Конспект урока биологии. Урок обобщения по вегетативным органам высших растений

Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель биологии КГУ «Тобольская средняя школа №116» Костанайская область Тарановский район посёлок Тобол

Данный урок разработан для 6 класса как обобщающий урок по морфологии растений. На уроке идёт повторение вегетативных частей растений, через разные формы выполнения работ. Эту разработку я применяю когда в старших классах мне нужно быстро повторить большой объём материала по ботанике.

Урок обобщения по вегетативным органам высших растений.

Цель: обобщить, систематизировать полученные знания при изучении вегетативных органов высших растений, повышение понимания и запоминания пройденного материала.

Задачи:

- достичь оптимального уровня усвоения и закрепления знаний при изучении вегетативных органов высших растений;

- включить каждого ученика в работу на уроке, для качественного повторения пройденного материала;

- воспитывать эстетическую культуру поведения в природе, зная особенности и значения растений.

Тип урока: урок обобщения

Методы урока:

репродуктивный

практический

алгоритмический.

Форма работы:

фронтальная

индивидуальная

работа с коллекцией

составление таблицы

работа с текстом

Подготовительная работа: все задания распечатываются для каждого учащегося.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Эх, полным – полна копилка

Игр, заданий и затей,

Викторин, задач, загадок –

Начинаем урок  скорей!

Устная работа по определениям: учитель называет термин – ученики дают понятие.

- ветвление

- побег

- почка

- лист

- корень

- плод

- семя

В деревьях музыки избыток,

Певучесть в линиях немых.

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов.

(Л. Вышеславский “Ветки”)

Задание: «Ветвление»:

необходимо распределить растения по типу ветвления:

1. Дихотомическое

2. Симподиальное

3. Моноподиальное

Растения:

1. плауны

2. ель

3. черёмуха

4. ламинария

5. фукус

6. сирень

7. сосна

8. спирогира

9. хара

10. тополь

11. кипарис

12. берёза

Задание «Побег»:

из предложенных суждений выбрать верные суждения:

1. Наряду с корнем побег – основной орган высшего растения.

2. Побег не участвует в воздушном питании растений.

3. Спороносные побеги специализированы как органы обеспечивающие размножение.

4. Побеги растут только в  определённый период жизни.

5. Побеги возникают из меристемы.

6. Вегетативный не видоизменённый побег состоит из стебля  и листьев.

7. Стебель и листья – структурные элементы побега.

8. Первый побег растения – его второстепенные органы второго порядка.

9. Отличие побега от корня – его олиственность.

10. Побег состоит из нескольких узлов и междоузлий.

Задание «Почка»:

в словах перепутаны буквы, необходимо составить слова, относящиеся к теме «Почка».

1. яаснмнеаш

2. янвршчуехеа

3. янпдтчраона

4. яаюизмущ

5. яякпоощаса

6. кпаес

Задание «Лист»:

сравнить особенности морфологического строения простого листа и сложного листа. Результаты ответа оформить в виде таблицы:

Показатель

Простой лист

Сложный лист

Задание «Корень»:

схематически изобразить строение стержневой корневой системы и мочковатой корневой системы, подписать составные часть корневых систем, привести примеры растений на каждую корневую систему.

Задание «Плод»:

найдите биологические  ошибки в тексте:

Разрастающаяся после оплодотворения завязь, превращается в специфическое  образование, называемое плодом. Плоды у голосеменных крайне разнообразны. Основная функция плода – формирование, защита и распространение семян. Морфологической основой плода является андроцей. Созревание плода начинается с момента прекращения роста. В стенках плода сосредотачиваются различные пластические и энергетические вещества: белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины.   Плоды разнообразны по размерам, форме, строению. Многообразие плодов просто удивляет своей неповторимостью. Плоды делят на сочные и не сочные, простые и сложные. Примером сочных плодов являются: ягода, боб, гранат, костянка, орешек.

Задание «Семя»:

из предложенной коллекции семян распределить семена на: однодольные и двудольные. Объяснить чем руководствовались при распределении  семян на группы.

3. Итоги урока. Оценивание работы каждого ребёнка.

4. Рефлексия: как вы понимаете данные слова, свяжите их значение с нашим уроком:

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

С. Маршак

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии в 8 классе

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 7 класса

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Елена Павловна Козел # 15 ноября 2014 в 08:54 0
Елена Сергеевна, спасибо за разработку урока. Мне Ваша работа понравилась.
Олеся Александровна Ситалова # 3 декабря 2014 в 00:30 0
Спасибо!весь материал у Вас проработан, обобщён. Буду использовать.
Бахитжан Гомаровна Касенова # 12 декабря 2014 в 19:22 +1
Добрый вечер Елена Сергеевна! Просмотрела Вашу разработку обобщающего урока,считаю ,что материал подобранный вами можно использовать на уроке обобщения знаний ,а также при проведении предметных недель по биологии.Задания способствуют логическому мышлению и систематизации знаний. Охвачен большой объём тем. Обязательно использую в своей практике. Примите мой голос +2
Алла Ивановна Топчий # 28 апреля 2015 в 10:52 +1
Добрый день, коллега! Материал урока подобран интересный, что позволит активизировать интерес к получению знаний у учащихся. Игровые моменты несут в себе как познавательные, так и воспитательные цели.Знания ребят успешно обобщаются и закрепляются. Особенно важна, на мой взгляд, рефлексия учащихся, когда становится ясно, насколько дети поняли и усвоили материал. а также раскрывается важный воспитательный момент бережного отношения к природе.
Спасибо!
Светлана Викторовна Шохина # 5 сентября 2015 в 14:07 0
Очень познавательный материал, позволяет закрепить знания .Использование разнообразных заданий ,способствует активной учебной деятельности учащихся .Спасибо за разработку.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 20:03 0
Урок очень содержателен.Очень важно, что дети получают информацию о необходимости охраны природы.Этот урок можно использовать для проведения на предметной неделе.
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 19:44 0
Разработка урока понравилась своей содержательностью, последовательностью, объемом информации. Прослеживается использование ряда тем . Такой урок вполне можно проводить при систематизации знаний. Спасибо!
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 13:36 0
Елена Сергеевна.Открыл еще одну вашу разработку. Очень интересно.Вы в душе филолог, не иначе. Нравятся мне ваши игры с текстами. Отметил для себя "Найди ошибку в тексте".И в целом -разработка очень грамотная.
Анна Владимировна Борисова # 10 мая 2016 в 14:35 0
Уважаемая Елена Сергеевна!Урок получился насыщенным, содержательным, методически выверенным. Данный методический материал можно использовать как при проведении урока, так и во внеклассной, внеурочной работе
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:34 0
Спасибо за конспект урока по обобщению знаний. Как молодому специалисту, трудно проводить такие уроки
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 20:58 0
Очень интересный,содержательный урок. Разнообразие заданий позволяет удерживать внимание обучающихся. Можно сразу обобщить весь материал и поставить зачёт по всем темам. Спасибо!