Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе

Конспект урока русского языка для 8 класса
Тема:  Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающих в 8 классе по учебнику (УМК): В. В. Бабайцева «Русский язык. Теория, 5-9 класс», А. Ю. Купалова «Русский язык. Практика»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1) образовательная: научиться различать односоставные предложения от двусоставных;  научиться находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям; выяснить, какова роль односоставных предложений в текстах;
2) воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;   содействовать осознанию ценности изучения русского языка;
3) развивающая: обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Оборудование: листочки с заданиями.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы
коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Ход урока:
Добрый день, ребята! Присаживайтесь.
На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это моё настроение. (Показывает соответствующий настроению смайлик). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Итак, представьте себе, что вы ученики 11 класса и сидите на ЕГЭ. Вам нужно решить задание В4. Перед вами листочки с текстом и заданием (приложение №1). Прочитайте задание. Скажите, сможете ли вы сейчас его выполнить?
Хорошо. Давайте пока отложим это задание и вернемся к нему только тогда, когда сможем его выполнить.
Кто догадался, исходя из задания, какая тема нашего урока сегодня?
Молодцы, вы догадались!
Давайте запишем число, классная работа и тему нашего урока: «Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения».
Какова главная цель урока? (понять, что такое односоставные предложения и определенно-личные предложения)
Какова задача урока? (научиться находить односоставные предложения в тексте, уметь отличать их от двусоставных, уметь находить определенно-личные предложения )
А сейчас, чтобы разобраться с нашей темой посмотрите на доску.
На доске записаны два  предложения: Люблю русский язык.
Я люблю русский язык.
Запишите эти  предложения в тетрадь, подчеркните в них грамматические основы.
У кого-то возникли трудности при выделении грамматической основы? Если да, то в чём именно?
Чем различаются эти предложения?
Сделайте вывод.
Какое предложение мы можем назвать односоставным? Почему?
Как вы думаете, что нужно, чтобы  изучить новый материал? (теория)
Вашему вниманию предлагается теоретический материал (приложение №2) Сейчас вы работаете в паре. Читаете теорию и составляете кластер. В центре должно быть односоставное предложение. Посмотрим, что у вас получится.
Покажите свои кластеры
Посмотрите на свои кластеры и ответьте на вопросы:
На какие группы делятся односоставные предложения по значению и способу выражения главного члена? (определённо-личные, неопределённо-личные,  безличные, назывные)
Чем по смыслу отличаются односоставные предложения от двусоставных? (односоставные понятны без второго главного члена, отсутствие его усиливает смысловое значение того члена, который есть в предложении).
Возвращаясь к началу урока, теперь мы можем полностью выполнить задание ЕГЭ части В4? Почему? Ведь мы узнали, что такое односоставное предложение.
Тогда давайте опять обратимся к теории (приложение №3) , читаем теорию, составляем план параграфа.
Ответьте на мои вопросы:
Какие предложения мы называем определенно-личными?
Какими формами может быть выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?
Чем двусоставное предложение: «Утром я встаю в 7 часов» отличается от односоставного определенно-личного предложения: «Утром встаю в 7 часов»? И что эти предложения объединяет?
Для чего нужны определенно-личные предложения?
Как вы поняли, что такое обобщенное значение  в определенно-личных предложениях?
Записываем предложения (приложение №4), выделяем грамматические основы, находим определенно-личные предложения.
Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы
Проверьте друг  друга (лист ответов приложение №5)
10  правильных из 10 –«5»
9-8 – «4»
7 – «3»
меньше 7 – «2»
Поставьте карандашом отметку, листочки я соберу.

А теперь вы сможете выполнить задание, которое я дала в начале урока?
Итак, сейчас найдите в предложенном вам тексте (Приложение №1) односоставное определенно-личное предложение напишите в тетрадь номер этого предложения.
Давайте запишем домашнее задание параграф 180-181 (теория), упражнение 192 (практика).
А теперь скажите, достигли ли мы цели урока, которую поставили?
Решили ли мы проблему, которая стояла перед ними в начале урока? Мы смогли решить задание ЕГЭ  В4.
Что нового узнали сегодня?
Где вам это может пригодиться?
Давайте вспомним про наши смайлики, которые уже заскучали. Предлагаю сейчас воспользоваться ими как средством самооценки (как я усвоил материал) и составить совместно портрет класса. Каждый ученик выходит доске и на ватман приклеивает свой смайл.
Улыбающийся смайлик – получил знания, усвоил весь материал («5»)
Смайлик с прямым ртом – усвоил материал, но есть над чем поработать («4»)
Грустный смайлик – усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы («3»)
Благодарю вас за работу на уроке.
Приложение №1
В4. Среди предложений 1-8 найдите односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамленные лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (2)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (3)Лесное озеро из густо-синего моментально может превратиться в серебристо-сиреневое, стоит только подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (4)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (5)Но кроме ветра есть еще солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (6)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (6)Вспомним короткие, почти черно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (7)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!
Приложение №2 и №3
Теория учебника.
Приложение №4
Запишите предложения, выделите грамматические основы, найдите определенно-личные предложения.
1. Белеет Парус одинокий в тумане неба голубом.
2. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму.
3. Берегите друг друга, добротой согревайте.
4. Но тут тебя как доймут всяким вздором…
5. После дела за советом не ходят.
6.  На улице было светло и людно.
7. Учи уроки прилежно.
8. Люблю грозу в начале мая.
9. Приятно пахнет черемуха.
10. Светает.
Приложение №5
1. Белеет Парус одинокий в тумане неба голубом.
2. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика в сумерках, костер, раздвигающий тьму.
3. Берегите друг друга, добротой согревайте.
4. Но тут тебя как доймут всяким вздором…
5. После дела за советом не ходят.
6.  На улице было светло и людно.
7. Учи уроки прилежно.
8. Люблю грозу в начале мая.
9. Приятно пахнет черемуха.
10. Светает.
10  правильных из 10 –«5»
9-8 – «4»
7 – «3»
меньше 7 – «2»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Шаблон для выполнения части С2 ГИА

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Сказка про Лешака | Конспект урока русского языка в 5 классе
Опубликовано: 3782 дня назад (8 декабря 2013)
Просмотров: 6908
+1
Голосов: 1
Надежда Григорьевна Кириличева # 21 января 2014 в 14:27 +1
Уважаемая Алена! Хороший урок-практикум. Разнообразный материал. Разноуровневые задания. Я как раз работаю в этом году в 8 классе. Обязательно воспользуюсь данной разработкой. Спасибо!
Екатерина Петровна Беликова # 14 июня 2014 в 09:44 +1
Здравствуйте, Алена! Мне очень понравился урок! Тему и задачи вы не сообщаете, а подводите учеников самостоятельно это сделать. Кроме того, еще каким образом! Беру себе на заметку! Вы даете им задание ЕГЭ - школьники осознают, что разобраться в данной теме им необходимо, это им нужно, эти знания понадобятся для сдачи одного из важных экзаменов в дальнейшем. Работа на опережение! Урок содержит ценнейший материал! Различные виды деятельности позволяют легко и непринужденно изучить данную тему! Спасибо! Голосую!