Конкурсы

Викторина по произведению Свифта «Путешествие Гулливера» с ответами

Литературная викторина с ответами для школьников. Роман Дж. Свифта «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»

Часть первая. Путешествие в Лилипутию

Глава первая

1. Уроженцем какого города является Лемюэль Гулливер? (Ноттингемпшира.)

2. Назовите выдающегося лондонского врача, у которого Гулливер провел в учении четыре года. (Джемс Бете.)

3. На что тратил Лемюэль все деньги, которые изредка присылал ему отец во время учебы? (На изучение навигации и других отраслей математики.)

4. Зачем Гулливер продолжал образование, изучая навигацию, математику и медицину? (Был убежден, что будет путешественником, а знания пригодятся в далеких путешествиях.)

5. Название судна, на которое устроился Гулливер хирургом с помощью доброго учителя Бетеа. («Ласточка».)

6. Чем в свободное время занимался Гулливер в плавании? (Чтением лучших писателей - древних и новых, а высаживаясь на берег, наблюдал нравы и обычаи туземцев, изучал их язык.)

7. Точная дата, когда Гулливер отправился в не очень удачное путешествие в Ост-Индию на корабле «Антилопа». (4 мая 1699 г.)

8. Какое первое восклицание услышал Гулливер, проснувшись в стране Лилипутии? («Гекина дегуль!»)

9. Назовите науку, в которой лилипуты были превосходны. (Математика.)

10. В чем лилипуты достигли большего совершенства благодаря поддержке и поощрению императора? (В механике.)

11. Где лилипуты поместили своего пленника? (В заброшенном древнем храме.)

Глава вторая

12. Почему государственный совет Лилипутии отверг настойчивое предложение некоторых членов совета уморить голодом Гулливера? (Разложение такого громадного трупа может вызвать чуму в столице.)

13. Как лилипуты назвали своего огромного пленника? (Человек-Гора.)

14. Что означает слово «ранфуло» с лилипутского языка? (Штаны.)

15. Какие вещи в секретном кармане утаил Человек-Гора при обыске императорских чиновников? (Очки, карманную подзорную трубу и другие мелочи.)

Глава третья

16. Какие акробатические упражнения при дворе императора поразили Гулливера больше всего? (Упражнения канатных плясунов.)

17. Кто мог исполнять танцы на канате? (Тот, кто занимает высокие должности.)

18. По каким критериям можно получить высокую должность при дворе императора? (Тот, кто выше всех прыгнет, не сорвавшись с каната.)

19. Назовите канцлера казначейства, который пользуется особой славой за свои прыжки. (Флимнап.)

20. Друг Человека-Горы, главный секретарь тайного совета. (Рельдресель.)

21. Особое представление, которое иногда устраивает император и на котором присутствуют только императрица и первый министр. (Соискатели подвергаются особым испытаниям в ловкости, прыжках через палку или подползании под неё, в зависимости от того, поднята палка или опущена.)

22. Назовите награду императора для тех, кто лучше всех проделает эти упражнения. (Три тонкие шелковые нити: синяя, красная и зеленая.)

23. Необычайное развлечение, придуманное Гулливером для императора. (Площадка для кавалеристов из носового платка и палок, вбитых в землю в виде квадрата.)

24. Какой предмет лилипуты привезли Человеку-Горе, который нашли неподалеку от того места, где обнаружили его самого? (Шляпу.)

25. Единственный противник и смертельный враг Гулливера, который был против дарования ему свободы. (Скайреш Болголам.)

26. Какой пост занимал Скайреш Болголам на службе императора? (Пост гальбета, то есть адмирала королевского флота.)

27. Какие действия выполнял Человек-Гора, произнося присягу, установленную местными законами, после которой получил полную свободу? (Держать правую ногу в левой руке и одновременно положить средний палец правой руки на темя, а большой - на верхушку правого уха.)

28. Каким образом лилипуты установили точную цифру для достаточного прокормления Гулливера? (Математики, определив рост Гулливера, который в двенадцать раз выше лилипутов, вычислили, что объем его тела равен 1728 тел лилипутов и что оно требует во столько же раз больше пищи.)

Глава четвертая

29. Назовите столицу государства Лилипутии. (Мильдендо.)

30. Какую геометрическую форму имеет город? (Правильный четырехугольник.)

31. Сколько человек может вмещать город? (До пятисот тысяч человек.)

32. При помощи каких ухищрений Гулливер смог осмотреть императорский дворец без повреждений? (При помощи двух табуретов, сделанных Гулливером.)

33. Назовите две враждующие партии в стране Лилипутии. (Тремексены - сторонники высоких каблуков и Слемексены - сторонники низких.)

34. Сторонником каких каблуков является его величество? (Низких.)

35. Какая империя угрожает нашествием империи его величеству Лилипутии? (Империя Блефуску.)

36. Какое событие послужило толчком к ожесточенной войне между могущественными державами? (Дед нынешнего императора, будучи ребенком, за завтраком порезал себе палец, разбивая яйцо по общепринятому правилу, тогда его отец издал указ всем подданным разбивать яйца с острого угла.)

37. Какие последствия имел указ среди населения страны Лилипутии? (Озлобил население, стал причиной шести восстаний, одиннадцать тысяч фанатиков пошли на смертную казнь за отказ разбивать яйца с острого угла.)

38. Где нашли себе приют и надежное убежище изгнанники - тупоконечники? (В империи Блефуску.)

39. Истинное положение дел в стране Лилипутии. (Война, которая уже тянется тридцать шесть лун, огромные потери кораблей, лучших моряков и солдат.)

Глава пятая

40. Какую отважную операцию совершил Гулливер, предотвращая нашествие неприятеля? (Притащил весь флот блефускуанцев в императорский порт Лилипутии.)

41. Назовите высокий титул, который получил Гулливер в награду за спасение Лилипутии от его величества. (Нардак.)

42. Чего очень хотелось честолюбивому императору, но в корне противоречило справедливому Гулливеру, решительно отказывающемуся от настойчивых намерений его величества? (Завоевать империю Блефуску.)

43. Какой договор подписали императоры двух держав Лилипутии и Блефуску? (Мирный.)

Глава шестая

44. В чем оригинальность манеры письма лилипутов? (Пишут справа налево, наискось страницы от одного её угла к другому.)

45. Почему лилипуты, когда хоронят умерших, опускают тело в могилу вниз головою? (Они убеждены, что через одиннадцать тысяч лун мертвые воскреснут.)

46. Какое преступление считается самым тяжким у лилипутов? (Мошенничество.)

47. Какие привилегии получает всякий подданный Лилипутии, если может доказать, что он в точности соблюдал законы страны в течение семи лун? (Из государственных средств выплачивается денежная премия, получает титул снильпела, то есть блюстителя законов.)

48. Как изображается правосудие в судебных учреждениях Лилипутии? (В виде женщины с шестью глазами - два спереди, два сзади, и по одному с боков, что означает её бдительность. В правой руке она держит мешок золота, в левой - меч в ножнах, то есть она скорей готова награждать, чем карать.)

49. На что в Лилипутии больше обращают внимание при выборе кандидатов на любую должность? (На нравственные качества, чем на умственные дарования.)

50. Позорный обычай, который царит в Лилипутии, впервые введенный дедом ныне царствующего императора. (Назначать на высшие государственные должности самых ловких плясунов на канате или давать знаки отличия тем, кто особенно ловко перепрыгнет через палку или проползет под нею.)

51. Кто должен заниматься воспитанием детей, по мнению лилипутов? (Воспитание должно быть возложено на общество и государство — особые воспитательные учреждения, куда все обязаны отдавать своих детей.)

52. Как воспитываются мальчики благородного или знатного происхождения в воспитательных заведениях? (В правилах чести, справедливости и храбрости; в них развиваются скромность, милосердие, религиозные чувства и любовь к отечеству.)

53. В чем отличие воспитательных заведений для детей среднего дворянства, купцов и ремесленников? (Отличие в том, что дети, предназначенные быть ремесленниками, с одиннадцати лет обучаются ремеслу, тогда как дети знатных особ продолжают общее образование до пятнадцати лет.)

54. К чему относятся с презрением девочки знатного происхождения, воспитываясь в воспитательных заведениях? (Ко всяким украшениям.)

55. Где и как воспитываются дети крестьян и сельских рабочих? (Дома, их воспитывают сами родители, так как государство не придает особого значения их образованию.)

56. Сколько времени пробыл Гулливер в империи лилипутов? (Девять месяцев и тринадцать дней.)

Глава седьмая

57. Какой мягкий приговор вынес император, обвиняя Человека-Гору в государственной измене? (Ослепить, но сохранить жизнь.)

58. Назовите тайный план недругов Гулливера, адмирала Болголама и канцлера казначейства Флимнапа, о котором император не знал. (Умертвить Гулливера, постепенно заморив его голодом.)

59. Что мешало Гулливеру оказать сопротивление лилипутам, пока он находился на свободе? (Присяга, данная Гулливером императору, и высокий титул нардака.)

Глава восьмая

60. Какой предмет принес морской прилив Гулливеру, находящемуся в гостях у монарха Блефуску? (Большую шлюпку.)

61. Что кроме съестных запасов погрузил Гулливер на свою шлюпку, покидая Блефуску? (Домашних животных, чтобы заняться их разведением на родине.)

62. Назовите капитана английского судна, который заметил Гулливера и взял на свой корабль. (Джон Бидл.)

63. Какая неприятность случилась у Гулливера в пути? (Корабельные крысы утащили овечку.)

Часть вторая. Путешествие в Бробдингнег

Глава первая

64. Почему баркас с матросами поспешно отплыл, оставляя Гулливера на неизвестной ему земле? (За ними гнался человек исполинского роста, не меньше скалы.)

65. За кого приняли люди-великаны найденного Гулливера в зарослях ячменя? (За какого-то зверька.)

66. Гнусные животные величиной с дворняжку, атаковавшие Гулливера с двух сторон, но, к счастью, не причинившие ему вреда. (Крысы.)

Глава вторая

67. Как дочка фермера назвала Гулливера и что это имя означает? (Грильдриг, что означает «человечек», «карлик».)

68. Как называл Грильдриг девочку, благодаря которой остался целым и невредимым среди испытаний, выпавших на его долю в этой стране? (Глюмдальклич, то есть нянюшка.)

69. С каким местным зверьком исполины сравнивали Грильдрига? (Сплекнок.)

70. Дьявольский совет пожилого фермера, большого приятеля хозяина Грильдрига. (Показывать Грильдрига как диковинку за деньги на потеху толпе.)

71. Какие забавные штуки для публики вынужден был показывать Грильдриг? (Маршировать, отвечать на заданные вопросы, выпивать за здоровье публики, упражняться с кортиком.)

72. Назовите столицу великанов. (Лорбрульгруд, или Гордость Вселенной.)

Глава третья

73. Кто такой слардрал? (Королевский адъютант.)

74. О какой особой милости просил Грильдриг королеву, которая купила его у фермера за хорошую цену? (Принять на службу нянюшку Глюмдальклич.)

75. Отличное образование, которое получил король, являясь одним из самых ученых людей во всем государстве. (Философское и особенно математическое образование.)

76. Назовите единодушное мудрое заключение ученых мужей при дворе короля после тщательного изучения внешности Грильдрига. (Игра природы.)

77. Какой день недели считается праздничным днем в Лорбрульгруде? (Среда.)

78. Обидчик Грильдрига. (Карлик королевы.)

79. Какие насекомые не давали Грильдригу ни минуты покоя? (Мухи.)

Глава четвертая

80. Почему исполины редко ловят морскую рыбу? (Слишком мелка для них.)

81. Морские животные, которых иногда выбрасывают бури на прибрежные скалы и которых туземцы с трудом могут нести на плечах? (Огромные киты.)

82. Сколько больших городов насчитывается в стране? (Пятьдесят один город.)

Глава пятая

83. «Кто» однажды больно исколотил Грильдрига на садовой лужайке в дворцовом саду? (Градины величиной с теннисные мячи.)

84. Какую птицу поймал себе на обед Грильдриг? (Коноплянку.)

85. Новое развлечение Грильдрига, о котором позаботилась её величество. (Гребля, игрушечная лодка со всеми снастями и деревянное корыто.)

86. Самое опасное приключение Грильдрига в королевстве, которое позабавило всех жителей. (Оказался на крыше в лапах обезьяны, которая одной лапой держала Грильдрига, а другой - набивала его рот яствами, угощая тумаками, если отказывался.)

87. Какое приключение Грильдрига послужило предметом общих насмешек в течение нескольких недель? (Испытывая свою ловкость, неудачно перепрыгнул через кучу коровьего помета и оказался в нем по колено.)

Глава шестая

88. Сколько раз, следуя обычаям страны, брился его величество? (Только два раза в неделю.)

89. Что смастерил себе Грильдриг из толстых волос короля? (Гребень.)

90. Какое применение волосам её величества нашел выдумщик Грильдриг? (Сделал камышовые стулья для королевы.)

91. Какую безделушку изготовил Грильдриг из волос её величества для Глюмдальклич? (Кошелек.)

92. Какое заключение сделал его величество из рассказа Грильдрига о его благородном, горячо любимом отечестве? («Большинство ваших соотечественников принадлежат к породе маленьких отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земле».)

Глава седьмая

93. Изобретение, предложенное Грильдригом королю, которое поможет сделаться его величеству полновластным господином жизни, свободы и имущества своего народа. (Научить мастеров его величества изготовлять металлические трубы, при помощи которых можно бросать шары: такие трубы могут разрушить города в несколько часов.)

94. Почему изобретение, о котором рассказал Грильдриг, привело его величество в ужас? («Изобрести их мог какой-то злобный гений, враг человечества».)

95. Что требуется для хорошего управления государством, по мнению его величества? (Здравый смысл, справедливость, бесстрастие и доброта.)

96. Какие предметы изучает народ в королевстве Бробдинг- неге? (Только мораль, историю, поэзию и математику.)

97. Сколько букв в алфавите этой страны? (Двадцать две.)

98. Какие книги среди женщин и простого народа пользуются большим уважением в королевстве? (Книги на моральные и религиозные темы.)

99. Что привело его величество к мысли организовать армию и обучить свой народ к военной дисциплине, если его владения не граничат с другими государствами? (В течение нескольких столетий дворянство в королевстве стремилось забрать власть в свои руки, народ отстаивал свою свободу, король боролся за абсолютное господство, происходили распри, гражданские войны, было учреждено ополчение.)

Глава восьмая

100. Каким образом Грильдриг оказался в открытом море в своем домике - ящике? (Орел похитил ящик, унося его в клюве, но на орла напали соперники, надеясь отнять у него добычу, и орел выпустил ящик из клюва.)

101. Назовите капитана английского судна, куда благополучно был доставлен Гулливер. (Томас Вилькокс.)

102. Какие странные привычки недолго оставались за Гулливером на родине и вызывали подозрения у родных: не сошел ли он с ума? (Гулливер воображал себе, что находится в Лили- путии, громко кричал, задирал голову, боялся раздавить людей.)

Часть третья. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию

Глава первая

103. В какое третье путешествие направился Гулливер на корабле «Добрая Надежда», командиром которого был его друг, капитан Вильям Робинсон? (В Ост-Индию.)

104. Назовите самого жестокого пирата из всех пиратов, захвативших шлюпку Гулливера с матросами. (Голландец.)

105. Какое наказание хуже самой смерти добился голландец у капитана-японца для Гулливера? (Посадить Гулливера в шлюпку, снабдив провизией на четыре дня, и отдать на волю ветра и волн.)

106. Назовите добрую услугу капитана пиратов Гулливеру. (Удвоил количество провизии из собственных запасов и запретил обыскивать его.)

107. Чем питался заброшенный путешественник на пустынном острове, экономя свою провизию? (Яйцами.)

108. Спасение Гулливера с пустынного острова. (Летучий остров.)

Глава вторая

109. Что вызвало у Гулливера величайшее удивление при рассматривании лапутян? (У всех головы были скошены направо и налево, один глаз косил внутрь, а другой глядел прямо вверх, одежда была украшена изображениями солнца, луны, звезд вперемешку с изображением скрипки, флейты, арфы.)

110. Кого состоятельные люди Лапуты всегда держат в числе прислуги и без него никогда не выходят на улицу? (Хлопальщика, по-туземному - клайменоле.)

111. В чем заключаются обязанности хлопальщика? (При встрече нескольких лиц слегка хлопать по губам того, кому следует говорить, и по правому уху тех, кто слушает, на прогулках похлопывать по глазам, чтобы не упасть в яму или не стукнуться с другими прохожими, так как люди погружены в глубокое размышление.)

112. Как Гулливер перевел слово Лапута? (Летучий или плавучий.)

113. Столица всего королевства Лапуты. (Лагадо.)

114. Откуда заимствовано много выражений в разговорном языке лапутян? (Из математики и музыки.)

115. Какие термины используют лапутяне, желая похвалить красоту женщины или животного? (Используют геометрические термины (ромб, окружность, параллелограмм, эллипс) ши же заимствуют сравнения из музыки.)

116. Какую науку презирают лапутяне, считая её вульгарной? (Прикладную геометрию.)

117. К чему лапутяне имеют наклонность, непостижимое пристрастие, затевая ожесточенные споры? (К новостям в политике.)

118. Что больше всего пугает лапутян, вечно пребывающих в тревоге? (Возможность перемен в небесных светилах: как бы Земля не была поглощена Солнцем.)

119. Какой вопрос прежде всего задают лапутяне, встречаясь утром со знакомыми? (Как поживает Солнце, какой вид оно имело при заходе и восходе.)

120. Почему островитянкам неохотно дается разрешение спуститься на землю, поехать в столицу? (Потому что трудно заставить жен вернуться обратно на континент, они жаждут столичных развлечений.)

Глава третья

121. Что служит основанием плавучего острова? (Гладкая алмазная плита, на которой лежат пласты различных горных пород.)

122. Как называется пещера в центре острова, расположенная в глубине толщи алмаза? (Фландона Гагноле, ши Астрономическая Пещера.)

123. Главная достопримечательность пещеры, от которой зависит судьба острова. (Огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок.)

124. Какую функцию выполняет магнит? (При помощи магнита остров может подниматься, опускаться и передвигаться с одного места на другое.)

125. Почему Летучий остров может передвигаться только над владениями монарха Лапуты? (Минералы, действующие на большой магнит, залегают только в пределах этого королевства.)

126. Назовите открытия лапутян в астрономии. (Составили каталог двух тысяч неподвижных звезд, открыли две маленькие звезды, ши два спутника, обращающихся около Марса.)

127. Какими двумя средствами король приводит к покорности население, где вспыхивают восстания или отказываются вносить налоги? (Первое, мягкое, средство - король останавливает остров над этим городом и таким образом лишает непокорных солнца и дождя, в стране начинаются голод и болезни. Второе средство - сбрасывает огромные камни, если горожане запятнали себя преступлениями, жилища подвергаются полному уничтожению.)

128. Назовите крайнее средство, к которому король прибегает в очень редких случаях. (Остров опускается прямо на головы непокорных и расплющивает их вместе с их домами.)

129. Кто является исключительным собственником плавучего острова? (Король.)

130. Назовите город, который король оставил в покое, прекратил все попытки разрушить его, так как храбрые жители сумели защитить себя. (Линдалино.)

Глава четвертая

131. Почему Гулливер решил покинуть Лапуту при первом удобном случае? (Образованные лапутяне - неприятные собеседники, оказывали мало внимания Гулливеру, так как он не обладает хорошими знаниями в математике и музыке.)

132. Столица государства Бальнибарби, куда отправился Гулливер по рекомендательному письму одного вельможи. (Лагадо.)

133. Какие странности увидел Гулливер, осматривая столицу? (Дома, очень странно построенные, полуразрушенные; прохожие в лохмотьях с диким или озабоченным лицом; все куда- то торопятся, чем-то заняты, но совсем незаметно, чтобы кипучая деятельность приносила плоды.)

134. За что презирают соотечественники господина Мьюноди, нового друга Гулливера? (Плохо ведет хозяйство и подает дурной пример.)

135. Как выглядят владения господина Мьюноди? (Всё устроено очень умно и с большим вкусом, прекрасная старинная архитектура, фонтаны, сады, аллеи.)

136. Что случилось сорок лет назад с некоторыми жителями, которые после пяти месяцев, проведенных на плавучем острове, спустились обратно на землю? (Эти люди прониклись презрением ко всем учреждениям и, спустившись на землю с поверхностными познаниями в математике, приобретенными в воздушной области, стали составлять проекты переустройства науки, искусства, законов, языка и техники на новый лад.)

137. Какую королевскую привилегию выхлопотали прожектёры? (Привилегию на учреждение Академии прожектёров в Лагадо.)

138. Над какими проектами работают профессора в Академии прожектёров? (Новые способы обработки земли и возведения зданий, новые инструменты и машины для всякого рода ремесел.)

139. Какие блага получит человечество, пользуясь средствами, открытыми этими умными людьми? (В неделю можно будет воздвигнуть дворец из такого материала, что простоит вечно, не требуя ремонта; все земные плоды будут созревать в любое время года.)

140. Что происходит в действительности, пока страна в ожидании будущих благ? (Страна в запустении, дома разваливаются, население голодает и ходит в лохмотьях.)

Глава пятая

141. Сколько комнат в Академии прожектёров насчитал Гулливер? (Не меньше пятисот.)

142. Из чего один прожектёр разработал проект извлечения солнечных лучей? (Из огурцов.)

143. Назовите новый способ постройки домов, изобретенный архитектором Академии. (Постройка должна начаться с крыши и кончаться фундаментом.)

144. Новый способ пахать землю, который избавит землевладельцев от расходов на плуги, рабочий скот и рабочих. (При помощи свиней.)

145. Как паутина может заменить шелк, избавив от расходов на окраску тканей, по мнению одного изобретателя? (Если множество красивых разноцветных мух скармливать паукам, то цвет мух должен передаваться изготовленной пауками пряже.)

146. Чем занимался знаменитый ученый по прозвищу «Универсальный гений»? (Улучшением человеческой жизни, обсеменением полей мякиной, изготовлением особой мази, останавливающей рост шерсти на ягнятах.)

147. Какую пользу человечеству могла принести огромная рама с деревянными дощечками на языке Бальнибарби в различных наклонениях, падежах и временах? (Самый невежественный человек при небольшой затрате средств и физических усилий может писать книги по философии, политике, праву, математике и богословию.)

148. Какие проекты по языкознанию вводили профессора- прожектёры? (Упростить разговорную речь, переделав многосложные слова в односложные и выбросив глаголы и причастия; для здоровья и сбережения времени гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний, так как слова утомляют горло и легкие.)

149. Преимущества нового изобретения по языку, вводимые профессорами. (Международный характер, у всех наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковая.)

150. Кто воспрепятствовал нововведению в языке, не получившему широкого распространения среди народа? (Женщины и невежественная чернь требовали, чтобы их языку была предоставлена полная воля.)

151. Единственный минус, неудобство в общении с помощью вещей. (Собеседникам приходится таскать на своих плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре.)

152. Назовите метод преподавания математики в математической школе Академии. (Теорема с доказательством переписывается на облатке, составленной из микстуры от головной боли, ученик глотает облатку натощак и три дня ничего не ест кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же теорему.)

153. Почему этот метод достиг незначительных успехов в математике? (Ошибка в определении дозы или состава, строгое соблюдение трехдневного поста никак не удается.)

Глава шестая

154. Изобретением какого лекарства успешно занимался ученый доктор? (Лекарства от всех болезней, физических и нравственных, которыми страдают представители власти.)

155. Схема лечения сенаторов и членов высоких палат, разработанная ученым доктором. (По окончании прений врачи обязаны щупать пульс и осматривать сенаторов, установив после исследования, чем болен каждый из них, в следующий раз, врачи заранее являются в зал заседаний и дают соответствующее лекарство: успокоительное, слабительное, расслабляющее...)

156. Какое лекарство изобрел доктор для фаворитов государя, чтобы предотвратить министерскую забывчивость и улучшить их память? (При аудиенции у министра потянуть его за нос, дать пинок в живот, наступить на мозоль, надрать уши или уколоть булавкой, что следует повторять, пока просьба не будет исполнена или отклонена.)

157. Что следует предпринять, по мнению доктора, если партийные распри приобретают ожесточенный характер? (Взять сотню главарей каждой партии, разделить попарно, два хирурга отпилят затылки у обоих участников и приставят затылок одного к голове другого, что должно привести к доброму согласию и воцарению умеренности.)

158. За что легче и удобнее взимать налоги с населения, по мнению первого профессора? (За пороки и безрассудства.)

159. Какое противоположное мнение по налогам отстаивал второй профессор? (Обложению должны подлежать душевные и физические качества, которые люди больше всего ценят в себе: остроумие, храбрость и учтивость.)

160. Какие качества человека не подлежат обложению налогом? (Честь, справедливость, мудрость и знание.)

161. Назовите рекомендацию профессора из проекта по раскрытию заговоров. (Государственным мужам узнавать, чем питаются подозрительные лица, в какое время садятся за стол, на каком боку спят.)

Глава седьма

162. Что означает слово Глаббдобдриб? (Остров чародеев, или волшебников.)

163. Почему слуги правителя волшебного острова имеют несколько необычный вид? (Это призраки.)

164. Кого из первых духов вызвал его величество по желанию Гулливера? (Александра Великого.)

Глава восьмая

165. Почему Гулливер получил неожиданное разочарование, увидев предков венценосных особ? (В одной династии присутствуют скрипачи и царедворцы, в другой - цирюльник, аббат, кардинал.)

166. Почему Гулливер почувствовал сильное отвращение к новой истории, познакомившись с людьми прошедших столетий? (Продажные писатели приписывали военные подвиги трусам, мудрые советы - дуракам, правдивость - доносчикам; знатные титулы и богатства приобретались за измену отечеству; отравления и нарушение законов с целью погубить невинного.)

Глава девятая

167. Какой чести удостаивался гость, получивший аудиенцию у короля Тральдрегдаба? (Лизать пыль у подножия трона короля.)

168. Назовите особую милость короля, которой удостаиваются самые высокие сановники и иностранцы. (Пол чисто выметают, пыли остается совсем немного.)

169. Что считается тяжким преступлением для человека, ползущего к трону короля и слизывающего языком пыль? (Плевать и вытирать рот в присутствии его величества.)

170. Легкая казнь короля, которой подвергаются его подданные. (Пол посыпают ядовитым порошком, слизывая который человек умирает через двадцать четыре часа.)

Глава десятая

171. Назовите верный признак того, что родившийся ребенок струльдбруг. (Красное пятнышко на лбу, над левой бровью.)

172. Какого цвета становится пятнышко у струльдбругов к сорока пяти годам жизни и остается таким навсегда? (Черного.)

173. Почему образ жизни бессмертных не вызывает у жителей острова Лаггнегг жажды бессмертия? (Как только бессмертным исполняется восемьдесят лет, наступает гражданская смерть, наследники получают их имущество, занимать должности не могут, потеряв зубы, не чувствуя вкус пищи, едят все, что попадается под руку, теряют память, язык людей меняется со временем, они не могут понимать новую речь.)

174. Лучший способ узнать возраст струльдбруга. (Спросить, каких королей и знаменитостей он может припомнить.)

Глава одиннадцатая

175. В каком японском порту остановился корабль Гулливера? (Ксамоши.)

176. Что изображено на королевской печати императора Лаггнегга? (Король, помогающий хромому нищему подняться с земли.)

177. О какой просьбе милостиво просил Гулливер японского императора? (Освободить его, Гулливера, от церемонии попрания ногами распятия.)

Часть четвертая. Путешествие в страну Гуигнгнмов

Глава первая

178. Какое выгодное предложение получил Гулливер, отказавшись от спокойной и тихой жизни с женой и детьми? (Должность капитана на корабле «Адвенчурер».)

179. Почему Гулливер впоследствии горько раскаялся, навербовав людей на корабль на Барбадосе и других Антильских островах? (Люди оказались морскими разбойниками, арестовали Гулливера и завладели кораблем.)

180. Как решили поступить пираты с Гулливером, часто угрожая ему жестокой казнью? (Высадить на берег неизвестной страны.)

181. Кто спас Гулливера от безобразных и отвратительных животных, напавших на него в неизвестной стране? (Конь.)

182. Какое слово отчетливо услышал Гулливер несколько раз в разговоре двух коней? (Еху.)

183. Назовите трудное слово, которому попробовал научить караковый конь Гулливера. (Гуигнгнм.)

Глава вторая

184. В какой позе сидели лошади, что крайне удивило Гулливера? (По-собачьи.)

185. Что больше всего удивило Гулливера в жилище гуигнгнмов? (Лошади заняты домашними работами.)

186. Назовите отличие человека от отвратительного животного по прозвищу «еху», которое по своей внешности очень напоминает человека. (Черты лица грубые, толстые, огромный рот, длинные ногти; едят тухлое мясо.)

187. Какую подходящую пищу нашел для себя Гулливер у гуигнгнмов? (Коровье молоко.)

188. Из каких зерен приготовил Гулливер хлеб? (Овес.)

189. Как на языке гуигнгнмов называется овес? (Глунг.)

190. Какой эпизод положительно расположил серого хозяина и старого коня в пользу Гулливера? (Перчатки Гулливера, которые очень поразили серого хозяина.)

Глава третья

191. Главное занятие Гулливера в стране гуигнгнмов. (Изучение языка.)

192. На какой европейский язык похож язык гуигнгнмов?

(Верхнеголландский или немецкий.)

193. Каких слов на языке гуигнгнмов совсем нет? (Слов, обозначающих ложь и обман.)

194. Какие качества совершенно не свойственны еху? (Понятливость, вежливость, опрятность.)

195. Что означает слово «гуигнгнм» на местном языке? (Венец творения; так называется народ лошадей, самый разумный в этой стране.)

196. Что сбивало с толку гуигнгнмов, с трудом верящих, что Гулливер - еху? (Одежда.)

Глава четвертая

197. Какой эпизод из рассказа Гулливера больше всего поразил и вызвал негодование серого коня? (Люди осмеливаются садиться верхом на гуигнгнмов.)

198. В чем заключалось варварское обращение с гуигнгнмами, по мнению серого коня? (Люди господствуют над животными, подвергая их мучениям и наказаниям.)

Глава пятая

199. Какие причины побуждают людей воевать друг с другом? (Жадность и честолюбие монархов, разногласия во взглядах: у другого есть то, чего нет у нас, или наоборот.)

200. Какое ремесло считается самым почетным в Европе? (Ремесло солдата.)

201. Чему научились люди, если природа создала людей слабее всех остальных животных, которые могут кусать и грызть друг друга? (Военному делу, воевать.)

202. Что хуже звериной тупости, по мнению серого хозяина? (Развращенный ум, разум, содействующий развитию природных пороков человека.)

203. Какой суд проходит гораздо быстрее, без длительного выяснения, строго руководствуясь законами? (Суд над лицами, обвиняемыми в государственных преступлениях, когда судья вначале осведомляется о расположении власть имущих, после чего без труда выносит решение, осудить или оправдать.)

Глава шестая

204. Назовите выражение, которое совершенно было непонятно серому хозяину из рассказа Гулливера, описываюшего суды Англии. («За плату».)

205. В чем ценность обладания большим запасом денег у человека? (Может приобрести всё, что ему вздумается.)

206. Сколько бедных приходится на каждого богача? (Тысячи.)

207. Какие чувства совсем не знакомы первым и главным министрам? (Радость, печаль, ненависть, жалость, гнев.)

208. Самый обычный способ сделаться главным министром. (Искусная клевета, ловкий донос, предательство.)

209. Каким путем укрепляет свое положение министр, достигнув власти? (Подкупом большинства сенаторов и членов совета.)

210. Три главные предпосылки, которые в совершенстве изучают пажи, лакеи, швейцары, подражая своему господину. (Наглость, ложь и подкуп.)

211. Как воспитывается знатная молодежь с самого детства? (В праздности и роскоши.)

212. Назовите верные признаки благородной крови. (Слабое, болезненное тело, худоба, землистый цвет лица.)

213. Что представляет собой неприятное сочетание духовных и физических недостатков людей? (Хандра, тупоумие, невежество, самодурство, спесь.)

Глава седьмая

214. Как люди используют свой разум, по мнению серого хозяина? (Для развития природных пороков и приобретения новых.)

215. Единственная цель существования людей на земле. (Умножать свои потребности и придумывать странные средства для их удовлетворения.)

216. В чем увидел примеры удивительного сходства между еху и человеком хозяин? (В образе жизни, обычаях и нравах: в еде каждый старается захватить всё для себя; нападают на своих соседей без видимой причины: ведут междоусобные войны.)

217. К чему питают еху настоящую страсть? (К разноцветным блестящим камешкам.)

218. Назовите источник страсти еху к блестящим камешкам. (Безудержная жадность.)

219. Какая пища для еху гораздо предпочтительнее той, что приготовлена для них дома? (Украденная или добытая грабежом.)

220. Кто становится вожаком в стаде еху? (Самый злобный и безобразный.)

221. Какие обязанности выполняет фаворит вожака? (Лижет ноги своего господина и заботится о его удобствах.)

222. Назовите награду, которую получает фаворит время от времени. (Кусок ослиного мяса.)

223. Что происходит с фаворитом, как только он получает отставку? (Все еху в этой области во главе с его преемником задают ему хорошую трепку.)

224. Единственное лекарство против хандры, которой еху иногда страдают. (Тяжелая работа.)

Глава восьмая

225. К чему можно приучить еху, трудно поддающихся воспитанию и обучению? (Таскать и возить тяжести.)

226. Где устраивают себе жилище еху? (На склоне холма вырывают глубокую нору.)

227. Чем любят заниматься еху? (Ловлей рыбы.)

228. Назовите две главные добродетели гуигнгнмов. (Верность в дружбе и доброжелательность.)

229. Что Гулливеру понравилось в системе воспитания юношества гуигнгнмов? (До восемнадцати лет молодым гуигнгнмов дают овса понемногу и не каждый день, пить молоко в самых редких случаях, летом они пасутся утром и вечером по два часа, жеребят заставляют подолгу бегать по крутым склонам, когда покроются пеной, окунаются головой в реку.)

230. Сколько раз в год происходят состязания молодежи в силе и ловкости? (Четыре раза в год.)

231. Награда, которую получает победитель. (Торжественная песнь, исполненная в его честь.)

232. Какие вопросы обсуждают гуигнгнмы на совете представителей всех наций? (Обсуждается положение различных округов: достаточно ли сена, овса, коров, еху.)

Глава девятая

233. Какой единственный вопрос вызвал споры между гигнгнмами на общем собрании? (Не следует ли еху стереть с лица земли.)

234. Назовите доводы, которые привел один из участников собрания, что еху не только самые грязные и безобразные животные, но и крайне злобные и мстительные. (Могут сосать молоко у коров, принадлежащих гуигнгнмам, ловить и пожирать их кошек, вытаптывать овес и траву.)

235. Каким образом гуигнгнмы сохраняют свои знания, не имея письменности? (Путем преданий.)

236. Как гуигнгнмы ведут счет годам и месяцам? (По обращениям солнца и луны.)

237. Какая тема обычно звучит в стихах гуигнгнмов? (Дружба или восхваление победителей на бегах ши других состязаниях.)

238. До какого возраста обычно живут гуигнгнмы? (До семидесяти ши семидесяти пяти лет.)

Глава десятая

239. Из какого материала Гулливер сшил себе новое платье? (Их шкурок кроликов и других красивых зверьков.)

240. Обычные темы бесед гуигнгнмов. (Дружба, доброжелательство, порядок и благоустройство, явления природы или преданья старины.)

241. Непреклонное увещевание собрания гуигнгнмов, повергшее Гулливера в полное отчаяние. (Серому хозяину обходиться с путешественником как с еху, либо он отплывает туда, откуда приплыл.)

Глава одиннадцатая

242. Назовите дату отплытия Гулливера из страны гуигнгнмов. (15 февраля 1714 года.)

243. Назовите капитана португальского корабля, куда Гулливер был насильно доставлен матросами. (Педро де Мендес.)

244. Какие чувства испытал Гулливер, приехав домой к жене и детям? (Ненависть, отвращение и презрение.)

245. Чего Гулливер не может позволить делать жене и детям до сих пор? (Прикасаться к его хлебу, пить из его чашки, брать за руку.)

246. На что истратил Гулливер первые свободные деньги? (На покупку двух жеребцов.)

Глава двенадцатая

247. Назовите главную цель путешественника. (Просвещать людей, воспитывать в них добродетель, совершенствовать их ум при помощи хороших и дурных примеров в жизни чужих стран.)

248. Почему Гулливер не представил докладную записку об открытых им странах королю? (Сомневался в справедливости государей в таких случаях: образуют современную колонию, предназначенную для насаждения цивилизации среди дикарей- идолопоклонников и обращения их в христианство, туземцы либо изгоняются, либо истребляются, вождей подвергают пыткам, чтобы принудить вернуть золото.)

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра для школьников 6 - 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»

Лингвистическая игра для старшеклассников

Игры по русскому языку и литературе в школе

Литературные кроссворды с ответами для 5-6 класса

Литературная игра для старшеклассников с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!