Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории с презентацией: Халифат и завоевания арабов, 6 класс

Конспект урока истории в 6 классе с презентацией "Халифат и завоевания арабов"
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание урока:
Методическая разработка представляет собой развернутый конспект урока истории в 6 классе, предназначенный для учителей, работающих по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков, 6 класс». Тип урока: изучение нового материала. Содержание урока: урок состоит из трех этапов, соответствующих структуре современного урока по ФГОС. Характер урока: урок отличает решающая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Основные методы обратной связи: фронтальный опрос, проблемные задания, совместная работа с таблицей. Особенности урока: использование презентации.
Примечание:
Конспект является логическим продолжением ранее опубликованного материала «Возникновение ислама и образование арабского государства», расположенного по адресу:
/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-uroka-istori-v-6-klase-s-prezentaciei-vozniknovenie-islama-i-obrazovanie-arabskogo-gosudarstva.html
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об истории арабских завоеваний и особенностях Арабского халифата в сравнении со странами средневековой Европы;
2. Способствовать развитию у учащихся умения анализировать исторические факты, определять причины и следствия исторических событий, давать собственную оценку историческим личностям и их деятельности.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по прошлой теме.
2. Совместно с учащимися сформулировать тему урока.
3. Совместно с учащимися изучить вопросы основной части урока.
4. Совместно с учащимися подвести итоги урока.
Используемые шрифты:
Обычный: слова учителя на уроке.
Обычный со знаком «-» в начале предложения: вопросы учителя учащимся.
Курсив: авторские комментарии к тексту.
Курсив со знаком «-» в начале предложения: примерные ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал для письменной записи на уроке.
Ход урока
Актуализация опорных знаний и определение темы урока
Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение темы «Арабы в VI-XI веках». Вспомним, о чем мы говорили на последнем занятии, после чего перейдем к изучению нового материала.
Вопросы:
- Расселение, природные условия и занятия арабов.
- Что способствовало объединению арабских племен?
- Как возникло арабское государство?
- Основные положения ислама.
- Что вам нравится, не нравится в исламе?
Среди основных положений исламского учения есть одно важное предписание, о котором мы не говорили на прошлом уроке, не сказано о нем и в школьном учебнике. Между тем оно является обязательным для каждого правоверного мусульманина и без него представление об исламе будет неполным.
В предании о жизни пророка Мухаммеда «Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари» один из хадисов гласит: «Однажды пророка спросили: "Какое дело Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную вовремя". Его спросили снова: "А после этого?" Он ответил: "Проявление почтительности к родителям". Его спросили снова: "А после этого?" Он ответил: "Джихад на пути Аллаха"». (Сахих аль-Бухари. Хадис № 527)
- Кто слышал это слово раньше и может сказать, что оно значит?
Слово «джихад» часто используется в средствах массовой информации, поэтому очень вероятно, что кто-то из учащихся слышал о нем и, может быть, даже знает его значение.
Слово «джихад» переводится с арабского как «усилие», «рвение». В исламе выделяют четыре формы джихада: джихад сердца, джихад языка, джихад руки и джихад меча. Последний джихад означает вооруженную борьбу за распространение веры. Каждый мусульманин обязан бороться с врагами ислама и если будет нужно погибнуть в этой борьбе. Павший в войне с «неверными» становится шахидом – мучеником во имя Аллаха, который после смерти сразу попадает в рай.
Запись в тетради:
Джихад – отдача всех сил во имя торжества ислама. В своем крайнем проявлении – священная война с «неверными».
- Наверное, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему занятия.
Учащиеся формулируют тему урока, учитель называет окончательный вариант.
В VII-VIII веках под знаменем джихада арабы завоевали огромные территории и основали одну их крупнейших в истории человечества империй – арабский халифат. О том, как у них это получилось и что представляло собой новое государство, мы узнаем сегодня на уроке, а в качестве проблемного задания я предлагаю вам подумать над следующим вопросом: может ли религия определять общественное развитие?
Записывается тема урока и проблемный вопрос:
Халифат и завоевания арабов.
Проблемный вопрос: «Может ли религия определять общественное развитие?»

Изучение нового материала
1. Завоевания арабов

Основатель ислама и единого арабского государства Мухаммед умер в 632 году. После его смерти из числа его сподвижников стали выбирать новых правителей – халифов (то есть «заместителей» пророка). Первых четырех халифов называли праведными: Абу Бакр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661). Созданное при них государство получило название халифата.
Основными задачами халифов были подавление народных восстаний, которые вспыхивали в разных частях Аравии, и захват новых территорий. На карте вы видите Арабское государство в 630 году. Его границы выделены синим цветом. Собрав огромные силы, арабы начали войну одновременно с Византией и Персией и победили их. Всего за несколько десятилетий они завоевали Палестину, Сирию, Междуречье, Иран и Египет. В начале VIII века арабские захватчики продвинулись на севере до Большого Кавказского хребта, на востоке – проникли в долину Инда, на западе – подчинили всю Северную Африку. В 711 году двадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию и захватила ее всего за несколько месяцев. Память об этом событии сохранилась в названии Гибралтарского пролива, разделяющего Европу и Азию (Гибралтар, то есть «гора Тарика» – так арабы в честь своего военного вождя Тарика назвали крепость, построенную на юге Пиренейского полуострова). Путь к покорению Европы был открыт, однако здесь удача отвернулась от арабов, обозначив предел их дальнейшим завоеваниям на севере.
- Вспомните кто, когда и в какой битве нанес поражение арабским захватчикам?
- В 732 году франки под руководством Карла Мартелла разгромили арабов в битве при Пуатье.
Благодаря этой победе Галлия осталась свободной. Испанию же христиане отвоевывали у мусульман в течение всего средневековья. Этот процесс, получивший название реконкисты, завершился только в 1492 году, и о нем мы еще будем говорить на отдельном уроке, посвященном истории государств Пиренейского полуострова.
После 750 года в состав халифата вошли острова Корсика, Сардиния, Сицилия и Крит. Они выделены на карте зеленым цветом. В учебнике после параграфа предлагается ответить на интересный вопрос об арабских завоеваниях:
- Сравните карты на с. 18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времен Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета?
Учащиеся сравнивают карты, называют версии.
- Как нетрудно заметить, халифат был гораздо крупнее остальных империй. Гораздо интереснее другой вопрос: чем это можно объяснить?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Важнейшей причиной успехов арабских завоевателей был уже отмеченный нами религиозный фанатизм мусульман, нашедший свое отражение в джихаде. К факторам, благоприятствовавшим завоевательным походам арабов, следует отнести слабость их противников и хорошо организованное войско, большую роль в котором играла легкая кавалерия. Наконец, трудно переоценить значение огромной военной добычи: в соответствии с Кораном, ее большая часть выделялась для раздела между воинами.
Запись в тетради:
После смерти Мухаммеда править страной стали халифы (заместители пророка), которые начали завоевания за пределами Аравии. В VII-VIII веках под знаменем джихада арабы завоевали Палестину, Сирию, Междуречье, Иран, Египет, Северную Африку и Испанию. Так возникла огромная империя, получившая название Арабского халифата.
2. Арабский халифат
Устройство созданного арабами огромного государства настолько сильно отличается от порядков, существовавших в европейских странах, что вторую часть урока мы посвятим сравнению этих двух цивилизаций, а результаты нашей работы запишем в таблицу, формат которой вы видите на экране.
Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и под руководством учителя заполняют ее по мере поступления информации. Материал для записи отображается на слайдах. Порядок заполнения таблицы следующий. Колонку «Страны Западной Европы» учащиеся заполняют совместно с учителем, отвечая на его вопросы (все вопросы этой колонки относятся к уже изученному материалу: отвечая на них, учащиеся освежают свои знания по пройденным темам, при этом окончательный вариант для записи называет учитель). Факты из колонки «Арабский халифат» учащиеся знать не могут: учитель сам объясняет их и диктует для записи.
- Вопрос первый. Кому принадлежала власть в средневековой Европе?
- В средневековой Европе власть принадлежала крупным феодалам. Короли рассматривались феодалами как «первые среди равных»: формально являясь главами своих государств, фактически они обладали реальной властью только в пределах своих доменов и почти не вмешивались в дела других феодалов.
Иначе решался вопрос о власти в Арабском халифате. Глава государства – халиф – обладал верховной властью не только по форме, но и на самом деле. Конечно, принимая важнейшие государственные решения, он был вынужден считаться с интересами мусульманской элиты, однако последнее слово всегда оставалось за ним.
- Каким было государство в средневековой Европе?
- В средневековой Европе государство было раздробленным. Крупнейшие феодалы фактически были самостоятельными государями в своих землях, не зависевшими от воли короля.
Совершенно по-другому обстояло дело в халифате. Арабское государство было централизованным, то есть управлялось из одного центра. Халифы опирались на мощный и широко разветвленный аппарат чиновников и имели связь с самыми далекими окраинами.
- Кому принадлежала земля в средневековой Европе?
- В средневековой Европе земля принадлежала феодалам. Крепостные крестьяне считались пользователями этой земли, и за право жить на ней выполняли повинности в пользу господ.
В Арабском халифате верховным собственником земли был халиф, то есть государство. Государственную землю занимали крестьяне-общинники, которые платили за ее пользование налоги в казну.
- Как собирали налоги в средневековой Европе?
- В странах средневековой Европы в силу слабости королевской власти не было общегосударственной системы налогообложения. Крестьяне несли повинности (барщину и оброк) не в пользу короля, а в пользу своих феодалов.
По-другому собирали налоги в Арабском халифате. Во-первых, налогообложение было централизованным: доходы, собранные с налогоплательщиков, поступали в казну. Во-вторых, существовали разные виды налогов для мусульман и для представителей других религий. Так, мусульмане платили религиозный налог закят (сороковая часть дохода) и поземельный налог ушр (одна десятая часть с продуктов земледелия). Немусульмане платили подушную подать джизью, которая могла достигать половины всего дохода, и поземельный налог харадж, который значительно превышал размеры ушра.
Подведение итогов, рефлексия
Таковы важнейшие отличительные характеристики Арабского халифата в сравнении со странами Западной Европы. Мы видим, что общественный и государственный строй двух цивилизаций различался коренным образом.
- Как вам кажется, можно ли считать главной причиной этих различий исламский фактор? Вспомните проблемный вопрос нашего занятия и попробуйте ответить на него.
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Общественный строй Арабского халифата и порядок жизни, характерный для стран Западной Европы в Средние века, различался по многим причинам и по многим показателям. Можно ли выявить какой-то отдельный решающий фактор, который обусловил эти различия? Скорее всего, нет: на характер общественного устройства Арабского государства повлиял не какой-то отдельный фактор, а совокупность факторов социального, политического, экономического и духовного порядка. В то же время не подлежит никакому сомнению то, что роль духовного фактора – мусульманской веры – здесь невозможно переоценить. Новая мировая религия действительно стала той движущей силой, которая в огромной степени определила ход исторического развития. Отношения власти и собственности, налоги и государственное устройство, война и мир – обо все этом в той или иной форме говорится в Коране и неудивительно, что мусульмане, для которых каждое слово Корана является священным, организовали халифат в соответствии с предписаниями ислама. Такое государство, в котором общественная жизнь тесно переплетается с религиозной, а правитель страны одновременно является религиозным лидером, называется теократией.
Запись в тетради:
Теократия – форма правления, при которой правитель государства одновременно является религиозным лидером.
Чтобы лучше прочувствовать ту слитность, нераздельность религии и общественной жизни, которая была характерна для Арабского халифата, а также для других исламских государств в последующие времена я предлагаю вам подумать над несколькими непростыми, но интересными вопросами.
Вопрос 1.
Самым известным полководцем пророка Мухаммеда, который не потерпел ни одного поражения и получил за свои победы прозвище «Меч Аллаха» был Халид ибн Аль-Валид. Однажды он собирался напасть на превосходящие его в несколько раз войска противника и предложил им сдаться. На что закономерно получил в ответ вопрос, почему мы, которых больше, должны сдаться вам, которых меньше. На что Халид ибн Аль-Валид сказал следующее: «Вы видите перед собой людей, которые любят смерть больше, чем вы любите жизнь». И враги отступили, потому что столкнулись с чем-то, что было не подвластно их логике…
- Как вы понимаете слова мусульманского полководца?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Слова Халида ибн Аль-Валида стали нарицательными для обозначения джихада – священной войны против «неверных». Павший в войне с «неверными», становится шахидом – мучеником во имя Аллаха, который сразу после смерти попадает в рай.
Вопрос 2.
Каждый мусульманин обязан строго соблюдать законы шариата, помня о том, что все поступки верующего в исламе делятся на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные. К числу последних относится категорический запрет на употребление алкоголя.
- Как вы думаете, почему ислам запрещает пить вино? Только ли для того, чтобы уберечь верующего от необдуманных действий?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
В пьяном виде человек не сможет правильно и с чувством смирения совершить намаз. А молиться верующие должны пять раз в день.
Вопрос 3.
Однажды одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда халифа Омара навестил его друг. Навестил в тот момент, когда правитель занимался государственными делами. Увидев своего друга, халиф Омар погасил горящую свечу и зажег другую. Поведение халифа удивило гостя и он воскликнул: «О, глава мусульман, почему ты погасил одну свечу и зажег другую?»
- Что ответил ему халиф?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Халиф Омар ответил другу: «Когда ты пришел, я занимался государственными делами. И жег казенную свечу. А с тобой буду обсуждать личные дела. Не стоит государству платить за нашу беседу, поэтому я зажег свою собственную свечу».
- Как вы думаете, чему учит эта притча?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Эта притча говорит о том, что нужно быть честным и скромным человеком, даже в мелочах уметь разделять личное и общественное и не ставить свои интересы выше общественного блага.
После третьего вопроса учитель завершает урок: выставляет отметки тем, кто хорошо работал на уроке и объясняет домашнее задание: § 9 (пункты 5-7), конспект, знать наизусть значение терминов «джихад», «халифат», «теократия», ответить письменно на вопрос № 6 на странице 77: «Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошел его распад?»
Скачать Конспект урока истории в 6 классе "Халифат и завоевания арабов"
Презентация на тему: Халифат и завоевания арабов

Рекомендуем посмотреть:

Урок – игра по истории средних веков «Звездный час» Конспект повторительно-обобщающего урока по истории средних веков, 6 класс Конспект урока истории в 6 классе с презентацией. Расцвет русского государства при Ярославе Мудром Конспект урока истории в 6 классе с презентацией: Возникновение ислама и образование арабского госуд
Участник №5 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Граненая булава своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото | Булава с шипами своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 1296 дней назад (15 мая 2018)
Просмотров: 5980
+7
Голосов: 7
Вера Владимировна Мухамадеева # 17 мая 2018 в 19:04 +3
Олег Владимирович, очень интересный материал в плане понимания арабского уклада жизни. Актуально в свете последних событий связанных с мусульманским миром. Я всегда считала, что если хочешь сделать вывод обратись к источнику. У вас очень хорошо получилось. Тем более сейчас когда празднуют Рамадан и держат уразу, придаешь особое отношение к подобным работам. Арабы живут по своим правилам: "Мусульмане не идеальны, Коран идеален". Спасибо за интересный материал. Дальнейших творческих успехов. Удачи!
Олег Владимирович Мамаев # 17 мая 2018 в 19:47 +4
Спасибо! В своем конспекте я постарался показать насколько сильное влияние имеет ислам на умы верующих. И если в конце занятия учащиеся не просто усвоят определенную сумму фактов, но прочувствуют ту пропитанную религиозным рвением атмосферу, в которой происходили рассматриваемые исторические события, если у них сформируется образ уникальной арабо-исламской цивилизации, то главную цель урока можно будет считать достигнутой. Надеюсь, написанный мной конспект дает основания рассчитывать на достижение именного такого результата.
Валентина Николаевна Матвиенко # 18 мая 2018 в 21:45 +7
Олег Владимирович,с интересом ознакомилась с конспектом Вашего урока "Халифат и завоевания арабов". Очень интересный и насыщенный материал.Ваши шестиклассники не только слушатели,но и активные участники,так как Вы учите их анализировать,обобщать, делать выводы, учите давать собственные оценки историческим лицам и их деятельности. С удовольствием голосую!Творческого вдохновения!
Олег Владимирович Мамаев # 19 мая 2018 в 21:29 +3
Благодарю!
Ольга Валентиновна Шейко # 3 августа 2018 в 15:24 0
Олег Владимирович, всегда с удовольствием знакомлюсь с Вашими работами. Одни Ваши мастер-классы чего стоят! Данный конспект также очень интересен, причем не только учителю истории, предложенные Вами факты хороши для самообразования любого культурного человека.Конспект, как всегда, оформлен методически грамотно. Очень нравится то, как Вы организуете работу учащихся на уроке, используемые Вами технологии и методы. С удовольствием голосую и и искренне желаю победы!
Олег Камильевич Аминов # 12 августа 2018 в 14:49 +1
Олег Владимирович, впервые ознакомился с вашей работой и сразу понял, что вы профессионал своего дела. Мне, как учителю истории, было не просто интересно ознакомиться с вашей разработкой с профессиональной точки зрения, но и для повышения своего кругозора. Очень интересный материал. А для молодого поколения очень важен в нашей - много конфессиональной стране.