Методическая разработка
Викторина по предмету «Сольфеджио» в 7 классе школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся седьмого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимся предметом «Сольфеджио» обучающимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для обучающихся от тринадцати до семнадцати лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися седьмого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для седьмого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, простые карандаши, ластики.
Викторина составлена для обучающихся, полностью освоивших материал седьмого класса ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и отметить галкой правильный ответ (подчеркнуть правильный ответ).
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого обучающегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины (дипломы I, II, III степени, дипломы участников).
Викторина по предмету «Сольфеджио», 7 класс
Вопросы
1. Тональность доминанты и её параллель для H-dur:
а) H-dur, gis-moll
б) F-dur, d-moll
в) E-dur, cis-moll
г) Fis-dur, dis-moll
2. Тональность субдоминанты и её параллель для b-moll:
а) Es-dur, c-moll
б) b-moll, Des-dur
в) es-moll, Ges-dur
г) B-dur, g-moll
3. 8 полутонов содержится:
а) в ув.5 и ум.5
б) в ув.5 и ум.4
в) в ув.5 и б.6
г) в ув.5 и м.6
4. 4,5 тона содержится:
а) в б.6 и ум.7
б) в б.6 и м.7
в) в м.6 и б.7
г) в м.6 и ум.7
5. Си-ми# и ми#-си — это ув.4 и ум.5 соответственно в тональности:
а) Fis-dur гармонический
б) fis-moll натуральный
в) Fis-dur натуральный
г) D-dur натуральный
6. Ля-ре# и ре#-ля — это ув.4 и ум.5 соответственно в тональности:
а) e-moll натуральный
б) E-dur гармонический
в) cis-moll гармонический
г) cis-moll натуральный
7. Cи-дубль бемоль - фа и фа - си-дубль бемоль — это ув.5 и ум.4 соответственно в тональности:
а) Des-dur
б) Des-dur гармонический
в) f-moll гармонический
г) f-moll натуральный
8. Си - фа-дубль диез и фа-дубль диез - си — это ув.5 и ум.4 соответственно в тональности:
а) gis-moll натуральный
б) gis-moll гармонический
в) E-dur гармонический
г) E-dur натуральный
9. Соль-бекар - ля# и ля# - соль-бекар — это ув.2 и ум.7 соответственно в тональности:
а) H-dur гармонический
б) H-dur натуральный
в) h-moll гармонический
г) h-moll натуральный
10. Cоль-бемоль - ля-бекар и ля-бекар - соль-бемоль - это ув.2 и ум.7 соответственно в тональности:
а) b-moll натуральный
б) B-dur гармонический
в) B-dur натуральный
г) b-moll гармонический
11. D2 в Cis-dur записывается нотами:
а) фа# - соль# - cи - ре#
б) фа - соль - cи# - ре#
в) фа# - соль# - cи# - ре#
г) до# - ми# - cоль# - cи
12. D4/3 в fis-moll записывается нотами:
а) соль - си - до# - ми
б) соль# - си - до# - ми#
в) фа# - ля# - до# -ми
г) до# - ми# - соль# - си
13. D6/5 в Ges-dur записывается нотами:
а) фа - ля - до - ре
б) фа - ля-бемоль - до-бемоль - ре-бемоль
в) ре-бемоль - фа - ля-бемоль - до-бемоль
г) соль-бемоль - си-бемоль - ре-бемоль - фа-бемоль
14. Ум.5/3 в Fis-dur гармоническом состоит из нот:
а) соль# - си - ре
б) ми# - соль# - си
в) соль# - си - ре-бекар
г) соль - си - ре-бекар
15. Ум.5/3 в fis-moll гармоническом состоит из нот:
а) ми - соль - си
б) ми# - соль - си
в) ми# - соль# - си
г) ми# - соль# - си#
16. Ув.5/3 в Ges-dur гармоническом состоит из нот:
а) ми - соль - си
б) ми-бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
в) ми-бемоль - соль - си-бемоль
г) ми-дубль бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
17. Ув.5/3 в es-moll гармоническом состоит из нот:
а) соль-бемоль - си-бемоль - ре
б) соль-бемоль - си-бемоль - ре-бекар
в) соль - си - ре
г) соль - си - ре-бекар
18. Ум.5/3 в сis-moll натуральном состоит из нот:
а) ре - фа - ля
б) ре# - фа# - ля
в) си# - ре# - фа#
г) си - ре# - фа#
19. МVII7 в Des-dur натуральном состоит из нот:
а) до - ми - соль - си-бемоль
б) до - ми-бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
в) до - ми-бемоль - соль - си-бемоль
г)до - ми - соль - си-бемоль
20. Ум.VII7 в gis-moll гармоническом состоит из нот:
а) фа# - ля# - до# - ми
б) фа-дубль диез - ля# - до# - ми
в) фа- ля - до - ми
г) фа - ля# - до# - ми
Ответы
1. Тональность доминанты и её параллель для H-dur:
а) H-dur, gis-moll
б) F-dur, d-moll
в) E-dur, cis-moll
г) Fis-dur, dis-moll
2. Тональность субдоминанты и её параллель для b-moll:
а) Es-dur, c-moll
б) b-moll, Des-dur
в) es-moll, Ges-dur
г) B-dur, g-moll
3. 8 полутонов содержится:
а) в ув.5 и ум.5
б) в ув.5 и ум.4
в) в ув.5 и б.6
г) в ув.5 и м.6
4. 4,5 тона содержится:
а) в б.6 и ум.7
б) в б.6 и м.7
в) в м.6 и б.7
г) в м.6 и ум.7
5. Си-ми# и ми#-си — это ув.4 и ум.5 соответственно в тональности:
а) Fis-dur гармонический
б) fis-moll натуральный
в) Fis-dur натуральный
г) D-dur натуральный
6. Ля-ре# и ре#-ля — это ув.4 и ум.5 соответственно в тональности:
а) e-moll натуральный
б) E-dur гармонический
в) cis-moll гармонический
г) cis-moll натуральный
7. Cи-дубль бемоль - фа и фа - си-дубль бемоль — это ув.5 и ум.4 соответственно в тональности:
а) Des-dur
б) Des-dur гармонический
в) f-moll гармонический
г) f-moll натуральный
8. Си - фа-дубль диез и ф-дубль диез - си — это ув.5 и ум.4 соответственно в тональности:
а) gis-moll натуральный
б) gis-moll гармонический
в) E-dur гармонический
г) E-dur натуральный
9. Соль-бекар - ля# и ля# - соль-бекар — это ув.2 и ум.7 соответственно в тональности:
а) H-dur гармонический
б) H-dur натуральный
в) h-moll гармонический
г) h-moll натуральный
10. Cоль-бемоль - ля-бекар и ля-бекар - соль-бемоль — это ув.2 и ум.7 соответственно в тональности:
а) b-moll натуральный
б) B-dur гармонический
в) B-dur натуральный
г) b-moll гармонический
11. D2 в Cis-dur записывается нотами:
а) фа# - соль# - cи - ре#
б) фа - соль - cи# - ре#
в) фа# - соль# - cи# - ре#
г) до# - ми# - cоль# - cи
12. D4/3 в fis-moll записывается нотами:
а) соль - си - до# - ми
б) соль# - си - до# - ми#
в) фа# - ля# - до# - ми
г) до# - ми# - соль# - си
13. D6/5 в Ges-dur записывается нотами:
а) фа - ля - до - ре
б) фа - ля-бемоль - до-бемоль - ре-бемоль
в) ре-бемоль - фа - ля-бемоль - до-бемоль
г) соль-бемоль - си-бемоль - ре-бемоль - фа-бемоль
14. Ум.5/3 в Fis-dur гармоническом состоит из нот:
а) соль# - си - ре
б) ми# - соль# - си
в) соль# - си - ре-бекар
г) соль - си - ре-бекар
15. Ум.5/3 в fis-moll гармоническом состоит из нот:
а) ми - соль - си
б) ми# - соль - си
в) ми# - соль# - си
г) ми# - соль# - си#
16. Ув.5/3 в Ges-dur гармоническом состоит из нот:
а) ми - соль - си
б) ми-бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
в) ми-бемоль - соль - си-бемоль
г) ми-дубль бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
17. Ув.5/3 в es-moll гармоническом состоит из нот:
а) соль-бемоль - си-бемоль - ре
б) соль-бемоль - си-бемоль - ре-бекар
в) соль - си - ре
г) соль - си - ре-бекар
18. Ум.5/3 в сis-moll натуральном состоит из нот:
а) ре - фа - ля
б) ре# - фа# - ля
в) си# - ре# - фа#
г) си - ре# - фа#
19. МVII7 в Des-dur натуральном состоит из нот:
а) до - ми - соль - си-бемоль
б) до - ми-бемоль - соль-бемоль - си-бемоль
в) до - ми-бемоль - соль - си-бемоль
г)до - ми - соль - си-бемоль
20. Ум.VII7 в gis-moll гармоническом состоит из нот:
а) фа# - ля# - до# - ми
б) фа-дубль диез - ля# - до# - ми
в) фа - ля - до - ми
г) фа - ля# - до# - ми
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся седьмых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года. Важно предварительно обговорить с обучающимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если обучающимся какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем. Викторина, проведённая в седьмом классе школы искусств в начале учебного года, даст преподавателю возможность проверить качество знаний обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях и скорректировать индивидуальные задания в новом учебном году.
Приложение.
1.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины).
2.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины).
Рекомендуем посмотреть:
Положение о викторине по краеведению, 7-9 класс
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 1 класс
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 6 класс
Музыкальная викторина по предмету «Сольфеджио» для 5 класса ДШИ
Похожие статьи:
Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин
Викторина по истории с ответами, 6-7 класс
Викторина по истории с ответами для школьников, 7-8 класс
Медицинская викторина для школьников с ответами
Викторина о моде для школьников с ответами