Методическая разработка
Конспект урока в третьем классе по предмету «Инструментальный ансамбль» по теме «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Конспект урока будет полезен начинающим преподавателям школы искусств по специальности «Фортепиано» и предмету «Инструментальный ансамбль». Материалы конспекта помогут решить вопросы ансамблевого исполнительства в пьесах подвижного характера с отрывистым и острым штрихом staccato.
Тема: «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»
Предмет: "Инструментальный ансамбль»
Класс: третий
Тип занятия: показательный урок —отработка технических навыков в ансамблевом произведении технического плана.
Форма урока: групповое занятие с обучающимися.
Цель урока: обучение навыкам работы с нотным материалом на уроке ансамбля.
Задачи:
образовательные:
1) дополнить музыкальные знания обучающихся о приёмах музыкальной игры;
2) учить грамотности в прочтении инструментальной партитуры;
3) отработать в ансамблевом произведении технические приёмы;
4) учить определять главные и второстепенные моменты в музыкальных построениях;
5) учить рационально использовать своё внеурочное время для организации самостоятельной работы;
6) учить сопоставлять мысленный образ с конкретной пьесой;
развивающие:
1) развивать умение анализа своего исполнения,
2) развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося;
3) развивать технические навыки игры на фортепиано;
4) развивать навык чтения по нотам;
5) развивать музыкальный слух и память, внимание во время работы в ансамбле, чувство ритма;
6) развивать творческую инициативу;
7) развивать самостоятельный подход в обучении;
8) развивать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной исполнительской деятельности;
воспитательные:
1) воспитывать хороший музыкальный вкус на примере пьесы В. Коровицына «Куклы сеньора Карабаса» из «Детского альбома для фортепиано»;
2) воспитывать чувство уважения к труду друг друга, ответственность за результаты своего исполнения;
3) воспитывать навыки самоконтроля;
4) воспитывать культуру исполнения.
Оборудование: фортепиано, стулья по числу присутствующих в классе, регулирующие высоту стула подставки, ноты
Музыкальные произведения
1. Упражнения Шарля Ганона (№№ 1, 3, 5, 6)
2. Гаммы, арпеджио, аккорды (C-dur, a-moll)
3. В. Коровицын «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль)
Ожидаемый результат
Обучающиеся будут знать приёмы и методы, помогающие в преодолении технических трудностей, смогут применить их в подобных произведениях.
План урока
1. Организационный момент, объявление темы и цели занятия — 1мин.
2. Основная часть урока — 42 мин.
Гимнастика — 2 мин.
Проверка выполнения домашнего задания — 5 мин.
Упражнения и гаммы - 8 мин.
Работа над пьесой — 20 мин.
Закрепление результатов работы — 5 мин.
Оценка
Домашнее задание — 2 мин.
3. Заключение
Рефлексия, подведение итогов — 2 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
словесный (объяснение, беседа),
практический, иллюстративный,
творческий поисковый (поиск средств выразительности для образного воплощения исполняемой пьесы),
репродуктивный (исполнение с поставленными преподавателем задачами),
игровой метод,
метод наблюдения,
метод самостоятельной работы,
метод анализа и синтеза.
Открытый урок посвящён ансамблевой игре. Задача преподавателя - познакомить обучающихся с приёмами работы по преодолению артикуляционных трудностей в пьесе технического характера. В ходе урока обсуждаются и отрабатываются приёмы игры совместно с обучающимися, для того, чтобы они смогли в домашних условиях повторить и закрепить технически сложные моменты.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
2. Основная часть урока
Гимнастика для тела на освобождение обучающихся от зажатости
Упражнения из сборника А. Артоболевской "Первые шаги в музыке"
Приёмы работы: объяснение, иллюстрация
Проверка домашнего задания
Посадка участников ансамбля за инструментом
Пьеса написана для одного инструмента, поэтому обучающиеся должны сесть чуть повернувшись друг к другу и в игре непременно уступать большую часть клавиатуры напарнику с тем, чтобы ему было сподручней исполнять технически трудные места пьесы. Этому правилу дети должны следовать на каждом занятии в целях закрепления навыка посадки в данном произведении.
Обучающиеся по очереди играют упражнения Шарля Ганона и гаммы, выполняя при этом задачи преподавателя: собранные пальцы играют как бы из середины ладони, руки и надплечья освобождены, звучание ровное по ритму и силе надавливания на клавиши, пальцы имеют минимальный подъём. Условием и залогом слаженной игры является слушание обучающимися исполнения друг друга, умение более сильного обучающегося подладиться под темп игры менее сильного.
Методы и приемы работы: контроль за исполнением, анализ этапа урока, самокритика и критика игры, взаимная похвала и оценка деятельности обучающихся преподавателем.
Работа над пьесой
Прежде, чем собрать пьесу в ансамбль, велась работа с каждым обучающимся отдельно:
1) по анализу и выучиванию нотного текста,
2) по отработке штрихов и оттенков,
3) по созданию образов.
Приёмы работы: работа над ансамблевым произведением фрагментально, приём повторений определённых мест в пьесе с минимальными движениями корпуса, пальцев, рук. Обучающиеся ищут удобства при взаимодействии с клавиатурой рук и корпуса, уточняют или подбирают с преподавателем индивидуальную аппликатуру. Важна иллюстрация преподавателя приёмов игры с тем, чтобы обучающиеся рассмотрели их, а также смогли найти свои позиции при игре, размышляли и были внимательны к своим внешним и внутренним ощущениям.
Если отработаны фрагменты произведения, проучены фразировочные связки, можно приступить к сборке пьесы, проиграв её целиком в умеренном темпе. Таким способом выявляются слабые места, которым следует уделить внимание при домашней подготовке.
Обучающиеся должны знать нотный текст наизусть, но работа на всех занятиях ведётся по нотам для предупреждения динамических и штриховых ошибок при исполнении. В ансамблевой игре важной задачей является первоначальное взятие и конечное снятие звука, а также момент одновременного начального звучания. Можно договориться с детьми о темповом единстве в начале пьесы, чтобы один из них, у кого менее трудная партия во вступлении, подал знак напарнику в ансамбле отбиванием ритма по его ноге на счёт 1, 2, 3, 4, но сделал это незаметно для зрителей. Ребята привыкнут к определенному темпу пьесы на занятии, мысленно смогут его воспроизвести и начать совместное исполнение, например, по сигналу одного из них: "И..." или по кивку головы.
На уроке ансамблевой игры произведение проигрывается обучающимися полностью. Затем дети анализируют своё исполнение по нескольким направлениям с помощью наводящих вопросов преподавателя, а именно: что получилось, что не получилось, что нужно сделать, чтобы улучшить результат.
Как правило, на уроке происходит поэтапная работа над произведением. Обучающиеся уже знают о форме пьесы, чем отличаются похожие по нотному тексту 1-я и 3-я части, что контраст необходим в качестве важной связующей 2-й части. В нашем случае возраст обучающихся различен, хотя обе девочки учатся в 3-м классе. Старшая девочка должна быть более внимательной к напарнице, вслушиваться в ансамблевое исполнение и, если есть необходимость, помочь с помощью темпа, ритма, стараться «тянуть» произведение вперёд, чтобы не было застоя, распада на отдельные фразы, части. Собрать в единое целое, сыграть на одном дыхании любую пьесу — задача №1 в процессе отработки готового произведения.
Ещё важной задачей является слаженность в ансамбле, чувство локтя, знание хотя бы на слух, а лучше проигрывание самостоятельно дома партии напарницы, чтобы предусмотреть всякое начало мотива, фразы, части, идти за ними, петь их мысленно во время игры.
Важным вопросом ансамблевой игры является равновесие в силе звука, звуковой баланс партий. В нашем случае первая партия слабее по звуку из-за слабых рук обучающейся. Только грамотная работа дома в перчатках (Игра в перчатках — один из приёмов игры по укреплению мышц пальцев и отработке ровного звука.), а также отработка партии на столе или крышке инструмента сделает игру более свободной, активной, крепкой.
Работа над приемом staccato ведётся на занятии ежеурочно. Используем: прием legato в медленном темпе активным звуком с помощью крепких пальцев; прием staccato ударное (кистевое), слуховой анализ ровности игры.
Важна динамическая определённость и единство в динамике обеих партий.
При возникновении неровностей в партиях обратите внимание обучающихся на игру legato в медленном или среднем темпе или проиграйте партии штрихом кистевого staccato. В аккомпанементе важно добиваться чёткости ритмического рисунка, активно работать всеми пальцами при контроле за своим исполнением.
Важную роль в ансамблевой игре выполняет педаль. Кто из партнёров четырёхручного исполнения должен педализировать? Педаль обычно берёт исполнитель второй партии, но в моей практике был случай, когда педаль брал исполнитель первой партии. Это было обусловлено особой чувствительностью педали у исполнителя и тем, чтобы не рвалась мелодическая линия первой партии. Если в первой и третьей частях педаль минимизирована или от неё можно полностью отказаться, то во второй части педаль запаздывающая.
Важной составляющей в отработке трудных мест в любой пьесе является успешное преодоление связок между фразами и частями пьесы. Как правило, в основном обучающиеся текст знают, но... «спотыкаются» в одних и тех же местах. Это связующие элементы пьесы, которые, как говорят дети, они потом когда — нибудь выучат, перед концертом уж точно. Но привычка останавливаться в одних и тех же местах обязательно сыграет с солистом злую шутку, ну а с ансамблем и подавно. Если вариантов неправильной игры больше, чем правильных,а текст систематически не отрабатывался дома, исполнение не будет качественным. Рискуют и преподаватель, и исполнители. Конечно, это урок, на ошибках учатся, но лучше их не игнорировать и вовремя исправлять, чтобы после неудачного выступления на концерте не звучало очередное: «Я же учил...».
Во второй части во время репризы темы, где меняется ритмический рисунок нотного материала, исполнителю первой партии необходимо быть очень внимательным. К сожалению, постоянная невнимательность обучающейся тормозит исполнение, не даёт охватить произведение в целом. Поэтому опять же необходима тщательная самостоятельная отработка дома с большим вниманием к тексту и мелодии.
Анализируя исполнение, обучающиеся могут сформулировать самостоятельно домашнее задание, а также обсудить с преподавателем приемы и методы работы над изучаемой пьесой.
Методы и приёмы работы: внимание и контроль вр время исполнения, анализ совместно проведенной работы, самокритика и критика исполнения, похвала преподавателя и оценка работы на уроке.
Домашнее задание
Задачи:
1) Отрабатывать ежедневно в медленном темпе на твёрдой поверхности упражнения, гамы и фрагменты пьесы.
2) В пьесе синхронизировать звучание в обеих руках в приеме staccato, провести анализ характера частей, штрихов и динамики. Проучить связующие элементы между фразами, закреплять их как можно чаще до положительного результата.
3. Заключение
Рефлексия
Вопросы к обучающимся:
1) Что понравилось на уроке?
2) Что не понравилось?
3) Что бы вы изменили на занятии, чтобы оно было более результативным?
4) Какие требования вы предъявите к себе при домашней работе с произведением?
5) Какой помощи вы ждёте на занятии от преподавателя?
6) Что вы можете сделать самостоятельно?
Урок прошёл продуктивно. Обучающиеся проработали свои партии в ансамбле и услышали результаты своего труда.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М. 1993
Нотная литература
1. Коровицын В. Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс» 2008
2. Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт — Петербург 2002
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Конспект урока-конференции по фортепиано в школе искусств с презентацией
Конспект урока в ДШИ. Развитие навыков игры на гитаре