Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы по ФГОС, 6 класс на тему «Три царства»

Конспект урока по литературе в 6 классе с презентацией «Три царства»
Автор: Шилова Анастасия Леонидовна, учитель русского языка и литературы Медвежьегорской СОШ №1 Республики Карелия
Класс: 6
Тема урока: Урок-концерт «Три царства»
Место в образовательной программе: внеклассное чтение
Описание идеи занятия:
Конспект урока будет интересен учителям русского языка и литературы, учителям начальных классов.
1) Выбор темы мотивирован стандартом, учебным комплексом под редакцией В.Я. Коровиной для 6-х классов.
2) Использованы межпредметные связи с изобразительным искусством, с биологией.
3) Значимость темы: умение учащихся декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности
4) В данной теме затрагиваются темы: любовь к царству животных и художественному слову
5) Учитель будет оценивать умение учащихся декламировать стихотворения, использовать и находить средства художественной выразительности
6) Будет использовано проблемное обучение и проект
Тип урока: комбинированный с элементами личностно-ориентированного подхода
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, интерактивный
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, сборник стихотворений «Три царства», распечатки стихотворений у каждого ученика.
Цель:
1) Знакомство учащихся со сборником стихотворений «Три царства»; формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению средств художественной выразительности в тексте;
2) Развитие умения находить средства художественной выразительности;
3) Воспитание внимания к слову через декламацию стихотворений;
4) Формирование познавательных действий (анализ и сравнение при работе с текстом, ориентация в художественной структуре стихотворения);
5) Формирование «языкового чутья» в результате ориентации учащихся в структуре языка;
6) Формирование коммуникативных и регулятивных учебных действий через проект («Сотворчество»)
Задачи:
1)Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
- воспитывать любовь к родной природе;
- создавать внутреннюю мотивацию к учению;
2) Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей;
- формировать умение строить речевые высказывания;
3) Метапредметные УУД:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- формировать информационную компетентность работы с текстом;
4) Коммуникативные УУД:
- формировать навыки фронтальной работы, работы в паре, умение слушать товарищей;
5) Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать;
Словарь занятия: средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, градация, литота
Структура урока (этапы):
1) Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2) Этап актуализации знаний, обобщение изученного
3) Постановка учебной задачи
4) Выступления. Концерт.
5) Динамическая пауза
6) Применение теоретических положений в условиях выполнения учебных задач
7) Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
8) Информация о домашнем задании
9) Рефлексия деятельности, подведение итогов занятия
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 мин) Приветственное слово учителя.
- Здравствуйте! Садитесь. У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами

2. Этап актуализации знаний, обобщение изученного
(3 мин) Фронтальный опрос:
1. Вам нравится рассматривать фотографии животных, птиц, растений?
2. Как передается мастерство художника, фотографа?
3. А поэты свою любовь показывают с помощью слов. Какие средства художествен-ной выразительности помогают донести до читателей красоту природы, любовь к ней?

3. Постановка учебной задачи
(2 мин) Сегодня мы окунемся в «Три царства» живой природы, послушаем замечательные стихи в вашем исполнении, поработаем со средствами художественной выразительности. Цикл уроков-концертов, посвященный сборнику стихов «Три царства» объявляем открытым!
(1 мин) Постановка проблемного вопроса.
Кстати, а какие царства живой природы знаете вы? О каком сегодня пойдет речь?
(1 мин) Пропускаем в тетради 2 строчки, записываем число, классная работа (СЛАЙД 1) Пишем красиво, сидим прямо.

4. Выступления. Концерт
(23 мин)Слушая стихотворения известных поэтов о животных, постараемся отметить наиболее интересные средства художественной выразительности. Будем учиться у поэтов искусству слова!
1. На животных всегда приятно смотреть. Они поднимают настроение и вызывают самые нежные чувства. (СЛАЙД 2)
Сергей Клычков «О зайце»
2. Мир удивителен. А животный мир и подавно!
Новелла Матвеева «Попугай»(СЛАЙД 3)
3. Всегда интересно посмотреть на животных, разглядеть их, прикоснуться к живой природе
Валентин Берестов "Жуки"(СЛАЙД 4)
4. Чтобы видеть красоту необходимо очень внимательно, вдумчиво вглядываться в окружающий мир.
Сергей Клычков «Про ворон" (СЛАЙД 5)
5. Стихи говорят нам о том, что природа – это часть нашей жизни. Она удивительная, красивая, хрупкая – ее надо любить и оберегать.
Владимир Павлинов «Красные волки" (СЛАЙД 6)
6. На земле существует огромное разнообразие животных: от самых крупных и заметных до самых крошечных, но не менее значимых.
Владимир Соколов «Муравей» (СЛАЙД 7)
7. Человек и природа неделимы. Не стоит об этом забывать.
Дмитрий Кедрин «Мышонок» (СЛАЙД 8)
8. Умение видеть вокруг себя «превосходные вещи» требует от человека тренировки: нудно смотреть на все, что нас окружает, с мыслью, что это обязательно надо написать красками или передать словами, а может. Выразить и в камне…
Ярослав Смеляков "Ягненок"(СЛАЙД 9)
9. Человек, умеющий видеть красоту природы, находится в гармонии с собой. Он умеет видеть хорошее в окружающем его мире. Не зря говорят, что природа успокаивает.
Мария Петровых «Кузнечики»(СЛАЙД 10)
10. Домашних животных мы любим за их ласку и преданность, а диких уважаем за силу и независимость.
Константин Бальмонт «Пантера» (СЛАЙД 11)
11. Красота родной природы открывается каждому, кто способен понять ее сердцем.
Александр Блок «Ворона» (СЛАЙД 12)
12. Наблюдая за жизнью природы, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью человека и жизнью природы много общего.
Саша Черный «Осленок» (СЛАЙД 13)
13. Творчество поэтов обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним светлый мир.
Николай Заболоцкий «Лицо коня»(СЛАЙД 14)
14. Природа завораживает человека, заставляет его задуматься о величии земли, на которой они живет, пробуждает любовь к Родине, будоражит воображение.
Всеволод Рождественский «Жеребенок" (СЛАЙД 15)
Надеюсь, что стихотворения, прозвучавшие на уроке, не оставили вас равнодушными. Творчество поэтов учит нас видеть красоту в самом обыкновенном, открывает для нас невыразимую прелесть природы, одаривает нас счастьем любования ею.

5. Динамическая пауза
(2 мин)-Предлагаю вам провести динамическую паузу, связанную с темой урока!
1. Физкультминутка (Пантомима) стоя
Наш урок-концерт мы посвятили царству животных. Давайте вспомним, помимо искусства фотографии, живописи и искусства-слова, искусство движения, пластики.
- Сова бесшумно парит между верхушек деревьев (Поднимаем плечи, расправляем руки, делаем плавные движения)
- Пантера – невероятно грациозная дикая кошка. Покажите, как она подкрадывается к жертве. (тянем руки вперед, плавно сгибая кисти и пальцы)
- Олень пуглив и робок, он осторожно бродит по лесной чаще (поднимаем колено и плавно опускаем ногу)

2. Физкультминутка (Средства художественной выразительности) сидя Вторая физкультминутка будет посвящена средствам художественной выразительности.
Гипербола (руки вверх)
- море смеха
-мы не виделись сто лет
-тысячу раз: «Спасибо»
Литота (руки, плечи, голову вниз)
- Мальчик –с- пальчик
- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения учебных задач
(2 мин) Пришло время попробовать и себя в роли художников слова. Подберите за 1 минуту как можно больше эпитетов к этой картинке (котята спят). Запишите их в тетрадь. Работаем в парах.
Проверка задания.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
(3 мин)Вы хорошо справились с заданием, проявили фантазию. На партах у вас лежат каточки с тексами стихотворений. И 4 индивидуальных задания, поднимите руки, кому они достались. Прошу выполнить задания и в конце урока дать на проверку Приложение 1
Прошу всех познакомиться со стихотворением Виктора Бокова «Снегирь». Подготовьте выразительное чтение. Найдем в этом тексте все известные вам средства художественной выразительности.
Приложение 2
8. Информация о домашнем задании
(1 мин)-Откроем дневники и запишем домашнее задание: 1. напишите, какое стихотворение вам понравилось больше и почему. 2. Анализ лирического текста Петра Орешина(СЛАЙД 17)
Приложение 3
Выставление отметок!

9. Рефлексия деятельности, подведение итогов занятия
(СЛАЙД 18) Сегодня на уроке я:
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог….
- могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Ребята, продолжите фразы.
Вывод: чему научились, с какими терминами поработали?
Молодцы, ребята, активно работали на уроке.
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка 1
Теория: продолжите предложения
1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений-_____________(метафора)
2. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету-_______________(эпитет)
3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность- ____________________(сравнение)
4. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия-________________(олицетворение)

Карточка 2
Анализ текста
1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)
2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)
3. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Виктор Боков "Снегирь"
Я люблю снегиря за нагрудные знаки,
За снежок и за иней на птичьей брови.
У меня впечатление: он из атаки,
Снегириная грудь по-солдатски в крови.

Пни лесные все прячутся в белые каски,
Грозовые мерещатся им времена.
Но летает снегирь безо всякой опаски
И старательно ищет в снегу семена.

Я люблю снегиря за подобье пожара,
За его откровенную красную грудь.
Мать-Россия моя, снеговая держава,
Ты смотри снегиря своего не забудь!

Николай Сидоренко
Кукушка
Неказистая странная птицы,
Что опасной гадалкой слывет,
От стороннего глаза таится
И все время кого-то зовет.

В этом голосе, близком и дальнем,
В зеленце молодого леска
Не рассказ о житье беспечальном –
Бесприютная доля-тоска.

И смеркается лет и светлеет-
Неизменно ее ремесло:
Все кукует она, все считает-
Сколько лет одиноких прошло.

Остается всегда без ответа
И тревожит счастливых пичуг
Кукование бездомное это –
Одинокая жалоба вслух.

Этот голос на сердце ложится
И, такой безысходно-земной,
Мне туманною осенью снится,
Не смолкает заносной зимой.

Видно, только веселые звуки-
Это жизни одна сторона,
И печальная песня разлуки,
Словно тучка на небе нужна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пётр Орешин (1887 - 1938)
Полюбил я заоблачный лёт
Легкокрылых степных журавлей.
Над ухлюпами русских болот,
Над безмолвием русских полей.

Полюбил я заоблачный шум
Над землёю тоскующих птиц;
Красоту неисполненных дум
И печаль человеческих лиц.

Полюбил я осеннюю мглу
И раздолье плывущих полей.
Этот крик по родному селу
Золотых, как мечта, журавлей.

Пусть осенние ночи темны,
Над полями — зелёная мгла.
Выплывает из злой тишины
Светлый звон золотого крыла.

Полюбил я заоблачный лёт,
Вечный зов журавлей над селом.
Скоро, скоро от синих болот
Поднимусь золотым журавлём.
Презентация для конспекта урока по литературе (с требованиями ФГОС) «Три царства»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца" Конспект урока литературы, 6 класс. Основы стихосложения

Похожие статьи:

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Участник №61 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Литературный праздник - урок, 5 класс. Мы читаем Маршака | Конспект урока-игры по русскому языку с презентацией «Знатоки русского языка», 5 класс
Опубликовано: 1469 дней назад (20 марта 2020)
Просмотров: 1371
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Тамара Васильевна Енина # 21 марта 2020 в 20:07 +1
Здравствуйте, Анастасия Леонидовна! Замечательное воплощение идеи внеклассного чтения в жизнь. И стихи почитали, и художественные тропы повторили, разобрали, и о бережном отношении к природе поговорили, и русским словом полюбовались. Здорово! А уж фгосовский конспект просто идеален. Успехов Вам в профессии! Детишек отзывчивых, умных, активных, любящих литературу. Голос.
Анастасия Леонидовна Шилова # 23 марта 2020 в 14:27 +1
Тама Васильевна, спасибо, что нашли время посмотреть мои материалы!!!!!
Елена Юрьевна Шишлакова # 22 марта 2020 в 22:58 +1
Добрый вечер, Анастасия Леонидовна! Отдаю Вам свой голос за Вашу работу! Продуманный ход урока, хороший развёрнутый конспект с приложениями. Школьникам полезно много читать не только прозу, но и поэзию, а уметь декламировать стихотворения это будет просто замечательно! Желаю Вам успехов! Голос!
Анастасия Леонидовна Шилова # 23 марта 2020 в 14:27 +1
Елена Юрьевна, благодарю вас за внимание.
Ирина Ивановна Гончарова # 30 марта 2020 в 18:51 0
Здравствуйте, Анастасия Леонидовна! Спасибо за приглашение на урок-концерт. Содержание урока выстроено грамотно, доступно. Поставленные задачи урока реализованы в полной мере. Вами созданы условия для актуализации опыта учащихся.Психологическая комфортность мероприятия обеспечена благоприятным климатом, реализацией личностно-ориентированного подхода. Представленная презентация помогла проследить ход урока. Примите голос и пожелания удачи в конкурсе.