Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей. Артикуляционные упражнения в домашних условиях

Консультация для родителей дошкольников по использованию комплекса артикуляционных упражнений в домашних условиях
Актуальность:
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важно для формирования полноценной личности. А в период дошкольного детства – один из основных показателей готовности к школе.
К сожалению, многие дети имеют недостатки в произношении по разным причинам. И важно, как можно раньше начать заботиться о правильной речи ребенка.
Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение формируется самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет правильным произношением. Это и является причиной, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, развивается без особого внимания взрослых. Именно поэтому дети
дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к проблемам в речевом развитии. Требуется квалифицированная помощь специалистов, но очень востребована помощь родителей в виде домашних занятий.
Цель:
- Повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможностью использования нетрадиционных, игровых приемов и методов.
- Познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Ожидаемый результат:
- Повышение компетентности и заинтересованности родителей в вопросах практического осуществления в домашних условиях артикуляционной гимнастики.
- Повышения уровня сотрудничества учителя-логопеда и родителей
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать: «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10–15 с.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10–15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8–10 раз.

Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15–20 раз (рис. 14).
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10–15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10–15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;
- на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);
- некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
- при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;
- выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;
- инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами
- постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;
- если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех — пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются 2–3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, родитель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом для того, чтобы ребенок облизал ее.
Зачастую трудности при выполнении артикуляционных упражнений вызывают у детей неуверенность и отказ от работы. Кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса, снижают их интерес к занятиям.
Одним из наиболее эффективных средств, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимальных успехов в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста является метод нетрадиционных технологий, который носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей.

Самый полюбившийся метод нетрадиционных технологий это «Вкусная артикуляционная гимнастика»

Когда же особенно актуально её проведение?
- на ранних этапах (особенно в случае отказ ребёнка от традиционных занятий перед зеркалом)
- на этапе, когда уже все приёмы знакомы, а детям хочется чего-то нового и главное – вкусного.
Для гимнастики можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.
Такая гимнастика не может проводиться в детском саду по понятным причинам. Родители,при желании, могут научиться этой несложной технике. И соответственно можно добиться очень хороших результатов.
Упражнения, которые представлялись детям во время игры, не утомляют их, не вызывали негативных реакций и отказа от выполнения в случае
неудачи. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой ребёнка. Дети выполняют её легко, непринужденно. Артикуляционная моторика развивается.
Упражнения для губ и щек
А ну-ка, отними!
Мармеладку – спагетти нужно зажать губами и тянуть рукой. Нужно стараться удержать мармеладку губами!

Перенеси губами
Положить на тарелку крупные крошки печенья, сухие завтраки или маленькие круглые конфетки. Губами собрать их и перенести с одной тарелки на другую (или в стаканчик)

Пылесос
Втягивать жевательную мармеладку - спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

Трубочка губами
Держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок.

Усы под носом
Делаем усы, удерживая соломинку между губами и носом.
Удержи конфетку
Удерживать леденец губами, сжимая их.

Тьфу
Кончиком языка взять крошку с тарелки. Подержать её широким языком и сплюнуть – тьфу.

Упражнения для языка

Акробат с соломкой
Языком прижать к верхним зубам соломку

Вкусная ложка
Ложку обмакнуть в варенье, сгущенку. Вылизывать внутреннюю поверхность столовой ложки (чайной ложки, ложки для горчицы)

Вкусная тарелка
Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и облизывает широким языком.
Можно сделать на тарелке рисунок.

Горка
Соломку положить под язык, а язык, находясь над соломкой, упирается в нижние зубы

Желобок
Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и убираем её изо рта.
Клюём зернышки: широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

Регулярное выполнение гимнастики поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей младшей группы ДОУ Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей Консультация для родителей детского сада. Воспитание сказкой

Похожие статьи:

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Упрямый ребенок. Как его воспитывать

Пальчиковые игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 705 дней назад (18 декабря 2022)
Просмотров: 840
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!