Конкурсы

Литературная игра в 5-9 классах по повести Беляева «Человек-амфибия»

Литературная игра «Тяжеловес» по повести А.Беляева «Человек-амфибия»

Автор: Козлова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина, Владимирская область Собинский район село Черкутино

Описание материала: Данная литературная игра состоит из вопросов, которые распределены по степени сложности на килограммы от 10 до 60; ученик сам выбирает вопрос и отвечает; можно играть по одному, парой, группой; победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов-килограммов. Она может быть использована на уроках внеклассного чтения, при проведении предметной недели по литературе и как развлечение с целью полезного проведения времени.

Предназначена для учащихся 5-9 классов.

Цели: привлечь внимание учащихся к жанру фантастики, приучить к серьёзному и осознанному чтению произведения, учиться распределять свои силы возможности, расширить кругозор учащихся.

10 килограммов

1.Что предложил смотритель тюрьмы Сальватору?

Бежать из тюрьмы.

2.Кому оказал помощь доктор Сальватор в тюрьме?

Жене тюремного смотрителя.

3.Кто такой Кристо?

Брат Бальтзара, шпион.

4.Кого однажды из людей спас Ихтиандр?

Девушку, привязанную к доске.

5.Кого Ихтиандр называл морской лошадью?

Дельфина.

6.Где жил морской дьявол?

В подземной пещере.

7.Как называется шхуна Зуриты?

«Медуза».

8.Почему вдруг изменилось настроение Ихтиандра?

Он влюбился в Гуттиэре.

9.Сколько дней лечил Сальватор девочку с опухолью в голе?

28.

10.Чем занимался капитан Зурита?

Ловил жемчуг и торговал им.

11.Назовите лучшего друга морского дьявола.

Дельфин.

12.Полчему именно Кристо стал слугой Ихтиандра?

Прежний заболел, а Сальватор очень доверял Кристо.

13.Какую морскую пищу очень любил Ихтиандр?

Устриц.

14.Что предложил Ольсен Гуттиэре, чтобы избавиться от ненавистного брата с Зуритой?

Бежать с ним.

15.Почему Ихтиандр сражался со спрутами?

Решил сделать на том месте, где они обитали подводное жилище, а они заняли это место.

16.Почему никто не мог проникнуть в дом Сальватора?

Высокая каменная стена окружала его.

17.Почему Ихтиандру иногда в море было очень трудно дышать?

Вода отравлена вредными газами.

18.Чем поражала Гуттиэре всех окружающих?

Своей красотой.

20 килограммов

1.Что говорили крестьяне о матери Зуриты?

Настоящая ведьма, живьём съест.

2.Почему Ихтиандр подружился с дельфином?

Человек вылечил дельфина и выкормил его.

3.Почему Гуттиэре убежала от мужа?

Он ударил её.

4.Куда отправляет Сальватор Ихтиандра после всего случившегося?

К своим друзьям.

5.Как Зурита и его мать избавились от Ихтиандра, когда он звал Гуттиэре под окнами?

Ударили лопатой по голове и сбросили в пруд.

6.Почему Ихтиандр и Кристо подружились?

Кристо рассказал юноше о жизни людей.

7.Чем епископ был обязан Сальватору?

Врач сделал ему операцию, вырезав аппендицит.

8.Во что трубил морской дьявол?

В раковину.

9.Как Зурита решил поймать морского дьявола?

Использовал проволочную сетку.

10.Зачем Ихтиандр носил под водой очки?

Предохранял глаза от песка.

11.Как Зурита хотел заставить Ихтиандра приносить ценности с затонувшего корабля?

Зурита написал записку почерком Гуттиэре.

12.Почему Ихтиандру стало страшно на затонувшем корабле?

Везде были трупы.

13.Почему Зурите не удалось с первого раза поймать морского дьявола?

Ихтиандр перерезал сеть ножом.

14.Где проводили время Ихтиандр и Гуттиэре, когда встречались?

На берегу моря.

15.Кого лечил доктор Сальватор?

Индейцев.

16.В какой позе люди чаще всего видели морского дьявола?

Верхом на дельфине.

30 килограммов

1.Как Кристо догадался, что Ихтиандр – сын Бальтазара?

По родимому пятну.

2.Какую операцию сделал Сальватор Ихтиандру?

Пересадил ему жабры молодой акулы.

3.Что хотели сделать судьи с Ихтиандром?

Избавиться от него.

4.Какую тайну раскрыл Сальватору смотритель тюрьмы?

Ихтиандра хотят убить.

5.Какой главный приказ дал Сальватор Ихтиандру?

Не попадать на глаза людям.

6.Зачем Бальтазар пришёл к Ихтиандру в тюрьму?

Сообщить, что Ихтиандр – его сын.

7.Что увидели Зурита и Бальтазар на дне моря?

Железную решётку с внутренним запором, вделанную в стену.

8.Почему Ихтиандр не мог убежать от Зуриты, хотя и находился в воде?

Ихтиандр был привязан железной цепочкой.

9.Что сделал Ихтиандр, чтобы избавиться от полицейского?

Бросился в пруд.

10.С какой целью Зурита хотел завладеть морским дьяволом?

Чтобы заставить его добывать жемчуг.

11.О чём рассказал Ихтиандр Гуттиэре в доме Зуриты?

Что он морской дьявол.

12.Почему Гуттиэре вдруг согласилась выйти замуж за Зуриту?

Она думала, что Ихтиандр утонул.

40 килограммов

 

1.Как индейцы называли доктора Сальватора?

Бог.

2.Какое первое требование выдвигал Сальватор к своим слугам?

Молчать и никому ничего не рассказывать об увиденном в доме.

3.Зачем Бальтазар обратился в суд?

Он хотел вернуть своего сына.

4.Что предпринял Зурита после первой неудачи с морским дьяволом?

В водном костюме спустился в гости к морскому дьяволу.

5.Какую оценку деятельности Сальватора дал на суде доктор Шейн?

Сальватор – гений, а смелость и широта его замыслов граничат с безумием.

6.Чем интересны обезьяны в доме Сальватора?

Они голые и умели говорить.

7.При каких обстоятельствах познакомились Ихтиандр и Гуттиэре?

Он достал её ожерелье, упавшее в воду.

8.Чем занимался Бальтазар на берегу?

Имел лавку, где торговал жемчугом.

9.Почему Ихтиандра освободили от судебной ответственности?

Эксперты сделали вывод, что Ихтиандр недееспособен.

10.Что предложил Ихтиандр Зурите за свою свободу?

Добровольно приносить жемчуг.

11.Какое решение приняли матросы на шхуне Зуриты?

Убить Зуриту, овладеть Ихтиандром и шхуной.

12.О чём мечтал больше всего Зурита?

Стать самым богатым человеком в Аргентине и в Америке.

13.Что за необычное молоко пил однажды Ихтиандр?

Дельфинье.

14.Что предпринял Кристо, чтобы Сальватор ещё больше ему поверил?

Решил спасти Сальватора от бандитов.

15.Как складывается жизнь Сальватора после тюрьмы?

Он готовится к дальнему путешествию.

16.Как Ихтиандр содержался в тюрьме?

В баке с водой, в душной камере, вокруг тухлая рыба.

17.Почему Ихтиандра по дроге к дому Зуриты арестовали?

У него был мятый костюм, поэтому подумали, что он убийца и грабитель.

18.Какую цену имела самая большая жемчужина, доставленная Ихтиандром для Зуриты?

На неё можно было купить шхуну.

50 килограммов

1.Почему владельцы шхун охотно брали Бальтазара на ловлю жемчуга?

Умел безошибочно определять цену жемчуга.

2.Почему Зурита решил исследовать не только морское дно, но и берег?

У пещеры, где жил морской дьявол, может быть два выхода: с моря и с суши.

3.Как морской дьявол помогал людям?

Спасал утопленников, подкладывал им крупную рыбу, спасал от акул.

4.Почему Ихтиандру не понравился город?

Шум, движение, пыль, духота, сутолока.

5.Чем славился в Америке доктор Сальватор?

Своими смелыми операциями с безнадёжно больными людьми.

6.Как Ольсену и смотрителю спасти Ихтиандра?

Спрятали его в бочке с водой, которую возили морскому дьяволу.

7.Каките людские неудачи стали приписывать морскому дьяволу?

Тонущие шхуны, испорченные сети, исчезнувшую рыбу.

8.Почему Ихтиандр не совсем счастлив в морской стихии?

Он один, нет любимой девушки, за ним охотятся, кругом грязная вода и т.п.

9.Что собой представлял самый большой фонтан во дворе Сальватора?

Это юноша, сидящий на дельфине.

10.Почему Бальтазар уговаривает свою дочь выйти замуж за Зуриту?

Бальтазар полностью зависит от Зуриты, которому принадлежит лавка.

11.Какую особенность портрета Сальватора можно отметить?

Лысина.

12.Почему Сальватор никогда не опубликовывал результаты своих опытов?

Его изобретения принесут больше вреда, чем пользы.

13.Что за рана была на теле Ихтиандра?

Ножевая рана на горле при защите дельфина от рыбака.

14.Как Ихтиандр попал к Сальватору?

Жена Бальтазара умирала при родах, Кристо отнёс мальчика к Сальватору, который сказал, что ребёнок умер.

15.Почему учёным трудно было поймать морского дьявола?

Тот не попадался людям на глаза, появлялся в самых разных местах.

60 килограммов

1.Какие фантастические опыты Сальватора сегодня стали реальностью?

Пересадка различных органов, скрещивание разных животных и т. п.

2.Как индейца Бальтазара в детстве учили долго находиться под водой?

Он должен был отвязать от якоря корзину, не появляясь на поверхности воды, не выполнив данного задания.

3.В чём священник обвинил Сальватора?

За покушение на Бога и его творения, за дерзкий вызов Богу, за святотатство.

4.В чём заключается преимущество Ихтиандра перед другими людьми?

Мог находиться и на суше, и на воде, мог любоваться красотой моря, никто ему при этом не мешал и т.п.

5.Почему Сальватор сделал операцию именно Ихтиандру?

Тот был неизлечимо болен, доктор всегда хотел усовершенствовать человека.

6.Почему епископ предложил судить Ихтиандра?

Тот своим существованием смущает мысль, наводит на грех, искушает.

7.Назовите удивительных животных, которые живут в саду Сальватора?

Шестиногая ящерица, двухголовая змея, одноглазый поросёнок, сросшиеся крыса и овца, сросшиеся собака и обезьяна, воробей с головой попугая, лошадь с головой коровы, лама с лошадиным хвостом, голые разговаривающие обезьяны.

8.Чем был заполнен день врача Сальватора?

Приём больных индейцев, операции, занятия в лаборатории, изучение животных.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству И. С. Тургенева

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Елена Алексеевна Малышева # 29 июня 2014 в 22:45 0
Научить детей быть внимательными к деталям на литературе, которая им нравится и ими понимается - задача, которая помогает потом при работе с текстами не только на уроках литературы, но и в других областях знаний. Поэтому такие турниры- тренажеры - всегда хорошая помощь для педагога.
Катаева Наталья Сергеевна # 26 сентября 2014 в 14:20 0
Необычная, на мой взгляд, игра. Необходимо, я думаю, заранее объявить тему, для того, чтобы ученики сумели прочитать внимательно книгу. Я бы без подготовки не ответила на все эти вопросы. А вообще-то, рассказы у Беляева интересные, я привожу примеры из некоторых на уроках биологии.
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 7 ноября 2014 в 21:15 0
Интересная форма работы. Спасибо за идею! Буду использовать на уроках обобщения как один из видов работы. Спасибо!
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 08:35 0
Необычная, на мой взгляд, игра. Необходимо, я думаю, заранее объявить тему, для того, чтобы ученики сумели прочитать внимательно книгу. Я бы без подготовки не ответила на все эти вопросы. А вообще-то, рассказы у Беляева интересные, я привожу примеры из некоторых на уроках биологии.