки с изображением букв и прячет их за спину. После чего в хаотичном порядке показывается та или иная буква, а ребенок ее должен правильно произнести. Данная игра не требует большого количества стимульного материала, а так же всегда не предсказуема. Игра дает возможность не только весело и быстро запомнить буквы и звуки, но и развивает внимание и произвольность.

Игры-загадки я использую при изучении тем классификации предметов окружающего мира. Это могут быть загадки о предметах в стихах, но чаще я использую загадки-описания предметов. Загадки-описания могут быть использованы на занятиях, когда в процессе обучения уже рассмотрены основные виды или детали изучаемых объектов.
Например, мы изучаем тему «Транспорт». Для данного занятия подойдут такие загадки-описания: «Я загадала железнодорожный транспорт, который ездит за городом» или «Этот воздушный транспорт может быть пассажирским, грузовым или специальным». Для темы посуда – «Я загадала столовую посуду с донышком, стенками и одной ручкой», «Это кухонная посуда с донышком, стенками, двумя ручками и крышкой».

Загадки загадываются как педагогом, так и самими детьми, что вызывает большой восторг. Детям очень нравится загадывать загадки педагогу или детям в группе, а педагог тем временем может оценить у ребенка уровень усвоения пройденного материала по сочиненной им загадке.

Отрабатывая автоматизацию произношения звуков в словах, с ребенком повторяется большое количество слов, некоторые из них ребенку бывают не знакомы. Для объяснения слов я использую смартфон, набирая в поисковой системе Интернета необходимое слово с картинкой. Дети очень любят современные технические средства, и с удовольствие повторяют отрабатываемое слово, разглядывая картинки на смартфоне. К тому же поисковая система выдает несколько вариантов картинок искомого слова, а педагогу не нужно распечатывать большое количество картинок.

Надеюсь, эти нехитрые приемы помогут вам разнообразить приемы обучения и повысить заинтересованность ваших маленьких клиентов процессом обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС Эйдотехника в детском саду
Опубликовано: 120 дней назад (24 мая 2021)
Просмотров: 293
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!