Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель биологии КГУ «Тобольская средняя школа №116» Костанайская область Тарановский район посёлок Тобол
Данный урок разработан для 6 класса как обобщающий урок по морфологии растений. На уроке идёт повторение вегетативных частей растений, через разные формы выполнения работ. Эту разработку я применяю когда в старших классах мне нужно быстро повторить большой объём материала по ботанике.
Урок обобщения по вегетативным органам высших растений.
Цель: обобщить, систематизировать полученные знания при изучении вегетативных органов высших растений, повышение понимания и запоминания пройденного материала.
Задачи:
- достичь оптимального уровня усвоения и закрепления знаний при изучении вегетативных органов высших растений;
- включить каждого ученика в работу на уроке, для качественного повторения пройденного материала;
- воспитывать эстетическую культуру поведения в природе, зная особенности и значения растений.
Тип урока: урок обобщения
Методы урока:
репродуктивный
практический
алгоритмический.
Форма работы:
фронтальная
индивидуальная
работа с коллекцией
составление таблицы
работа с текстом
Подготовительная работа: все задания распечатываются для каждого учащегося.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Эх, полным – полна копилка
Игр, заданий и затей,
Викторин, задач, загадок –
Начинаем урок скорей!
Устная работа по определениям: учитель называет термин – ученики дают понятие.
- ветвление
- побег
- почка
- лист
- корень
- плод
- семя
В деревьях музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не услышим в них.
Не буки скрещивают руки,
Не вязы связывают кров, -
То над землею виснут звуки
Изгибов веток и стволов.
(Л. Вышеславский “Ветки”)
Задание: «Ветвление»:
необходимо распределить растения по типу ветвления:
1. Дихотомическое
2. Симподиальное
3. Моноподиальное
Растения:
1. плауны
2. ель
3. черёмуха
4. ламинария
5. фукус
6. сирень
7. сосна
8. спирогира
9. хара
10. тополь
11. кипарис
12. берёза
Задание «Побег»:
из предложенных суждений выбрать верные суждения:
1. Наряду с корнем побег – основной орган высшего растения.
2. Побег не участвует в воздушном питании растений.
3. Спороносные побеги специализированы как органы обеспечивающие размножение.
4. Побеги растут только в определённый период жизни.
5. Побеги возникают из меристемы.
6. Вегетативный не видоизменённый побег состоит из стебля и листьев.
7. Стебель и листья – структурные элементы побега.
8. Первый побег растения – его второстепенные органы второго порядка.
9. Отличие побега от корня – его олиственность.
10. Побег состоит из нескольких узлов и междоузлий.
Задание «Почка»:
в словах перепутаны буквы, необходимо составить слова, относящиеся к теме «Почка».
1. яаснмнеаш
2. янвршчуехеа
3. янпдтчраона
4. яаюизмущ
5. яякпоощаса
6. кпаес
Задание «Лист»:
сравнить особенности морфологического строения простого листа и сложного листа. Результаты ответа оформить в виде таблицы:
Показатель
|
Простой лист
|
Сложный лист
|
Задание «Корень»:
схематически изобразить строение стержневой корневой системы и мочковатой корневой системы, подписать составные часть корневых систем, привести примеры растений на каждую корневую систему.
Задание «Плод»:
найдите биологические ошибки в тексте:
Разрастающаяся после оплодотворения завязь, превращается в специфическое образование, называемое плодом. Плоды у голосеменных крайне разнообразны. Основная функция плода – формирование, защита и распространение семян. Морфологической основой плода является андроцей. Созревание плода начинается с момента прекращения роста. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины. Плоды разнообразны по размерам, форме, строению. Многообразие плодов просто удивляет своей неповторимостью. Плоды делят на сочные и не сочные, простые и сложные. Примером сочных плодов являются: ягода, боб, гранат, костянка, орешек.
Задание «Семя»:
из предложенной коллекции семян распределить семена на: однодольные и двудольные. Объяснить чем руководствовались при распределении семян на группы.
3. Итоги урока. Оценивание работы каждого ребёнка.
4. Рефлексия: как вы понимаете данные слова, свяжите их значение с нашим уроком:
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
С. Маршак
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии в 8 классе
Конспект урока биологии для 7 класса
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс