Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей младшей группы ДОУ. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”.
В.А. Сухомлинский


Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
• Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.
• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
• Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»
Т.А.Ткаченко

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!
Литература:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.
3. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.
4. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.

Рекомендуем посмотреть:

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Если ребенок привязан к маме

Консультация для родителей группы раннего возраста по эмоциональному развитию

Участник №64 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Артикуляционная гимнастика. Рекомендации родителям
Опубликовано: 2568 дней назад (18 марта 2017)
Просмотров: 4736
+1
Голосов: 1
Сидоренко Инна Николаевна # 27 марта 2017 в 18:01 0
Спасибо большое. Пальчиковую гимнастику можно использовать с первоклассниками на уроках обучения грамоте.
Ирина Владимировна Маклакова # 16 июля 2017 в 14:38 0
Здравствуйте, Наталья Михайловна. Проголосовала за вашу работу. В этом году выпустила подготовительную группу в школу и набрала деток в младшую. Читаю всё, что может мне пригодиться в работе. Пальчиковые игры - занимательны и полезны, всегда применяю. Ваша консультация для родителей мне пригодится. Творческих успехов Вам.