Методическая разработка "Использование дидактических игр на занятиях по рукоделию"
Дидактические игры для обучения детей работе с тканями.
Автор: Голикова Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования, Руднянский дом творчества Смоленской области.
Описание: данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, учителей технологии.
Цель:учить детей работать с тканями и материалами, необходимыми при изготовлении мягких игрушек.
Игра – средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива и метод организации других видов деятельности и эмоциональное состояние, и способ общения.
Общение обучающихся в игровых ситуациях дает ощущение реальности, вносит в процесс обучения иронию, шутку, юмор, снимает напряжение, усиливает мотивацию к учебной деятельности. На первых занятиях по изготовлению мягких игрушек необходимо познакомить обучающихся с материалами и оборудованием, свойствами материалов, правилами раскроя. Это необходимые знания, но согласитесь довольно скучные для детей 8-10 лет. Чтобы занятия были более увлекательными, я использую дидактические игры. Я стараюсь составлять свои дидактические игры так, чтобы дети не подозревали, что они чему-нибудь учатся.
Существуют определенные требования к организации дидактических игры: - Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей
- Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
-Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведение итогов). Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Но эта цель, как правило, непонятна и не интересна детям, поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу, которая мотивирует обучающихся на игровую деятельность, например, узнать лучшего знатока тканей и материалов.
Игровые действия - это отдельные элементы игры, чем они разнообразней, тем увлекательней игра, например, в ходе игры дети могут играть различные роли, придумывать задания для соперников и т.д.
Правила игры определяют, как и что нужно делать.
Подведение итогов происходит в конце игры и является ее обязательным компонентом, например можно подсчитать количество набранных очков, сравнить скорость выполнения задания. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, не зависимо от успеха.
Игра «ЛОТО»
Цель игры: систематизировать знания обучающихся тканей и материалов, применяемых при изготовлении мягких игрушек.
Оборудование: Карточки, расчерченные на клетки, с наклеенными образцами тканей и материалов (бязь, сатин, бархат, шелк, шотландка, искусственный и натуральный мех, синтепон, драп, трикотажное полотно, фетр и т.д), на каждой карточке 6-8 образцов. Так же нам понадобятся набор фишек(небольших карточек) с наименованием тканей и материалов.
Ход игры: Карточки с образцами тканей и материалов раскладываются на столе и переворачиваются. Каждый игрок вытаскивает себе карточку. Игроков желательно расположить по кругу. Ведущий перемешивает фишки в небольшой коробочке, не глядя, вытаскивает карточку с названием ткани или материала. Игроки находят у себя в карточках такой материал и закрывают его. Игра продолжается пока не закроются все клеточки. Побеждает тот, кто первым закроет всю карточку. Можно провести несколько раундов игры, при этом ведущий может меняется из числа игроков.
Игра «ТЕТРИС»
Цель: Развитие практических навыков экономной раскладки деталей на ткани. Развитие пространственного мышления.
Оборудование: Лист синего картона, вырезанные шаблоны различной формы из красного картона (картон может быть других контрастных цветов)
Ход игры: Может быть несколько вариантов игры
1. В первом туре на заданной площади (лист картона) надо разместить несколько шаблонов. В последующих турах задача усложняется, добавляется еще один шаблон. И так 4-6 туров.
2. Игра будет еще сложнее, если начертить на картоне горизонтальные и вертикальные линии (напоминающие нити утка и основы), такие же линии нарисовать и на шаблонах. Теперь шаблоны надо укладывать, соблюдая горизонтальные и вертикальные направления.
3. Игру можно провести, установив определенное время, за которое необходимо разложить как можно больше шаблонов.
В игру можно играть вдвоем, а также командами.
Игра «НАЙДИ ПАРУ»
Цель игры: развитие практических навыков при определении лицевой и изнаночной сторон материала.
Оборудование: Парные карточки, на которых наклеены материалы лицевой и изнаночной сторонами. Большой лист картона, расчерченный на квадраты. Число квадратов соответствует числу карточек.
Ход игры: Игра напоминает китайскую игру «Маджонг». Карточки с наклеенными образцами раскладываются на расчерченном листе картона, образцом вниз. Задача игроков, открывая по две карточки найти, лицевую и изнаночную стороны материала. Если карточки у игрока совпадают, он делает еще один ход (открывает еще пару карточек), если карточки не совпадают, они опять переворачиваются и ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается пока все карточки не будут открыты. За каждую открытую пару можно вручать жетоны.
Буду очень рада если мой опыт кому-нибудь пригодится.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий отчётного концерта творческих коллективов центра творчества
Юбилей центра дополнительного образования детей - 50 лет. Сценарий
Сценарий отчетного концерта Центра дополнительного образования
Областная выставка декоративно-прикладного творчества
Похожие статьи:
Открытие выставки декоративно-прикладного творчества. Сценарий
Сценарий слета детских общественных организаций