Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в подготовительной группе детского сада. Народные промыслы

Проект в подготовительной группе детей с ТНР Тема: «Знакомство детей с традиционным промыслом пуховязания села Калда, Барышского района Ульяновской области»
Программное содержание
Цель проекта:
- Дать дошкольникам представления о народных промыслах.
- Развивать познавательный интерес, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
- Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре предметному искусству.
Задачи проекта:
- Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре.
- Познакомить с историей возникновения вязального промысла в Ульяновской области с их особенностями.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Развивать мелкую моторику
- Активизировать словарь по данной теме (ремесло, козья шерсть, сырье, чески, веретено, пряжа, прядение, сучение, спицы, пуховязальщица, пуховые изделия ).
Последние две задачи неизменно прорабатываются практически в каждой деятельности в группе детей с ТНР, что способствует улучшению качества речи.
Введение
Каждый человек имеет свою малую родину – то место, где он родился и вырос. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.
Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. Это светлое чувство, лежащее в основе нашего мировоззрения. Это потребность видеть знакомые с детства поля и леса, реки и озера, потребность в общении с друзьями, соседями и земляками. Везде, где живут и трудятся люди, будь то город или село, есть его история и его герои. С годами воспоминания о родных местах становятся все дороже. Как известно детские воспоминания самые яркие.
Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Мы восхищаемся их красотой, пишем с них картины, сочиняем о них стихи и музыку. Мы любим их, потому что выросли среди всего этого. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях. Поэтому знакомство с родным краем, его названием, достопримечательностями, культурными и природными объектами является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
У каждой страны, региона есть свои обряды, культура и искусство. У каждого края есть своя история, свои традиции.
К искусству родного края следует отнести, прежде всего, традиционные народные промыслы и народный фольклор.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают свою одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.
Есть богатства, которые присущи именно этому краю.
В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа.
Многие подзабыли такую теплую и красивую вещь в гардеробе женщин и детей, как пуховый платок, паутинка и палантины. Эта теплая вещь смотрится очень красиво и необычно.
Пуховый платок – это произведение народного искусства, это такая же часть неотъемлемой русской души, как русская береза, русская тройка, русская песня.
Оренбургский пуховый платок – это история русской культуры, обрядов, традиций, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый.
В селе Калда Барышского района Ульяновской области развит промысел - изготовление шерстяных женских шалей, аналогичных оренбургским платкам, и об этом мало кто знает.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: с 15 января по 30 января

Актуальность
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями в целом.
Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Народное искусство – это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально психологическое и нравственное содержание, особенно необходимое детям на этапе становления их личности.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным промыслом Ульяновской области Вязание на спицах пуховых платков, обогащая при этом развивающую среду группы.

Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах родного края;
Развитие творческого воображения и творческого мышления;
Для родителей:
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
• Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
• Создание развивающей среды,
Подборка материалов о народном промысле Ульяновской области – вязание пухового платка по образу и подобию Оренбургского платка.
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, фото с реальными произведениями народных мастеров);
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народного промысла;
• Разработка НОД.
Подготовка материалов для творческой деятельности детей.
Работа с родителями:
Подбор материалов для презентации.
Предоставление образцов платков, паутинок, палантинов для показа детям.

Основной этап: Реализация проекта
1. Коммуникативная деятельность:
- Беседа «Народные традиции и Народные промыслы»;
- Создание мини – выставки подручных материалов и оборудования, при помощи которых создается пуховый платок.
2. Познавательное развитие:
- Тематическая беседа с детьми о пуховязальном промысле «Калдинские мастерицы» (знакомство с пуховым платком, рассматривание иллюстраций с изображением узоров на пуховых платках);
- Просмотр презентаций «Процесс создания платка из козьего пуха»,
- НОД «Пуховый платок».
3. Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Узнай по описанию» (описание орудий труда, с помощью которых подготавливают пух к вязанию платка)
4. Художественная деятельность:
НОД Рисование: «Узоры пухового платка»
5. Речевое развитие:
- Чтение стихотворение: И.Агеева «Шаль»
- Н. Ермашова « Сказка про оренбургскую паутинку»
6.Музыкальная деятельность:
Прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок»
7. Физическое развитие:
- Пальчиковая игра «Ох ты козочка – коза».
- Подвижная игра «Платочек»,
8. Продуктивная деятельность
Выставка детских рисунков.

Методы и приемы, применяемые в работе:
Наглядные: мотивация,рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий; показ образца, показ способов действий.
Словесные: мотивация, художественное слово, беседы, поощрения, указания, подсказки, вопросы, беседы с родителями, чтение художественной литературы, рассказывание.
Практические: обследование предметов, материалов, пальчиковая игра, дидактические игры, самостоятельная деятельность детей, выставка работ.

Обобщающий этап
Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.

1.Выставка народного творчества.
2. Выставка детских работ;
3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни народов Ульяновской области и ее культуре. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Родители:
Работа над проектом предполагала тесное сотрудничество с родителями, а именно: сбор материала о мастерицах пуховязальщиц с. Калда Барышского района нашей Ульяновской области, предоставление платков, паутинок, палантинов. Вследствие чего, они стали активными участниками проекта.

Дети:
- Научились проявлять интерес к народным традициям и обычаям родного края.
У детей сформированы знания об истории пухового платка, а также, устойчивый интерес к прошлому, настоящему и будущему пуховязального промысла. Наблюдается познавательная активность и любознательность детей.
- Расширили кругозор о пуховом платке через мини выставки созданные педагогом и родителями.
- Сформировали знания о последовательности вязания пухового платка.
- Пополнился словарный запас детей.
- Научились создавать узоры для платка, паутинок, палантинов.
В ходе реализации данного проекта удалось не только познакомить дошкольников с пуховым платком, но и создать условия, способствующие развитию социокультурных ценностей, воспитание уважения к тем местам и той земле, на которой живешь, умения видеть красоту родного края.

Список используемой литературы:
1. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
5. Давыдова С.А. Очерк пуховязального промысла в России // Кустарная промышленность в России. - СПб., 1913. - с. 247.
6. Интернет ресурсы:
Приложение
Фотоматериалы








Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа

Похожие статьи:

Развлечение «Народные промыслы» в средней группе. Сценарий праздника

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Опубликовано: 48 дней назад (20 марта 2024)
Просмотров: 280
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Косарева # 25 марта 2024 в 18:39 0
Молодцы!
Эльза Наильевна Нуруллова # 11 апреля 2024 в 18:07 0
Спасибо большое! smile