Конкурсы

Классный час для старшеклассников «Учитесь властвовать собой. О необходимости самовоспитания»

Урок-практикум по самовоспитанию для учащихся старших классов «Учитесь властвовать собой»

Величайшая победа — есть победа над самим собой.

П. Кальдерон

Человеку имеет смысл жить в мире с самим собой и стараться, чтобы это была хорошая компания.

С. И. Хьюз

Превысокое владетельство — собою владеть.

(русская поговорка)

Многие люди могли бы удвоить свое влияние и успех при помощи доброжелательной вежливости.

Ф.Д. Рузвельт

Цель: научить старшеклассников реально оценивать себя и других людей, познакомить с существующими законами межличностного общения, дать практические советы по снятию стресса.

Ведущий. Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И все же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда может опереться для плодотворного общения. Нравственная основа взаимоотношений людей — что это такое? Как можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных стрессовых ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей? Как не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека? Вот об этом и пойдет у нас речь.

Стресс — это реакция организма на любое предъявленное ему требование. Жить вообще без стрессов не может никто, однако разумному поведению в стрессовой ситуации может научиться каждый. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм, так что в расхожем утверждении «все болезни от нервов» есть немалая доля истины.

С помощью этого несложного теста вы сможете проверить состояние своих нервов.

1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по ней?

3. Теряете ли вы самообладание в споре?

4. Прерываете ли вы собеседника?

5. При разговоре размахиваете ли вы руками?

6. Вы не можете удерживать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7. Говорите ли вы иногда сами с собой?

8. Обижаетесь ли вы по пустякам?

9. Долго ли вы не можете вечером заснуть?

Если на все вопросы вы ответили «да», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы.

Если вы ответили «да» 7 раз — намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру.

Если среди ваших ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.

Но как научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями?

Вот несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуациями.

1. Попробуйте многократно осмыслить предстоящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.

2. Мысленно проанализируйте решение задачи, и вы придете к выводу: «Я решил сложные проблемы, решу и эту». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.

3. Заранее подготовив себя к вероятной неудаче, пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.

Главный персонаж хорошо известной басни И.А. Крылова лиса нашла свой способ не поддаваться житейским огорчениям. Когда из ее попыток полакомиться виноградом ничего не вышло, она утешилась тем, что сказала себе: «виноград зелен». С точки зрения психологии лиса обесценила неудачу, избежав тем самым переживаний по поводу своей потери. Забывать о неприятностях и неудачах тоже надо уметь. Как тут не вспомнить слова китайского философа Конфуция, утверждавшего, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньшая беда, чем продолжать помнить об этом.

Но, предположим, с вами случилась неожиданная и серьезная неприятность. В такой момент велик риск поступить необдуманно, опрометчиво. Вы встревоженны, в голове непрерывно повторяется пережитое, и в результате оказывается, что вы не способны ни о чем больше думать. Запомните: не торопитесь действовать, особенно если вами движет такое чувство, как раздражение. «Гнев — плохой советчик» — говорили древние. Организм под воздействием стресса подготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной работы. Вот и дайте своему организму работу для мышц. Неважно какую. Важно в данной ситуации утомляться физически. Через несколько минут вы почувствуете, как усталость вытесняет навалившуюся душевную тяжесть и нервное напряжение уменьшается. Конечно, случившаяся неприятность от этого не исчезнет, но зато вы готовы спокойно все обдумать.

Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт. Мы знаем, что законы природы, по которым идет дождь, зависят не от нас, и просто стараемся к ним приспособиться.

Но вот возникает конфликт, и вместо сдержанного общения и разумного диалога начинается ссора. Нам всегда кажется, что виноват другой человек. А о чем думает наш партнер по спору? Он думает то же самое. Мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как и законы природы.

Проведем психологический эксперимент. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На ее верху расположились самые умные люди, а внизу — самые глупые. Найдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя посередине? Нет, немного выше. Верно? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Большинство людей размещают себя именно здесь. Какой вывод из этого можно сделать? (Общаясь с человеком, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения.) Поэтому при общении важно следить, чтобы с вашей стороны не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица, оскорбительного тона речи и тому подобного.

Любой человек, даже самый конфликтный, конфликтует не все время. Состояние конфликта губительно прежде всего для самого конфликтующего. Давайте попытаемся разрешить конфликтные ситуации мирным путем.

Классический пример конфликтной ситуации приводит Э. Берн.

Муж. Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?

Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки. Там, где ты их оставил.

Муж. Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои вещи.

Жена. Если бы ты хоть немного помогал, я бы смогла управляться с хозяйством.

Муж. Не такое уж у нас большое хозяйство. Будь расторопней, если бы твоя мамочка поменьше баловала тебя в детстве, ты бы управлялась. Видишь же, что мне некогда!

Жена. Если бы твоя мамочка приучила тебя заботиться о доме, ты бы находил время, чтобы мне помогать.

Ведущий. Дальнейший ход событий ясен: они перессорятся, возможно, что у одного из участников ссоры поднимется давление, разболится голова, а после им придется искать запонки вместе.

Совет психолога. Рассмотрим, как стоило изменить ситуацию к лучшему.

Муж. Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?

Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки. Там, где ты их оставил.

Муж. Да, я не маленький, мне уже давно пора знать, где лежат мои запонки. Вот видишь, какой я не самостоятельный, зато ты у меня такая хозяйственная, ты все знаешь и мне поможешь.

В этом примере мы видим, что выход из конфликтной ситуации находит муж.

Другой пример выхода из конфликтной ситуации дает классическая литература. Вспомним отрывок из произведения гениального Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «Шредер остановился перед Швейком и принялся его разглядывать. Результаты своих наблюдений полковник резюмировал одним словом: — Идиот! — Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот, — ответил Швейк».

Если бы Швейк стал возражать, полковник раскричался и обозвал бы его еще пуще прежнего. Однако бравый солдат знает себе цену и сам смеется над полковником, превратив ситуацию из конфликтной в комическую.

Что же происходит с точки зрения законов общения? Человек, обращаясь к нам с определенным предложением, рассчитывает на наше согласие, и вдруг мы отказываем. Как при этом он себя чувствует? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам отказывали? Лучший совет — самортизируйтесь при отказе. В основе принципа амортизации лежат законы инерции. Мы успешно применяем физическую амортизацию. Обратите внимание, как уходит от удара боксер и как падает борец в ту сторону, в которую его толкает противник, при этом он увлекает противника за собой, и оказывается уже наверху. На этом же основан принцип амортизации в отношениях между людьми.

В следующей сценке вы должны будете самостоятельно изменить конфликтную ситуацию, амортизируя во время диалога.

В магазине

Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?

Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!

Покупатель. Она еще спрашивает, есть ли у меня глаза! Не знаю, будут ли они сейчас у вас?!

Продавец. Ишь какой деловой нашелся!

Ведущий. Дальнейшее продолжение разговора легко представить.

Совет психолога.

Рассмотрим, как стоило применить ситуацию к лучшему.

Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?

Продавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет?!

Покупатель. У меня, и правда, нет глаз. Какая вы внимательная. Никто этого не замечает, а вы заметили. Единственное, что я вижу, у вас чудесные глаза. А сейчас, пожалуйста, скажите, сколько стоит килограмм колбасы?

Продавец. Хм... А вы находчивый! (Говорит цену.)

Ведущий. Как видите, юмор и улыбка способны творить чудеса. Еще Шекспир говорил, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Великий Лев Толстой, согласно исследованиям литературоведов, описывает 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека. Помните об этом, когда будем играть в игру «Взгляд». А перед игрой предлагаю пройти тест: «Конфликтный ли вы человек?»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

часто — 3 балла;

от случая к случаю — 2 балла;

редко — 1 балл.

Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста

Тип «А» — сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» — это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который «всегда прав».

«Б» — это «демократический» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда предлагаете альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» — это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» — это «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Итак, тест показал вам степень вашей конфликтности, а теперь попробуйте, играя, изменить себя в лучшую сторону.

Игра «Взгляд»

Эта игра основана на изучении выражения глаз, развивает способность общения одного человека с другим.

По кругу ставятся попарно два ряда стульев, повернутых спинками друг к другу. Играющие садятся на них так, чтобы оказаться лицом к лицу. Звучит музыка. Музыку следует подбирать так, чтобы ритм и мелодия были сильными и мягкими одновременно, моторными, но не бравурными, легкими, но не танцевальными, инициирующими энергию, но не перевозбуждающими. Ребята молча смотрят глаза в глаза. По сигналу ведущего (хлопок или любой условный звук) игроки, находящиеся во внешнем ряду, встают и передвигаются на один стул; те же, кто находится во внутреннем круге, встают и, как только перед ними оказываются новые партнеры, вновь садятся на свое место. Таким образом, происходит смена участников, протекающая ритмично и достаточно быстро. Игра заканчивается, когда игроки внешнего круга возвращаются на свои первоначальные места.

Теперь начинается важный момент осмысления происходящего. Ребята должны поочередно рассказать, что они чувствовали, чьи взгляды им особенно запомнились и почему.

Ведущему необходимо быть наблюдательным и максимально собранным. Первые две-три минуты игроки могут смущенно хихикать, отводить взгляд, ерзать от скованности. Многим из них несвойственно открыто глядеть в глаза человека, с которым они общаются. Уже на четвертом переходе внешнего круга обычно наступает тот наиважнейший момент, ради которого, собственно, и проводится игра: возникает интерес к другому, вдумчивость, серьезность.

Ведущий (в заключение игры). В любой сфере общения — деловой или дружеской, личной — недопустимо отпугивать людей угрюмой физиономией и неприветливостью. По совету Л.Н. Толстого, следует не раздражаться, стремиться достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой.

Ученые установили, что, оказывается, женщины гораздо более устойчивы к стрессам, чем мужчины. От стресса им помогает отвлечься домашняя работа и... слезы. В слезных железах ученые обнаружили антистрессовые пептиды — обезболивающие вещества, похожие по действию на морфий. Гормоны, порождающие депрессию, вырабатываются в организме в основном ночью. Утром же, при первых солнечных лучах, часть их гибнет.

Автор: Герасимова Валентина Анатольевна

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры на доверие для младших школьников

Конспект классного часа для 8 класса

Классный час 9 класс. Как научиться сдавать экзамены

Психологические тесты для младших школьников, 3 класс

Психологический классный час в 5 классе

Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:14 0
Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Спасибо за материал. Буду применять. Данные занятия очень важны, так как волевые усилия у подростков особенно, слабо развиты..... Особенно это показало дистанционное обучение